Ускользающая Истина - 1 Сократ

Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует
поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к
рассмотрению человека. Его деятельность открыла новое русло
в развитии античной философии. Википедия
Родился: 469 г. до н. э.  в  Алопеке 
Умер:    399 г. до н. э., Афины  70 лет
Полное имя: Socrates
Супруга: Ксантиппа
Родители: Софрониск, Фенарет
Дети: Лампрокл, Менексен, Софрониск



                Лучше совсем не помышлять об
                отыскании каких бы то ни было истин,
                чем делать это без всякого метода.
                Рене Декарт

                Поиск истины важнее, чем обладание
                истиной.
                Альберт Эйнштейн


Я взял эти изречения великих мыслителей современности, в качестве эпиграфа, чтобы направить, в первую очередь, себя в нужное русло рассуждений. Может быть, даже предостеречь и предупредить от того, что затея эта – с поиском истины – нет, не столь бесполезная, сколь тщетная и самонадеянная. Канун праздника, с подготовкой к нему, ожиданием его встречи – всегда радостнее, чем сам праздник. Я, это не к тому, что открытая нами или – нам, истина, вдруг, не столь порадует нас, а напротив – разочарует и огорчит; сколь к тому, что скорее всего, она «ускользнет» от нас, уйдя в глубину своей простоты, в которую мы не поверим. Может нам лучше оставаться, все же, детьми и верить, что Дед Мороз существует!

 Сократ, пожалуй, был первым, кто, не столько разочаровал нас, сколько убедил в том, что истина не только непознаваема, глубока и бесконечна, но и управляет нами, желаем мы того или нет. Одно только вот это его, великое: «Я знаю, что ничего не знаю»  - враз отобьет искать всякую истину, не то что «Абсолютную» - ну, раз уж Сократу неизвестно…! А по всей видимости, именно о ней он и говорил – именно говорил. Сократ не оставил после себя ни единой строки – он был твердо убежден в том, что всё написанное только ухудшает память. Все его мысли были записаны его учениками и последователями, главными из которых были Платон,  Алкивиад, Ксенофонт, Евклид.  Память, именно она и помогала ему в его софистских спорах и размышлениях с современниками – философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина.  Но он не был чистым софистом – более нормального человека в своей разносторонности трудно было себе представить.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки. Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать ИСТИНУ. Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался «приблизить» её к действительной жизни, заставить служить ей, помогать и направлять её, делая жизнь краше и осмысленней. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Разве мог кто другой, в те времена, так сказать о человеке, как сказал Сократ: «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ – СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ».

Безусловно понимая, что истина существует в каждом предмете – живом или не живом, что она тем сложнее и бесконечнее, чем сложнее  этот предмет, явление или объект, Сократ более тяготел к той истине, которой по сути своей является ИСТИНА ЖИЗНИ. Именно её загадкам и законам были посвящены все его рассуждения, споры и мысли.
«Сократ считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей. Если кто-то и вздумает утверждать, что он не подчиняется ей, не признает ее, что у него своя индивидуальная истина, это будет самообманом, попыткой отвернуться от неизбежного. Невозможно никому из нас, считал Сократ, отказаться от этой общей для всех нас истины, как нельзя отказаться от того, например, что ты человек, как нельзя отказаться от собственных глаз, рук и ног, сердца и разума.
Что же это за истина? Где она? Чем является? Отвечая на эти вопросы, Сократ говорит, что было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Единственное, что мы можем утверждать, – это то, что истина такая есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, всем известное, раз навсегда найденное и установленное, невозможно» (Википедия)

Вот главный тезис учения Сократа о Истине – здесь уже не только «ускользание» этой самой Истины в стремлении человека познать её, или хотя бы приблизиться к ней, сколько предупреждение, убеждение и даже установка: «Не моги! Прими, как должное!» Может быть он и прав – не по плечу это человеку, даже вооруженному современными знаниями. И потом - Зачем!? К чему знать её – может так проще и увереннее, с уверенностью в невозможность полностью познать её. Приблизиться – да! Познать полностью – нет! Как бесконечность, как Абсолютный ноль температуры, как Скорость света… - поставить и её в один ряд с этими недостижимостями и непостижимостями. Но, червячок-то, познания покоя не дает. Все смущает и смущает, даже возмущает одна только мысль: «Как же так!? Живем на Земле, уже не одну тысячу лет – а почему, с какой целью – своей ли, чужой? Каким законам и какой-такой Истине подчиняемся? Рабы мы или Хозяева на своей планете? Где грань между разумом и безумством?........ Вопросов так много – и на все из них не «захотел» отвечать Сократ!

Может вы сможете, уважаемый читатель – используя намёк Декарта о «методе» познания. Например: "от простого – к сложному". Мы можем многое сказать о истине домашних животных, кроющейся в их полезности для человека, в их предназначении. Многое «крутится» вокруг человека и претендуя тем самым, на критерий или хотя бы шаг к познанию истины всего того, что для человека.
                А САМ ТО ЧЕЛОВЕК – ДЛЯ КОГО ИЛИ ЧЕГО???
                Вот в чем вопрос, уважаемые!!!


Рецензии
Здравствуйте!
Если не трудно, то посмотрите мои заметки
http://www.proza.ru/2018/12/03/419
http://www.proza.ru/2018/12/03/1073
http://www.proza.ru/2018/12/17/1499
Возможно Вам будет интересно.
При желании почитайте и другие мои заметки. Мне весьма интересно Ваше мнение.
Желаю Вам, чтобы все, что Вам не нужно – ушло и пропало, а то, что нужно - пришло и осталось.
С уважением, Сергей Толочанов, 65 лет, профессиональный инженер-системотехник и любитель познавать окружающий мир.

Сергей Толочанов   23.12.2018 13:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Не стал отвечать Вам персонально - тема хорошая по искушению -
поэтому решил ответить Вам произведением, и другим будет полезно.
Позже постараюсь поговорить и по двум другим, рад знакомству.
Желаю Вам и Вашим родным и близким всего наилучшего в жизни!!!

Анатолий Федосов   25.12.2018 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.