От кённингов к образным перифразам

С поэзией скальдов я познакомилась, учась на филфаке. Читая исландские саги, погружалась в мир первозданной красоты и жестокости. Подробные описания убийств напрягали и возмущали нравственные чувства, воспитанные на христианских идеалах, поэтому приходилось усмирять современное сознание, чтобы проникнуться атмосферой древней эпохи рождения авторской поэзии из глубин фольклора.

Скальды не были профессиональными поэтами в нашем понимании, они были такими же воинами, как и окружавшие их крепко скроенные, мужественные исландцы. Так, в родовой саге о скальде Гисли мы видим человека, глубоко чтящего родственные связи и способного на преступление, дабы сокрыть злодеяние родного брата. Приведём как образец искусства Гисли его песню о пророческом сне.

Странные слышатся звуки
От крова у крови земли, -
Снова сплетатель песен
С Нанною льна в разлуке, -
Это две куропатки
В схватке кровавой бьются.
Знаю, нагрянет скоро
Ссора костров Одина.

Вычурный порядок слов и предложений приковывает внимание. Слова и предложения играют друг с другом, танцуют, то обгоняя, то вклиниваясь, то переплетаясь. Интригуют поэтические коды, встречаемые на каждом шагу. «Кровь земли», «сплетатель песен», «Нанна льна», «ссора костров Одина» - что означают эти формулы, так называемые кённинги? Первые два примера расшифровываются легко: это река и скальд. А вот над другими ломаешь голову. Пора глотнуть теории.

«Нанна льна» - это обычный кённинг женщины. В одном ряду с ним «Герд золота», «берёза запястья», «Трудр застёжки», «Ран подушки». В основе кённинга имена богинь, названия мифических существ женского пола или деревьев женского рода, то есть название любого существа из того же класса, что и описываемое (это общее правило). К основе прикладывается атрибут – название любого конкретного предмета из сферы заменяемого целого. Для женщины это золото, украшения, наряд и его части, предметы домашнего интерьера или утвари, а также угощение. Кто из нас без такой справки узнал бы в «липе скамьи» девушку?

Более сложны для разгадывания – а чтение драп (хвалебных песен), нидов (хулы) и вис (свободных песен на любой случай) и превращается для читателя в такую «забаву» - трёхчленные кённинги, а тем более содержащие большее количество элементов. Если знать, что «костры Одина» - это мечи, тогда просто понять значение выражения «ссора мечей» (битва).
 
Большой кённинг «расточитель янтаря холодной земли кабана великана» начинаем расшифровывать с конца. «Кабан великана» - кит, «земля кита» - море, «янтарь моря» - золото, «расточитель золота» - человек.

Скальдический кённинг – это условный знак для изображения сущности явления. Это типичное наименование, не связанное с конкретной формой предмета или явления. В этом отличие его от живописного образа или метафоры. Современный автор использует новые образные наименования предметов и явлений, чтобы вскрыть какие-то новые их характеристики, показать с необычной стороны. Скальды же только-только осваивали абстрактное мышление и упражнялись в бесконечных вариациях известных кённингов, заменяя синонимами элементы придуманных до них конструкций, но ни на шаг не отступая от общепринятой схемы.

Через много-много лет на одной из встреч с начинающими поэтами я предложила им по данной модели самим придумать кённинги женщины, используя для основы любых из известных им мифических существ женского пола. Получилось следующее: «ведьма ножниц» (сразу ассоциируется с парикмахером), «русалка бриллиантов» (угадывается светская женщина), «сирена ручки» (модная писательница), «химера губки» (домохозяйка). То есть наше сознание ищет в подобных сочетаниях образ и находит его по привычке. Мы не можем придумывать кённинги, а способны создавать образные перифразы, в основе которых лежит метафора (переносное значение по сходству). Поэтическое сознание  эволюционировало.

При первом знакомстве с кённингами я как человек творческий тоже не избегла соблазна поэкспериментировать.
Вздохи сердца - поцелуи.
Отрицание ночи – бессонница.
Богиня отрицанья ночи – любовь.
Оковы сердца – любовь.
Темный час оков сердца – разлука.
Радость оков сердца – свидание.
Песня оков сердца – признание.
Сон рая – грёза.
Призрак небес – мечта.
Лобзанье ветра и зелень утра – свежесть.
Дом тлена – старость.
Движитель дома тлена – старик.
Извив пряди – движение.
Легкость извива пряди – юность.
Богиня лёгкости извива пряди – девушка.
Плод чрева – человек.
Остаток плода чрева – труп.
Седина костей – старость.
Средоточье жизни – сердце.
Желанье бытия – жизнь.
Утехи сердца – радость.
Сфинкс одиночества – гордыня.
Волчица слепоты – злоба.
Дитя игры и искорка дара – фантазия.
Яблоко влаги – глаз.
Сорняк в яблоке влаги – заблуждение.
Крик темноты – тайны.
Воспоминанье смерти – сон.

Сначала сочинила свои кённинги, а потом попробовала сделать с ними стихи.
На берегах бесплотной массы
Воткнулся в твердь моллюск планеты.
На волнах мозга заводили
Диск, где волнистость языка.

И ещё одно стихотворение – сплошная загадка, которую нужно читать с предыдущим словариком:
О средоточие желанья бытия!
Встречая седину костей телесных,
Отсрочь утрату призрака небес.
Восславь богиню отрицанья ночи,
Вступая в тлена дом унылый,
И лёгкостью извива пряди
Ты сможешь одарить и нас тогда.

Как можно заметить и мои «кённинги» по большей части таковыми не являются, мало в них конкретики, а много слов отвлечённых. То есть опять-таки речь идёт об образных перифразах по сущности.

Вернёмся напоследок к детству авторской поэзии и ещё раз предоставим слово скальду Гисли:
Видел я сон: стояла
Сьёвн монет надо мною,
Были влажны ресницы
Ньёрун камней благородной,
Раны мои обмывала
Хлин пожара приливов.
Кто сновиденья такого
Смысл понять не сумеет!
 
Сьёвн – древнескандинавская богиня любви, Ньёрун – богиня слёз, Хлин – богиня-защитница. Пожар приливов – золото. С моей точки зрения, древние кённинги женщины делали любую женщину, подобной богине или чему-то прекрасному, отвлекая от быта и низкой действительности. Не в этом ли суть поэзии, которую смогли поймать за хвост скальды, а мы с вами за последующие столетия сумели развить дальше?


Рецензии