Ч. 138 - 2 Продолжение работы над ошибками

Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/12/10/687

В отличие от дворян, набор простых ополченцев, которых называли ратниками, трудностей не вызывал. И вот здесь я совершил непростительную ошибку! Взял, и со слов одного из тех, кто создавал это ополчение, написал, что набором рядовых «добровольцев» занималась полиция:

хватала всех, кто под руку  подворачивался, попавших в участок по пьяному делу или за небольшие преступления, бродяг и тех, кто не мог откупиться от полицейских.

Как я был неправ! Мне нужно было написать, что простых мужиков обуревали высокие патриотические чувства, и они рвались скорее попасть в Крым на войну с англичанами, французами и турками.

Более того, я написал, что для ратников не требовалось даже медицинского освидетельствования и привёл цитату из «Русской старины», журнала, издававшегося до революции, о том, что в дружину, составленную в Боровском и Малоярославском уездах «приняли двух дураков и пятьдесят два с грыжами, привозили прямо из острога мещан с выбритой наполовину головой».

Исправляюсь: «всех ратников тщательно осматривала медицинская комиссия, и после строгого осмотра брали только здоровых граждан, и уж, конечно, не было никаких уголовников».

Без сомнения, я был неправ и в отношении формы. Разве можно было писать, что «кафтаны и панталоны шились только трёх размеров, а найти таких, кому выданная одежда пришлась бы впору, оказалось непосильной задачей:  у одних руки торчали из рукавов почти до локтя, другие тонули в выданных штанах и кафтанах».

Мало ли что об этом писали сами ополченцы, нам сейчас лучше знать, как они были одеты. Так я и напишу: «На ополченцах была красивая форма, которая сидела на них, как влитая».

Ещё одна моя ужасная ошибка заключалась в следующем. Вычитав из дневников и архивных материалов, я написал: «Из губернских городов в Крым двинулись с музыкой, пешком, торжественно неся впереди колонны знамя и большую икону».
 
Ну, это ещё нормально, правильно написал, однако дальше… «Какой кошмар, Владимир!», - как воскликнул бы один мой рецензент, который меня как раз за подобное и критикует.

Я написал: «Но, как правило, через пару вёрст желающих нести знамя и икону уже не находилось, поэтому их убирали в какую-нибудь повозку. Доставали реликвии только при подходе к какому-нибудь населённому пункту, но потом и это надоело. Посему до прибытия к месту назначения патриотический и духовный символы тряслись под рогожей в телеге».

Теперь пишу правильный вариант: «Патриотический и духовный символы бережно укладывали на особую повозку. И до подхода к населённому пункту они находились в ней, укрытые парчой. Повозка мягко везла их по прекрасным ровным российским дорогам».

Правда, так красивее и больше похоже на правду, как было в девятнадцатом веке?

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/23/756


Рецензии
Правда-правда! Владимир, с уважением

Анатолий Дудник   12.12.2018 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Я так и подумал!
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   12.12.2018 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.