ВиТеШаПлаковизм или жебраки по Руси

К чему приведёт Витешаплаковщина?
Денис Гайдарский
В зонах и крытках имеется почти вся русская литература и поэзия,начиная с Кантемира,Озерова,Кирши Данилова,Тредьяковского-не говоря уж о Михаиле Лермонтове,который года четыре писал под Луку Мудищева,стесняясь своего оригинального творчества.Всё это переведено на упрощённый матершинный язык ,близкий к восприятию людей "фени".

К стати-"феня" произошла от  слова офени,которые распространяли (вместе с галантереей) и первые навыки грамотности. Первые Народные картинки имели мало текста и много народного рисованного творчества.Так как после издания И.Фёдоровым "Апостола" и "Библии", было замечено,что четыре картинки Евангелистов из "Библии" пользовались большим успехом,чем текст самой Библии.

 Творчество Гоголя,Пушкина,Хераскова,Григория Сковороды,Михаила Ломоносова полностью опирается в своём начале на подражательности Грекам,Римлянам,Иудеям,-начало Английской,Германской  словесности(о Вовервульфах,Королях Артурах,Кентерберийских коротких новеллах Джефри Чёссера,Эпоса Нибелунгов из их почти современных зигующих Зифридах.

Как бы мы далеко не возвращались назад в века до Александрийских походов Цезаря,до Клинописей Шумера и Египетских иероглифов,мы не дойдём до истоков начала культуры.Мы ошибочно,как в геодезии застолбили пикет и отметку уровня воды и называем это-сколько то метров над уровнем(Балтийского)моря.Отметка могла быть в другом месте и в другое время.-Это бы что-то изменило? Не думаю.

-Значит и отметка эта условна. Хотя ГУГК(Гл.Управление Географии и Картографии)имея репера и тригопункты теоретически может опираться на эти отметки.Тектонические плиты находятся в движении.Спутники -Глнассы и др.смстемыкорректируют движения и изменения координат.

-А в развитии языка,культуры что-то совершенствуется?-Или стремление к эсперантизации и глобализации взаимопонимания . В 50-тых годах был издан "Словарь Пушкина"в 3-х томах-страниц более полутора-тысяч.-А 17-ти томный Академический словарь,"Гранат", и Брокгауз?Французская Энциклопедия(там правда картинок-гравюр больше).-А откуда Словарь Пушкина,Гоголя?-От Арины Радионовны и неграмотной Гоголь -Яновской из бывших Посполитых?
 
Действительным поэтом был народ; он творил язык и мифы и таким образом давал все нужное для художественного произведения - и форму, и содержание; в каждом названии уже запечатлевался поэтический образ и в каждом мифе высказывалась поэтическая мысль. Отдельные лица являлись только пересказчиками или певцами того, что создано народом: одаренные от природы способностью хорошо рассказывать или петь, они передавали в своих повестях и песнях давно всем известное и знакомое.

 Даже в выборе слов и оборотов они не были совершенно свободны; народный певец постоянно чувствовал неудержимо влекущую его силу предания: характеристические эпитеты, меткие уподобления, картинные описания - все это, однажды созданное творческим гением народа, тотчас же обратилось в общее достояние и стало повторяться без малейшей перемены. Множество готовых выражений и целых стихов значительно облегчали труд составления песни и делали ее, при самом ее рождении, для всех близкою, родною.

 Неразлучным товарищем эпической песни были у славян гусли, до сих пор составляющие необходимую принадлежность почти каждого дома в гористых местах Сербии, Боснии, Герцеговины и Черногорья; у малороссиян для этого служит бандура. Старинные поэтические сказания возглашались под звуки музыкальных инс(24)трументов; размер стихов и напев постоянно оставались неизменными, а чуткость уха, любовь к мелодии заставляли дорожить каждым словом*. Изучение эпических песней, так называемых былин, тогда только приведет к прочным выводам, когда исследователи будут держаться сравнительного метода, когда путем обстоятельного сличения различных вариантов былины с родственными памятниками и преданиями других народов они определят позднейшие отмены, сымут исторические наросты и восстановят древнейший текст сказания.

 Тогда раскроются настоящие основы басни, а вместе с этим и самой эстетической критике будет дана та твердая опора, без которой она обращается не более как в набор фраз и мнений, оправдываемых разве одним темным сочувствием или несочувствием к народной поэзии. Толковать о художественном достоинстве тех образов и красок, смысл которых остается неведомым, все равно что рассуждать о меткости и живописности выражений незнакомого нам языка: смелость, которую ничем нельзя извинить в науке! Именно такою смелостью отличаются эстетические приговоры наших критиков, рассуждавших о народных былинах.

 В литературе высказаны ими два противоположные и равно бездоказательные мнения. Одни хотели видеть в богатырских типах идеалы доблести, великодушия и добрых нравов русского земства и, проводя этот взгляд, вынуждены были многие стороны народного эпоса или вовсе оставить без внимания, или объяснять их внешними влияниями, преимущественно татарским игом. Другие, наоборот, увидели в богатырских песнях только избыток грубой, материальной силы, возведенной до чудовищных размеров, и приписали его грубости самого народа и отсутствию в нем эстетических и нравственных элементов.

 Подобный же приговор был произнесен нашими критиками и над финскою поэмою Калевалою, хотя Яков Гримм, которого никак нельзя упрекнуть в отсутствии художественного понимания, признал за нею высокое поэтическое достоинство, и хотя прекрасная статья его, посвященная Калевале, уже за несколько лет до того была переведена на русский язык в одном из ученых журналов. Наслаждение народным эпосом никому не дается даром; оно бывает плодом всестороннего, чуждого предубеждений изучения, становится возможным не прежде, как будут сняты таинственные, покровы с древнего сказания и объяснен действительный смысл его поэтических образов.

 Народные эпические герои - прежде чем низошли до человека, его страстей, горя и радостей, прежде чем явились в исторической обстановке - были олицетворениями стихийных сил природы; отсюда объясняются и те громадные размеры, и та сверхъестественная сила, которые придаются им в былинах и сказках; и в этом нет ничего странного, антихудожественного: поэтический образ создавался фантазией согласно с громадностью и могуществом естественных явлений и надолго удерживал за собою их существенные признаки.

 Воспевая подвиги богатырей, народный эпос рассказывает, как единым взмахом меча-кладенца побивают они несчетные рати и как за единый дух выпивают чару зелена вина - в полтора ведра. Видеть в этих подробностях апофеозу грубого насилия и пьянства может только тот, кто не потрудился вникнуть в мифические основы сказаний, живописующих перед нами борьбу бога-громовника с демоническими силами дожденосных туч.

 Как в Ведах Индра, а в Эдде Тор, богатыри наши поражают враждебные рати несокрушимым мечом-молнией и не в меру упиваются дождем, который метафорически назывался медом и вином. На древние мифические основы сказаний и у славян, как у всех других народов, историческая жизнь накладывает свое клеймо. Хранимое в памяти народа, передаваемое из поколения в поколение, эпическое  предание необходимо заимствует частные, отдельные черты из действительного быта и сливает их с стародавним содержанием; вместо облачных духов фантазия заставляет своих богатырей сражаться с полчищами татар и других кочевников и самого богатыря, представителя весенних гроз, подставляет каким-нибудь прославленным витязем или героем из казацкой вольницы.

 Тем не менее старина ярко выступает из-за этих новых представлений, которые далеко не приходятся ей по мерке. Исследователь обязан отделить такие разновременные наслоения и каждой эпохе отдать свое. Как бы ни были отрывочны и случайны позднее привнесенные в народный эпос черты, они далеко не лишены значения, и историк вправе ими воспользоваться; но принимать былины, во всем их объеме, за материал, свидетельствующий о действительных событиях и действительном быте, и навязывать то характеру старинного казачества и отношениям русского населения к азиатским кочевникам, что было плодом мифического творчества, значит: поступать вопреки законам исторической критики**.(часть из сетей)


© Copyright: Денис Гайдарский, 2018
Свидетельство о публикации №118120910583


Рецензии