Самое важное в человеке

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

"Здравствуйте, мои дорогие!

Когда встречаешься с подлостью - очень трудно поверить, что человек («родной» человек!) на такое способен… Неужто всё было обманом?..

Боль пройдёт, заживёт, успокоится, но родится в душе неприятное чувство (или качество, или способность) - видеть в людях плохое…

Между врагом и другом - один шаг; а вот между подлецом и родным человеком - непроходимая бездна. Любые ошибки (глупость, безчинство и даже падение) можно простить; прощать - это сущность любви, её обыденный подвиг. Но неверность в душе, неверность намеренную - простить очень сложно.

Мы рассматриваем подлость как некую катастрофу: был другом, родным - и вдруг… Только «вдруг» не бывает. Подлость не бывает случайной или отчаянной. Безжалостность, холодный расчёт - это только вершина айсберга, настоящая подлость - в душе.

Эгоистов полно, подлецов - единицы. Жизнь эгоистов нас мало касается, они живут параллельно, замкнутые на самих себя; подлецы же вторгаются в нашу жизнь, входят в доверие и бьют по живому. Подлецы не знают, что такое подлость, как хищники не знают, что такое кровожадность; они просто живут в согласии со своими инстинктами. До срока их нрав бывает спокоен, речи вкрадчивы, поступки приличны. «Волки в овечьей шкуре». Они подпускают поближе…

Богат наш великий, могучий язык на крепкое, ёмкое слово. Недавно покопался в толковых словарях и собрал любопытную подборку популярных русских слов. «Сволочь» - это то, что было сволочено бороною во время пахоты (куча мусора). «Негодяй» - так в царской России называли непригодного к воинской службе (негодник, больной человек). «Мерзавец» - преступник, приговоренный к обливанию холодной водой на морозе (по-нашему - отморозок). А «подлец» - это тот, кто эту воду на преступника лил (палач-подливала).

А знаете, из какого рода людей раньше выбирали палачей? Из прощённых разбойников. Настоящими подлецами чаще всего становятся именно те, кому было многое прощено. Помните притчу о немилосердном должнике? Как царь, внемля просьбам раба своего об отсрочке долга, простил ему долг, но после того как прощёный должник не поступил так же по отношению к своему должнику, раб отдан был истязателям до уплаты всего долга (Мф. 18, 23-35).

Я давно пытаюсь понять - какое же качество в человеке для меня самое важное? Что привлекает, роднит, а что отталкивает и ранит? Теперь я отчётливо понимаю, что самое важное в человеке - верность!

Верность может быть только во всем! Всегда! И до смерти!.. Верность Богу - верность Отечеству - верность любимому человеку - верность себе самому. Это звенья одной цепи. Удали хоть одно - и всё рассыплется, распадётся. Верность (доверие, вера) - качество сильной, цельной, состоявшейся личности. Основа основ. Верность возможна только тогда, когда сделан окончательный выбор.

Верность в малом (в ежедневных заботах, добрых словах, в незлобном терпении, сердечных молитвах) - самая трудная верность!.. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21).

Ждать ли от подлости покаяния?.. Всё возможно. Но последовательность может быть только такой: осознание, потом исправление и лишь после этого - благодать покаяния!

«Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 7). Как следует понимать эти огненные слова?

Подлецы не появляются сами собой, они наследники дьявольской подлости («порождения ехиднины»).

Покаянные слёзы бывают двух видов: сопливые слёзы - от страха и слабости («бежать от будущего гнева»), и слёзы кровавые - от духовной верности и духовной борьбы («достойный плод покаяния»).

Мы ждём плодов от самого покаяния (словно, приходя на исповедь, мы совершаем подвиг), а нужны и плоды предваряющие. Осознание, исправление, и потом покаяние.

Никто никогда не сможет исправить подлеца, если он сам этого не захочет. Сколько жизней погубила эта безсмысленная война с человеческой подлостью! Вступая в эту войну, мы начинаем бороться «с плотью и кровью», а этого делать не следует. «Наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Но как себя защитить от человеческой подлости?.. Всё тот же проверенный способ - «молитвою и постом»! Только, прошу вас, не забывайте три исключительно важных условия. Первое, «молитвою и постом» мы не боремся против кого-то, а делаем это - ради Христа, с мирным сердцем и по любви. Второе, мы не воюем со злом напрямую, а только посредством Божественной Силы. И третье, цель борьбы - не победа над злом (не наша прерогатива), а изгнание зла из души (это значит из жизни) и, впоследствии, её мудрое охранение.

В «Древнем Патерике» есть такой пример. Каждую ночь во время молитвы старцу являлся бесъ и становился между ним и святыми иконами. И что только старец ни делал: и плакал, и поклоны творил, - но ничего не помогало; злой дух только больше наглел. Тогда старец, вразумлённый Свыше, стал делать так: бесъ кривляется, руками машет, угрожает ему, а старец всего этого словно не замечает, смотрит сквозь злого духа и Богу молится. Через несколько дней бесъ исчез. Для зла, в основе которого всегда лежит гордость, пренебрежение - нестерпимо. Подлость не терпит пренебрежения.

…С любовью молитесь, поститесь без ропота, не враждуйте с людьми - и все подлецы куда-то от вас уйдут.

И тогда «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт» (Ис. 55, 13).

Посмотришь по сторонам, и умилишься - какие прекрасные люди тебя окружают!

Простите.

Протоиерей Игорь Макаров"

Об авторе.
Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.


Рецензии