Солженицын глазами читателя

       Личность А. И. Солженицына, его жизнь и творчество подверглись серьезной мифологизации в хорошем и дурном смысле: для одних он – герой, для других – предатель. Пока на основе документов, подлежащих проверке, не будет воссоздана правдивая биография писателя, нам остается судить о нем по текстам его произведений.

       «Один день Ивана Денисовича» в аранжировке «Нового мира» представляет собой блестящую сбалансированную повесть (автор называет ее «рассказом»). Она написана мастерски, без гнева и порицания. Коммунистические власти призывали из года в год советских литераторов: воспевайте труд! Не получалось. И вот тебе – пожалуйста: гимн труду! Оголодавшие, озябшие зэки отправляются на объект: тяжело им, почти невозможно начать работу, но начинают, преодолев себя, а втянувшись в труд, оживают, забывают невзгоды и становятся людьми…

       «Не стоит село без праведника» Александр Трифонович Твардовский переименовал в «Матренин двор», но идея сохранилась: Россия в каждом уголке своем держится на совестливых и работящих людях, которые не жалеют себя и живут для других. Как сегодня это выглядит странно! 

       Третьей публикацией в «Новом мире» Твардовского стал «Случай на станции Кочетовка». По мнению Википедии, сей небольшой рассказ основан на реальных событиях. В нем, согласно упомянутой статье, отставший от эшелона актер будто бы спрашивает, как раньше назывался Сталинград. Дело происходит в ноябре 1941 года, и мобилизованного лицедея якобы за столь невинный интерес передают НКВД. Заметка в Википедии свидетельствует лишь о том, что пропагандистская борьба вокруг Солженицына не утихает. В тексте «Случая на станции Кочетовка» речь идет несколько о другом: актер вообще не знает такого слова, как «Сталинград», и говорит, что ему нужно в Царицын. И это спустя 15 лет после переименования города! В каком же театре он служил?

       «Раковый корпус» (впервые опубликован на Западе) производит двоякое впечатление: с одной стороны, художественно достоверно показано онкологическое отделение, где переход из бытия в небытие является ужасной повседневностью; с другой стороны, ненависть смертельно больного Кости Костоглотова к советской власти кажется неубедительной. Перед лицом Вечности в мирное время думать о политическом устройстве государства представляется мне натяжкой. Правда герой выживает, и завершается роман на довольно-таки оптимистической ноте.

       Книга «В круге первом» проникнута вымыслом, причем, отнюдь не художественным. Центр прослушки телефонных разговоров находился недалеко от Пятницкой, 25. Гостелерадио СССР, в котором я проработал более 15 лет, с ним сотрудничало: вычислить звонившего из телефона-автомата, в отличие от Запада, у нас не могли, а без этой способности рушится всё сюжетное построение романа, основанного на ненависти к Сталину.

       «Архипелаг Гулаг» не выдерживает критики, поскольку публикация вообще не опирается на документы. Написан пространный очерк в спешке, художественных достоинств не имеет. Вместе с тем нет и доказательств тому, что Солженицын данное «исследование писал под диктовку ЦРУ». Например, в книге есть глава о голоде в СССР, но отдельно не сказано про «украинский голодомор». Именно эту «идею» раздували и раздувают русофобы из США.

       Тюремная тематика в творчестве Александра Исаевича сыграла и определенную положительную роль. Так, под влиянием Солженицына была написана замечательная повесть Стивена Кинга «Побег из Шоушенка», по которой был снят одноименный фильм. Его неоднократно признавали «лучшим в истории человечества».

       Отрывочные, написанные телеграфным стилем заметки-узлы на тысячу страниц под заголовком «Кровавое колесо» исторически устарели. И больше тут говорить не о чем.

       Помимо прочего, хочу обратить внимание на пару высказываний А.И. Первое сделано на Тайване, смысл его в том, что СССР (тогда он еще существовал) предваряет судьбу Запада. Иными словами, если этот взгляд верен, то США и Западную Европу ждут потрясения, которые пережили мы. Второе – во время интервью в Вермонте: «Я приветствую ненависть американцев к коммунизму, ненависть к русским была бы большой ошибкой» …

       Заканчивая краткий обзор творчества А.И. Солженицына, я вновь должен сделать оговорку, что специально не касался взглядов и биографии писателя. Не то, чтобы мне о нем мало известно, просто время не пришло, страсти не улеглись. История СССР, как и репрессий, недостаточно изучена.

       Добавлю в заключение, что разбираемый нами автор, столетие которого приходится на 11 декабря 2018 года, не стремился ни в чем особо упрекать русский народ, но получил, к сожалению, обратный результат. Русских ныне чуть ли не повсюду обвиняют в свирепости и неоправданной жестокости, а это – откровенная ложь.

11.12.2018   


Рецензии
"Раковый корпус" достоверен?! Ага,особенно мысли "про лубоффь" после облучения! Да у больного одна страсть и мысль: доползти до кровати и лечь лицом к стенке!

Ольга Не   11.12.2018 16:07     Заявить о нарушении
А я разве не о том же?

Михаил Кедровский   11.12.2018 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.