Послесловие к пенсионной реформе

                ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ.
Некоторые принятые решения имеют двойственный характер. Например, предоставление возможности тем, кто выработал не менее половины необходимого для назначения страховой (трудовой) пенсии по старости трудового стажа и пенсионных баллов,  купить недостающие  трудовой стаж и пенсионные баллы.  Причём вносить в Пенсионный фонд необходимые довольно значительные суммы можно как за себя, так и за других людей. Но вносимые в Фонд с этой целью суммы всё равно будут значительно меньше выплаченных затем из него купленных таким образом пенсий. Получается, что государство не только фактически не ведёт бескомпромиссную борьбу с неофициальным трудоустройством и серыми зарплатами, влекущими сокращение отчислений в Пенсионный фонд, но даже поощряет уклонистов, сетуя при этом на недостаток средств в нём. Кроме того,  в известной степени обесценивается значение величины трудового стажа.
    Для получения страховой пенсии при достижении установленного законом пенсионного возраста сейчас (в 2018 году) необходимо иметь не менее 9 лет трудового стажа и не менее 13.8 пенсионных баллов. В течении следующих шести лет необходимый стаж увеличится до 15 лет (на 1 ежегодно), а количество пенсионных баллов до 30 (на 2,4 балла ежегодно). Граждане с баллами и стажем меньше минимально необходимых через  5 лет после достижения пенсионного возраста будут получать социальную пенсию, которая в среднем составляет 64,4%  от  страховой.
    Для сравнения, в Советском Союзе трудовой стаж без учёта времени обучения в средних и высших учебных заведениях у подавляющего большинства женщин и у мужчин, имеющих право выхода на пенсию в 55 лет составлял не менее 33 лет, а у подавляющего большинства мужчин – не менее 38 лет. То есть более чем в 2 раза превышал уровень минимально необходимого для 2024 года. Пенсионные баллы тогда не подсчитывались.
    Недовольство и не столь уж многочисленные  протестные митинги и шествия граждан были вызваны намерением правительства повысить возраст выхода на пенсию по старости практически до принятого в большинстве европейских стран, подняв планку на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин. По сути это было основным положением проекта пенсионной реформы, необходимость которой обосновывалась, с одной стороны, фактическим увеличением средней продолжительности жизни россиян на 7,8 года за последние 15 лет (но и по состоянию на 2017 год средняя продолжительность жизни российских мужчин всё ещё была на 10-13 лет, а российских женщин на 3-5 лет меньше, чем в большинстве остальных европейских стран) и падением соотношения количества работающих граждан и получающих страховую пенсию с 1,7 :1 до 1,2 :1, с другой стороны.
     Протестные настроения были вызваны (и сохраняются до сих пор) не только и не столько увеличением возраста выхода на пенсию, ведь по данным Росстата более 50% пенсионеров, вышедших на пенсию в 2017 году, продолжают работать. Более весомая причина кроется в том, что продолжающие работать пенсионеры получают и заработную плату, и 100% начисленной пенсии (в советское время в этом случае получали 50% начисленной пенсии). А повышение возраста выхода на пенсию укорачивает этот период на целых пять лет. Ну как тут не возмутиться? Значимость именно этих меркантильных соображений подтверждает и следующий факт: в 2016 году после выхода на пенсию продолжали легально работать 15,26 миллиона пенсионеров, а после правительственного решения в 2017 году прекратить индексацию пенсий легально работающих пенсионеров на величину инфляции, их число сократилось до 9,67 миллиона (на 36,6 %).
        При разработке проекта пенсионной реформы его авторы исходили из сомнительного посыла, разделяемого и правительством и президентом России В.В. Путиным (см. его обращение к народу в августе 2018 года с обоснованием необходимости  реформирования пенсионной системы), что страховые (трудовые) пенсии выплачиваются за счёт страховых взносов в Пенсионный фонд ныне работающих граждан.
     Несложные расчёты убеждают в ошибочности этого утверждения при должной государственной политике в этом вопросе и организации работы Пенсионного фонда: 1) при 22% от уровня заработной платы страховых взносов в Пенсионный фонд  годовая зарплата работающего накапливается за 4,54 года ( 1: 0,22), а годовая пенсия при существующем коэффициенте замещения в 0,37  - за 1,68 года (0,37 от 4,54). Таким образом подавляющее большинство мужчин за 38 лет стажа обеспечивает себе выплату пенсии в течение  22,6 лет (38 : 1,68). А женщины за 33 года стажа – в течение 19,6 лет (33:1,68). П о данным Росстата в 2017 году средняя продолжительность жизни мужчин – 67,5 лет, а женщин -77,6 лет. То есть, при выходе на пенсию в 60 лет мужчины получали её в среднем 7,5 лет, а женщины – 22,6 года (77,6-55). В целом при отсутствии неофициального трудоустройства и серых зарплат выплата страховых (трудовых)  пенсий лицам обоего пола обеспечена их страховыми взносами в Пенсионный фонд за время  трудовой деятельности в течение жизни;                2)  ежемесячные десятилетиями не востребуемые по прямому предназначению отчисления работающих в промышленности и сельском хозяйстве мужчин и женщин в Пенсионный фонд - так называемые длинные деньги, должны использоваться государством в  высокорентабельных отраслях и предприятиях, находящихся именно в государственной собственности. Эта мера не только ещё более удлиняет сроки выплаты пенсий деньгами, заработанными ранее самими пенсионерами, но позволяет увеличить существующий коэффициент замещения и практически исключает возможную  инфляцию пенсионных накоплений.
    Вышеприведенные  расчёты и соображения убедительно доказывают, что   ЛЮБОЕ СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ И ПЕНСИОНЕРОВ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВЛИЯЕТ НА  ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПЛАТЫ И ВЕЛИЧИНУ ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ.
      В вышеуказанном обращении В.В. Путин говорит, что правительство по его поручению рассматривало различные способы и предложения по наращиванию денежных средств в Пенсионном фонде. В частности, правительство отвергло предложение о введении с этой целью прогрессивной шкалы на подоходный налог. В.В. Путин согласился с правительством поскольку, по его словам, увеличение ставки подоходного налога  до 20%  позволило бы выплачивать пенсии в течение всего 20 дней. Это верно для выплаты пенсий пенсионерам всех категорий (45 687 000 в 2017 году). Но выше было показано, что суммы, необходимые для выплаты страховых (трудовых) пенсий, которые получают 36 004 000 человек, уже ранее были помещены в Пенсионный фонд в виде страховых взносов. Пенсии по инвалидности (социальные), выплачиваемые из бюджета страны получают 2 280 000 человек, что в 20,04 раза меньше общего числа пенсионеров (45 687 000 : 2 280 000). Тогда денег, полученных в результате введения прогрессивной шкалы подоходного налога с максимальной ставкой в 20% хватило бы для выплаты социальных пенсий по инвалидности  на целых 400 дней, т. е. более чем на год. А если максимальную ставку прогрессивной шкалы подоходного налога сделать не 20, а как, например, в США 65%? Тогда денег и на другие государственные нужды останется. Введение прогрессивной шкалы  подоходного налога диктуется, главным образом, необходимостью купировать рост социальной напряжённости в обществе из-за слишком высокой разницы в доходах. Тем более, что ещё за 150 лет до наших дней Карл Маркс доказал:  сверхдоходы капиталистов – присвоенная ими прибавочная стоимость, произведенная наёмными работниками, то есть имеют нетрудовой характер. Возможность пополнения Пенсионного фонда при этом – попутный эффект.
Реформирование пенсионной системы – удобный момент и для обуздания пенсионных аппетитов верхушки муниципального, регионального и республиканского чиновничества и депутатов парламентов, для которой коэффициент замещения (отношение величины пенсии к величине заработной платы) на практике примерно в 2 раза выше, чем для остальных граждан. Правительство эту возможность тоже не рассматривало. А постоянно декларируемое всеобщее социальное равенство и элементарное, свойственное в той или иной мере каждому человеку, чувство справедливости, требуют одинакового коэффициента замещения для работающих в промышленности и в сельском  хозяйстве и для чиновников и депутатов  всех рангов, ведь в заработной плате  и так уже учтены значимые отличия в труде работников разных специальностей и квалификации. Но зато разыгран фарс с принятием закона, предоставляющего депутатам Госдумы и Совета Федерации возможность добровольно отказаться от доплат к пенсиям. Массовых отказов не последовало. Отказались ради пиара считанные единицы и те, скорее всего, передумают. Сегодня в «Новостях» по каналу РЕНТВ сообщили, что вновь избранному мэру Екатеринбурга в связи с увеличением полномочий (трудно придумать более ничтожную причину, правда?) увеличили вдвое годовую зарплату ( до 6 миллионов рублей), а городским депутатам по тем же основаниям постановили выплачивать премии от 19 до 25 месячных зарплат в год. Представляете, какие у них будут пенсии при двойном против обычного коэффициенте замещения? Для полного счастья им теперь будет не хватать только льготного выхода  на пенсию по старости в 55 лет.
     По данным Росстата количество получающих социальную (по инвалидности) пенсию, а значит, и расходы бюджета для её выплаты,  после 1991 года возросло более чем в 10 раз. И этот рост числа инвалидов произошёл не вследствие роста заболеваний (критерии для признания гражданина инвалидом той или другой категории по результатам освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы значительно не изменяются десятилетиями), а, в основном,  вследствие банальной купли-продажи категории инвалидности (как правило, 3-ей  рабочей группы) вполне здоровым людям. Множество уголовных дел такого характера возбуждено в 2018 году в Дагестане. И в других регионах России такая купля-продажа тоже имеет место быть.
   Краткое резюме: 1) при правильно организованной работе государственных органов в вопросах пенсионного обеспечения любое уменьшение  отношения числа работающих к числу получающих страховую (трудовую) пенсию по старости не влияет на величину этих пенсий и возможность их выплаты;          2) для уменьшения вероятности возможных сбоев в выплате пенсий следует решительно искоренять: а) теневое трудоустройство и серые зарплаты;                б) практику купли-продажи категорий инвалидности здоровым людям;                3) исключить возможность  покупки трудового стажа и пенсионных баллов, недостающих для назначения страховой (трудовой) пенсии, поскольку в этом случае предусмотрено назначение социальной пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста.
     Следует ли в принципе повышать возраст выхода на пенсию по старости? При настоящем уровне развития производительных сил и технологий увеличение возраста выхода на пенсию по старости  при соответствующем росте средней продолжительности жизни позволяет при прочих равных условиях увеличить  размер пенсии вследствие роста трудового стажа, а значит, и условия жизни человека в возрасте, когда он в этом более всего нуждается. Да и пока человек работает в коллективе, он в большей степени ощущает себя полноценным членом общества.
    11декабря 2018г.  Александр Мальчуков.


Рецензии