В белых ризах предстоят

«...В БЕЛЫХ РИЗАХ ПРЕДСТОЯТ»

Возможно, этой осенью соликамцы смогут увидеть фильм о земляках, мученически принявших смерть за свои религиозные убеждения в годы постреволюционных гонений. Продюсерами игровой картины о героизме наших предков, сохранивших веру в Бога в период насаждения бездуховности, в очередной раз выступил фонд гражданских и общественных инициатив «Преображение». Кстати, эта краеведческая, основанная на реальных событиях кинолента,обещает стать действительно народной,ведь помимо профессиональных актеров, съемочной группой активно привлекаются в качестве массовки обычные жители Соликамска, Березников, Усолья и других уголков региона. Участие в съемках массовых сцен приняла и я, и теперь могу смело ответить на вопросы: легко ли быть актером кино и какова она «киношная кухня».

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ.
Прохладным июньским деньком мы с подругой направились в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Городище, ведь в прочитанном объявлении говорились: «Требуется массовка для съемок в фильме». Правда, там же оговаривалось: одежда должна соответствовать православным канонам. Поискав вещи в своих гардеробах, мы откопали: я атласную черную блузку, украшенную стразами, и длинную юбку, Вика - синие платье «в пол» с белым воротничком.
В храме уже во всю шла подготовка: заменялись или уносились предметы, напоминавшие современность. Позже режиссер фильма Даниил Вахрушев объяснил, что найти подходящие декорации — это главная сложность при съемках исторического кино, особенно в провинциальном городе, где нет съемочных павильонов, а старинные памятники архитектуры уже отмечены веком XXI, взять тот же евроремонт.
Кстати, при входе в церковь нас - массовку - тут же встретили представители фонда «Преображение» и съемочной группы, оценивая, насколько подходят наши наряды. Рядом стоял мешок с театральными реквизитами, на которые порой заменялись неподходящие платки или кофты. Например, выяснилось, мне надо переодеваться полностью: тут же выдали старушечью шаль, новый платок (мой был с компьютерной графикой), и даже юбку.
Церковь наполнялась все новыми и новыми «прихожанами». Начался отбор на «кадры». Моя спутница – студентка СГПИ Виктория Петухова – оказалась в числе «невезучих», ее красивое синее платье гимназистки не подошло по цвету иее
«задвинули» на задний ряд. Зато мне в старушечьих лохмотьях выпала, хоть безголосая, но маленькая роль рядом со второстепенным персонажем, которого должны были увести красногвардейцы прямо во время проповеди будущего новомученника епископа Феофана (Ильменского)) (играли актеры Березниковского и Пермского драматического театра). Да от меня требовалась только соответствующая пантомима. Еще двум женщинам достались роли сплетниц, комментирующих драму, развернувшуюся во время службы.
Когда нюансы были решены, начались непосредственно съемки. В сущности, сцена была одна: во время проповеди арестовывают человека. Чего ту играть, кажется, нам актерам массовых сцен? Ан, нет, все оказалось гораздо сложнее. Если изначально в глазах были слезы, которые на определенном моменте можно было «пустить» (мы женщины это умеем), то уже к первому часу и Бог знает какому дублю, они иссякали. Как бы не задавали атмосферу мерцающие свечи, откидывающие блики на скорбные лица святых, под поминовение «архиепископом» людей расстрелянных красногвардейцами, но гонять одну и ту же эмоцию достаточно тяжело. Также выяснилась, некая глупость «проживания тобой одной и той же ситуации» во время всех дальних планов. Убедилась в том, когда крупные планы дошли и до меня: в груди было абсолютное опустошение, помогло лишь то, что я за энное количество дублей смогла отшлифовать алгоритм действий.
… Плетясь после съемочного дня домой, устремилась мыслями к бедному Леонардо Ди Каприо, ведь если серьезно выкладываться в каждой роли – тут никаких нервов не хватит.

ЭПИЗОД ВТОРОЙ
19 июля в Усолье нас – «соликамскую массовку» - везли аж двумя автобусами. По большей части это были студенты СГПИ во главе с педагогом Галиной Лебедевой. Транспорт остановился не далеко от палат Строгановых и мы, покинув его, тут же устремились переодеваться в небольшую беседку. Благо, что большинство «добровольцев на эпизод» оказались женщины и дети.
Нас пригласили в сквер. Даниил Вахрушев, как и в прошлый раз, парой фраз разъяснил алгоритм: солдаты ведут приходского батюшку на расстрел, а прихожане, наблюдают за этой сценой, а далее обещание девчушки из толпы отомстить, но священник просит всех простить его убийц. После уже знакомого режиссерского отбора и вынужденных переодеваний нас выстроили в два ряда.
Объектив камеры оператора (он же режиссер) плавно скользил по рядам перед «священником» шедшим на собственную голгофу. Люди, у которых уже был опыт массовых сцен, знали, когда стоит отпускать эмоции, а когда их надо придержать, экономя ресурсы собственной нервной системы. Новички как всегда проживали каждый дубль полностью.
По окончанию рабочего дня, в ожидании гонорара, мы с теперь уже коллегами, обсудили впечатления. Диспетчер соликамской пожарной части Надежда Шихова призналась, что всерьез прониклась всей этой историей и ей очень жаль расстрелянного батюшку. Березниковская поэтесса Ольга Шустова, добавила, что не просто вжилась в роль, она представила на месте приговоренного своего реального духовного отца, к которому очень привязана, и в какие-то моменты даже всерьез плакала. Девочка-подросток из толпы пожаловалась маме, что ей было скучно, и лучше бы она осталась дома играть в компьютерные игры.

КОММЕНТАРИИ.
Протодиакон Антоний Скорлупин:
-На мой взгляд, съемки фильма о новомученниках Верхнекамья дело нужное и необходимое. Какой аспект не возьми, краеведческий или духовный. Мы жители Пермского края должны знать свою историю и помнить тех людей, чья жизнь остается нравственным идеалом для всех последующих поколений. А так же, надеюсь, что фильм разрушит нехорошие стереотипы о православных священниках, рассказав реальные истории тех, повторюсь, чья жизнь и смерть были и остаются самым настоящим подвигом любви и веры.
Даниил Вахрушев:
-Моя главная задача, как режиссера, сделать фильм интересным. Поскольку только так можно сегодня массового зрителя заинтересовать историей родного края.

ИЗ ИНТЕРЬВЬЮ с представителем фонда гражданских и общественных инициатив «Преображение» Светланы Сизовой:
- Насколько известно это уже третий фильм, снятый фондом «Преображение» на краеведческую тематику?
- Не совсем так. Да, мы также принимали участие в съемках «Путеводитель по Соликамскому району» (видеоадаптация книги краеведа Геннадия Бординских), но большей частью это был совместный проект Администрации Соликамского района и телевидения «Соль ТВ». А вот «Святыни Верхнекамья» и «В белых ризах предстоят» - это уже полностью наш проект.
- Вспоминая «Святыни Верхнекамья»: фильм имеет очень сильный эмоциональный посыл, моя знакомая студентка, присутствовавшая на премьере, призналась даже, что у нее мурашки по телу пошли при просмотре…
- Постараемся держать заданную планку. «В белых ризах...» - фильм будет полностью игровой, но принцип построения сюжета оставим тот же — мозаичность повествования. Будет рассказано несколько биографических новелл о прикамских новомученниках. Но суть всех этих историй – общая: человек проходит испытания на стояние в вере, ему предлагается разными обстоятельствами сделать выбор, либо уйти из веры, либо остаться, но заплатить за это жизнью…
- Съемочная группа та же самая, что и в «Святынях»?
- И да и нет. Те же самые режиссер и сценарист - березниковцы Даниил Вахрушев и Александра Михайлова. В этом году кроме актеров березниковского драматического театра привлечены и профессионалы из пермского драматического театра и театра «У моста». Декорациями служат памятники архитектуры Пермского края. Фильм снимается по благословению Архиепископа Соликамского и Чусовсокого Зосимы, поэтому большую консультационную поддержку оказывает Соликамская епархия, в частности протодиакон Антоний Скорлупин. За что ему великое спасибо! Также к съемкам некоторых эпизодов были привлечены священнослужители из Соликамска и Соликамского района.
- Где можно будет приобрести этот фильм?
- Нигде. Это абсолютно не коммерческий проект, поэтому, как и «Святыни», он будет находиться в общем доступе на ютубе, откуда его может скачать каждый желающий на безвозмездной основе.


Этой осенью состоялась премьера фильма. Посмотреть его можно вот по этому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=1ylQyjdmfC4&t=77s


Рецензии