Кошка Мыра

   С раннего детства помню, что у нас в доме были кошки. Любил играть с ними, но все проблемы по уходу за животными были на плечах мамы. Мои игры происходили не всегда безвинно. В возрасте трёх-четырёх лет, я, например, просто мучил кота. Запихивал его в чемодан и сверху садился. Или брал кота за горло и тёрся подбородком о его голову. Лапы у кота при этом упирались в пол. Бедное животное, - всё это терпел молча, ни разу меня не царапал, не пытался убежать. Вот такой тип кошачьего характера был у нашего кота. Позднее иные кошки не позволяли с собой так обращаться. Но каждая из них имела свой характер , свои привычки, свой образ жизни. И всегда были преданны и ласковы к тем, кто за ними ухаживал. Что касается ласки, то не только к тем, кто их поил и кормил, а часто и ко всем окружающим, знакомым и не знакомым. Кошка Мыра, о которой пойдёт речь ниже, являлась исключением из этого правила.
 
   Мне было за 50 лет, когда жена привезла в деревню тощего, размером в женскую ладонь, чёрного цвета котёнка, с белыми кончиками лап, носа  и белой грудью.
-Мне он не нужен,- было моей первой реакцией.
-В городской квартире его не с кем оставить, а я на работе, - был быстрый ответ жены.
-Зачем ты его вообще взяла? Не хватало только ещё проблем связанных с его содержанием, - попытался парировать я.
 Оказалось, что котёнок был бездомным. Родился в тёмном подвале нашего многоэтажного городского дома. Кое-как выжил, питаясь молоком матери, которая Бог знает где доставала себе еду. И вот однажды котёнок смог по ступенькам подвала вылезти наружу. Дальше идти он не смог (силы последние потерял пока карабкался по ступенькам) и тут же лёг у входа в подъезд. Жена моя шла мимо, когда обратила внимание на, как её показалось, умоляющий взгляд, с просьбой не проходить мимо. Жена не посмела перешагнуть через котёнка. Взяла его, научила самостоятельно есть, и привезла ко мне в деревню.
 -Хотя бы, это кот? - спросил я с надеждой.
 -Нет, кошка Мыра. - прозвучал ответ как приговор.
Я был обречён на всё состоявшееся в последствии.

   Прошло восемь лет. Я пишу эти заметки. Мыра лежит у меня на коленях. Это у неё любимое место отдыха. Я могу встать, сесть и она снова запрыгивает, мурлычет, спит полностью расслабившись. Я могу потянуть её за ухо, потрогать пузо, сжать руками лапки, - всё разрешается. Но никто посторонний, взрослый или ребёнок, не сможет подойти и погладить Мыру. -Вам в доме не нужна собака, кошка вполне её заменяет,- однажды было кем-то сказано. Даже те кто постоянно приходят в гости, не могут взять Мыру на руки. Людей встречает злой взгляд прекрасных крупных зелёных глаз, змеиное шипение, удар когтистой лапой, при приближении чужой руки.
   Я не знаменитый артист цирка Куклачов, свою кошку не дрессировал, ничему специально не обучал. Все свои навыки она выработала сама. Я только имел прекрасную уникальную возможность наблюдать за животным в домашних условиях.
Сравнивать человека с кошкой,чтобы глубже понять природу  человеческой и кошачьей "породы". Кошка говорить не может (но как сказать, я насчитал более двух десятков разнообразных звуков-сигналов, которые издавала Мыра, в необходимых для неё случаях, и она знала что я на них среагирую ), но и люди бывают от природы немые. Собаки, кошки, во многом благодаря молчанию, становятся другом человека. У людей, случается, слово за слово вызывает вражду. Кошка смолчит, это лучший шанс сохранить добрые взаимоотношения. Но, в принципе, Мыра была очень молчалива, от неё звук "мяу" редко можно услыхать. Если Мыра хочет есть, то подходит к моим ногам, трётся о них, и заглядывает мне в глаза, запрокинув к верху голову. Даже если в доме есть её любимая рыба, он просит молча. Когда кошка хочет выйти по надобности на улицу, она молча садиться у выходной двери. Ночью я, разумеется , не могу увидеть её желание выйти, потому что сплю. И тогда она, в этих случаях, прыгает мне на ноги (я сразу просыпаюсь, но делаю вид что сплю), идёт по мне к моей голове, тыкает своим мокрым носом в мой нос и тут же спрыгивает на пол. Я встаю, зажигаю свет и она ведёт меня к выходу.В городской квартире выход у кошки на балкон.Там у неё тазик с песком. Сделав свои дела, она бросается на балконную дверь, хватается лапами за ручку. Я слышу этот звук-грохот и впускаю кошку в квартиру. В деревне у нас в доме есть сени с двум дверями. Летом мы закрываем только одну дверь с улицы, снаружи на двери висит на петлях замок. Когда я в хате, а Мыра хочет войти со двора, она начинает лапами бить ( кто её этому научил?) по замку и он стучит в дверь. Я впускаю кошку. Зимой обе двери в сенях закрыты и я не слышу стука замка в входную дверь. Мыра это понимает, она запрыгивает на наружный подоконник ( в зависимости от того в какой комнате я нахожусь)одного из окон и лапами царапает и стучит по стеклу. Я и вижу и слышу. До всего этого Мыра доходит своими мозгами, значит они у неё есть, я её не учил. Мышеловку мне держать не надо. Правда, иногда мы мышь ловим вдвоём. К примеру, кошка учуяла добычу, а достать под холодильником не может. Смотрит на меня , мол помоги. Я наклоняю холодильник, ухватившись за его верхний край, а дальше дело техники и одного мига, и мышь в зубах у Мыры. Со временем я изучил язык желаний Мыры. Она дарит ласку, добро, преданность, но только в том случае, если она этого хочет. Она может сидеть в трёх шагах от меня, умываясь лапой, и сколько бы я её не звал к себе - не подойдёт и даже ухом не поведёт, если нет желания общаться. Видимо свою личную жизнь кошка тоже ценит, и когда она уделяет внимание мне, я тоже должен это ценить. Всё как у людей. Если Мыре что-либо надо, она находит меня в самом дальнем конце нашего в 50 соток огорода в деревне. Я копаю не обращая на неё внимания, кошка начинает ложиться на моем пути; я переступаю её, а она снова ложится и смотрит на меня без звука. Отбросил я лопату, спросил - что тебе Мыра надо? Она встаёт и идёт, периодически оглядываясь, иду ли я за ней. Подвела меня кошка к хате, молча показала, что ей надо войти. Вошла, залезла в специальный, предусмотренный мной, ящик для неё. Через пару часов родила котят. Брать котят в руки, мне тоже разрешается. А другим нельзя даже подойти и посмотреть. Будильник мне не нужен. Каждый день ( в том числе и по выходным дням) в шесть часов утра, Мыра прыгает мне на грудь и сразу спрыгивает. И так до тех пор, пока я всё-таки не встану. Ведёт меня Мыра к тому месту, где она питается. Это уже рефлекс. Надо кормить, потому что,обычно, в это время в будние дни и я завтракаю, перед уходом на работу.


 Игорь Хлебников. Одесса.  Декабрь 2018 год.


Рецензии