105. Искушения

"И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого" - нормальные люди смеются над православными, особенно, когда мы молимся или проповедуем Господа, смеются - и правильно делают, потому что это на самом деле смешно: спроси любого "что такое искушение" - вряд ли один из трех ответит. И не потому, что не знает, а потому что "мудрый утаивает знания", не выставляет их напоказ в отличие от меня, погремушки, ну да я-то прикрываюсь притчей о талантах и Феофаном Затворником, который "наложил десятину" на каждого писателя, утвердив в умах христиан представление: "наивысшей и благороднейшей целью использования дара слова является проповедь". И хочешь - не хочешь, а коли есть писательский талант - будь добра отдавать Господу положенное.

Отдаю как могу, то есть - писательским же воображением восполняя пробелы духовного образования: что такое "искушение"?
Википедия отвечает просто и незамысловато: Искуше;ние (испытание) — стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни христианина, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в уверенности в догматах и в соблюдении всех заповедей.
Однако во время Авраама не было ни википедии, ни догматов, ни заповедей иных, кроме обрезания и веры в слова Господа, сказанные Аврааму лично, поэтому - идем к истокам  слова "искушение".
Энциклопедия говорит следующее: Этимологически слово связано с древнерусским искусъ (ст.-слав. искоусъ ‘испытание’, ‘искушение’), имеющим общеславянский корень *kus-.
То есть, тоже "ни о чем".

Вот бывают же слова без собственного личного смысла!

Догматически испытанием является знание правил, установленных Богом, и удерживание себя в рамках осознанно выбранного поведения, это и испытание Адама и Евы (ну, так-то по сути, какое испытание? Обычная жизнь. Этак можно назвать искушением и правила дорожного движения!), это и испытание Авраама на устойчивость к когнитивному диссонансу (Бог сначала сказал одно, а потом - противоположное, и - классика фантастического жанра! любой робот тут же получил бы "синдром деления на ноль", а человек - суть не робот. Человеческие мозги могут позволить себе роскошь делить на ноль), и испытание Иисуса Христа в пустыне.

Что же такое "искушение"?

Аврааму Бог сначала сказал: "Дам тебе и твоему семени то, то и это, и навеки дам!", и Авраам поверил. Вера - это как кредит в банке: событие еще не произошло, деньги еще не заработаны, и далеко не факт, что срок жизни заемщика будет более продолжительным, чем один день или неделя с момента оформления кредита, но вот поди ж ты! Раз! - и деньги на карточке! (ну, или наличными, не суть), и раз! - и это расширяет жизнь и жизненные возможности! Хотя и не заработаны они вовсе, и не факт, что будут заработаны.
Вера - это точное знание будущего: даст Бог Аврааму и семени его то, то и это, и даст - навеки. Хотя этого будущего не только нет, к нему даже и способов стяжания-то нету никаких, ибо Авраам был очень стар, а у Сарры прекратилось обыкновенное женское, то есть - как? Да никак!

Но вера - это способность перепрыгивать через "да никак!", оставляя его глубоко в тылу.

Анализируя жития святых, в глаза невольно бросается то, что научные фантасты давно поставили на поток: машина времени. Способность управлять временем, перемещать людей, предметы и события из одного года и в другой. Например, был такой случай: один святой помолился, и пожар города прекратился сам собой, как бы огонь вывернулся наизнанку и ушел в землю, в никуда. Затем, через два или три столетия татаро-монголы решили осквернить его раку, и только стали сдвигать крышку, как оттуда аж полыхнуло пламенем. Как бы "святой заныкал себе пожар, в свой собственный карман", и когда надо было - достал и полыхнул. Или, с другой стороны, Бог по грехам горожан разжег пламя, а по молитве святого - сдул его на врагов святого, которые объявились "когда-то потом".

И таких примеров - пруд пруди.

Не безумно-логично ли по-писательски предположить, что Авраамово "да никак!" было перепрыгнуто Авраамом и Саррой, оставлено за спиной, но потом Господь заставил обернуться и разрушить его, точнее - пройти насквозь, не перепрыгивая, прямо через "да никак!": "Пойди и убей Исаака!".

И Авраам пошел, и убил. Но не Исаака, а "да никак!", возложив на этот раз на Господа целиком и полностью, без собственных сомнений и смешков Сарры, вопрос "а как это, Господи, ты дашь моему семени то, то и это, да еще и навеки?".

Исправил ошибки - свою и Саррину. Уничтожил маловерие. И тем обрел еще большую благодать Господа.

Если коротко: скорее всего, причиной искушения всегда являемся мы сами, поскольку бездумная вера в Господа не имеет шероховатостей, и Господу просто нет необходимости ее полировать. А сомнения - дают повод ввести нас в искушение для того, чтобы преодолеть их.

Какие сомнения преодолевал Иисус Христос в пустыне (единственный безгрешный) - об этом можно писательски фантазировать много и много, наверное - сомнения всего человечества.

А вот что такое "лукавый"?
Интересно, что в церковно-славянском лукавство зачастую является смысловым аналогом мудрости, когда речь идет о житейской стороне вопроса. То есть: в человеке две природы, земная-смертная и божественная-бессмертная.
Земная мудрость дает возможность жить безбедно, безконфликтно и мирно в той среде обитания, где Господь положил прозябать "земному мудрецу".
Божественная мудрость дает возможность по успении обрести жизнь вечную.

Лукавство же - по словам Апостола Павла, а у меня нет оснований сомневаться в преисполненности его Духом Святым, - это способность получать земные блага посредством знания "правил поведения духов" (нечистых в основном). И заставлять нечистых духов служить человеку в земной жизни, чтобы было "безбедно, безконфликтно и мирно". Возможно такое стало после того, как Господь отдал Еве власть попирать змия пятой, и после того, как Иисус Христос скрутил дьявола сначала в пустыне ("не хлебом единым жив человек, а всяким словом Божиим"), затем прилюдно (преумножив СЛОВОМ хлебы и рыбицы и накормив тысячи), а затем - совсем тайно, в Аду, отдав Себя на смерть.

Наверное, "и избави нас от лукавого" означает ни много, ни мало: "и не заставляй нас сомневаться в Твоей щедрости, милости и всемогуществе - сделай нам Рай и при этой жизни, и в жизни вечной, как обещал Сын Твой Иисус Христос, аминь!".


Рецензии