Техника и искусство в Cirque du Soleil

Cirque du Soleil: техника на службе сценического искусства
__________________________________________________

Как давняя поклонница Cirque du Soleil, я изучила ряд англо- и франкоязычных источников, касающихся истории становления цирка, и в основном сконцентрировалась на техническом аспекте и PR-компании канадского конгломерата.

В данной статье будет рассмотрена техническая оснащенность 4 цирковых номеров Цирка дю Солей из двух шоу "O" и "KA", поставленных на стационарных площадках.

Примечание: ссылка на ту же статью с аудиовизуальным материалом http://cirquedusoleiltechnique.tilda.ws/.
__________________________________________________

До 1984 года Cirque du Soleil был обычным цирком, пока активная деятельность канадца Ги Лалиберте не превратила его в уникальное, не имеющее аналогов шоу. Лалиберте владел почти всеми цирковыми искусствами и был принят в труппу ходоков на ходулях Жиля Сте-Круа. Однако Ги Лалиберте мечтал совсем о другом цирке.

В его планы входило создать такой цирк, который был бы не фрагментарным цирковым шоу с чередой акробатических трюков, а представлением с драматургией и широким спектром абсолютно разных сценических искусств. Идея понравилась Жилю Сте-Круа, нужно было найти спонсоров. Храня в сердце заветную мечту, Ги Лалиберте осознавал, что проект требует денег и организатора.

Ему удалось заинтересовать своей идеей Даниэля Готье - владельца консалтинговой фирмы. Именно на нём лежала ответственность за решение всех финансовых вопросов. Втроём им удалось организовать цирковое турне Le Grand Tour du Curque du Soleil по 11 городам провинции Квебека. Финансировало проект канадское правительство: Ги Лалиберте уверял, что такой цирк станет такой же визитной карточкой Канады, как кленовый лист и хоккей.

Турне прошло успешно, а 60 тыс. долларов от оставшихся из полтора миллиона долларов, данных правительством, Лалиберте вложил в дальнейшее развитие и улучшение цирка, привлекая в труппу талантливых людей по всему миру и делая ставку на техническую оснащенность шоу. Cirque du Soleil - интернациональный цирк, в котором нет животных, зато есть техника, которая в значительной мере делает шоу уникальным зрелищем.

Спецэффекты и сложная техника являются неотъемлемыми элементами шоу. Каждая сцена разработана до мелочей, каждое действие расписано с точностью до секунды. Причем стационарные шоу Цирка дю Солей по масштабности значительно отличаются от шапито. Техническая сторона уже заметна при входе в зал, где перед представлением аниматоры развлекают зрителей.

Обычно самые грандиозные постановки Cirque du Soleil проходят в разных казино-отелях Лас-Вегаса – Bellagio, MGM Grand или в Radio City Music Hall в Нью-Йорке. Каждое шоу цирка рассказывает свою историю. Особенно поразили зрителей водное шоу "О" в 1998 году и воздушное шоу "Ка" в 2005 году. Значительную роль в успехе этих постановок сыграла высокая техническая оснащенность. Неслучайно в Cirque du Soleil так много людей, отвечающих за технику.

Во время шоу "Ка" 105 человек контролирует технику, пока 76 артистов выступают на сцене. Режиссер и оператор, находясь в тесной связи, координируют действия артистов и техников с помощью наушных передатчиков. Именно на их альянсе лежит ответственность за безопасность артистов и точность исполнения цирковых номеров. Подобно авиационному диспетчеру, режиссёр наблюдает за сценой из аппаратной в 4 метрах над сценой, а 24 камеры, расположенные по всему пространству, позволяют дать полный обзор.

Значительную роль в создании спектакля играет сама сцена, вес которой достигает 36 тонн. Такая сцена способна подниматься и опускаться, вращаться вокруг своей оси и даже становится вертикальной.

Платформу удерживает портальный кран, весом 90 тонн. Портальный кран потребляет 1 млн.ватт, чтобы гонять 23 тыс. литров масла по своей механической системе. 4 цилиндра над сценой поднимают и опускают сцену, сокращаясь наподобие мышц, аналогично работают 4 цилиндра под сценой, вращающие платформу.

К цилиндрам масло под давлением подает 200 шлангов, соединенных с цилиндром гофрами. В случае неисправности любого из них может произойти утечка масла в гидросистеме.

Перепад давления от 200 кг на см2 до 0. Это важно при замене гофров, которые иногда рвутся. Замена гофров требует большой аккуратности, так как под давлением из них может брызнуть раскаленное масло.
__________________________

Сценический номер: ПОДЪЕМ

В номере «Подъём» 13 акробатов должны справиться с равнинной местностью, превратившейся в отвесную скалу.

Во время этого номера сцена разворачивается на 12 градусов в секунду. К тому же, артисты должны помнить, где и в какую минуту из сцены должен выходить полуметровый стальной стержень, служащий элементом поддержки и опорной точки для выполнения хореографических и акробатических элементов. Артисты, подобно альпинистам, забираются на колья вверх. Оператор электроники по микрофону получает указания режиссёра. Безопасность артистов зависит именно от их совместной работы. Также у каждого исполнителя в ухе есть передатчик, чтобы получать команды режиссера и оператора.

Поскольку работа техников состоит в том, чтобы в нужное время включать запуск того или иного стержня, главный режиссёр на протяжении всего представления регулирует движение сцены и запуск спецэффектов из аппаратной, расположенной в 4 этажах над сценой и оснащенной самыми современными технологиями. Каждая деталь сцены делается на заказ и является профессиональной тайной Cirque du Soleil.

В случае если один из стержней сцены, «заедает» или не выходит совсем – его заменяют. Причем причиной может быть пробковая пыль или пыль от пиротехники.

Сама сцена называется sand cliff deck (буквально "песчаный утёс"),
так как в одном из номеров главных героев во время шторма выбрасывает на песчаный берег (вместо песка - крошка из пробки).

В задачу режиссёра входит также управление людьми с помощью микрофона, лебёдками, удерживающими воздушных гимнастов, а также регулированием процессов, происходящих непосредственно под сценой, где работники следят за исправленностью сетей, на которые падают артисты.Ручной джойстик на лебедке регулирует скорость и направление во время исполнения хореографического номера.
_________________________

Сценический номер: БИТВА

В номере "Битва" акробаты демонстрируют элементы восточной борьбы на палках, прыжки и вращения вокруг оси - и всё это на той же вертикальной сцене. Во время боя артисты, находящиеся в траншее, бросают муляжи-камни в нападающих, изображая осажденную крепость.

Шоу "Ка" – живое выступление, может случиться всё, что угодно, несмотря на акробатические навыки. В воздушном шоу такелажные работы особенно важны: неисправность лебедок или страховок, могут стоить артистам жизни.

Так, в 2013 году во время этого представления 31-летняя артистка Сара Гийяр-Гийо разбилась, упав за пределы сцены с 15 метровой высоты. И хотя перед каждым выступлением техническое оснащение артистов проверяют, причиной смерти акробатки стала ненадежно закрепленная страховка.

Обычно артисты падают на маты или на сети.
В "Ка" две огромные нейлоновые сети имеют площадь почти 300 м2. Её удерживают 18 гидравлических лебедок. Чаще всего сети рвутся на углах, где нагрузка больше, поэтому поверх сети нашивают ещё одну.

В самой последней сцене «Битва» особенно сильная нагрузка идет на лебедки и автоматику. Если скоростная лебедка не работает, вырезают целый акт. Из 20 акробатов в этом номере лебёдки есть только у 15, остальные пятеро артистов находятся в «траншее» сцены, за которую закреплены.
________________________

Сценический номер: БАТО

Ещё один захватывающий и интересный технически номер "Бато" (с фр. bateau "лодка") представляет собой качели в форме стального корабля, расположенные в 6 м над бассейном.

Бассейн шоу "O" (Au [O] – с фр. вода) вмещает 5 млн. л. воды – это самая большая подводная система подобного типа в мире. Под сценой в бассейне 7 гидравлических платформ опускаются под воду в зависимости от номера, образуя «островки суши». Платформы представляют собой девятиметровые цилиндры весом в 5 тонн каждая. Глубина бассейна 5 метров.

В 17 метрах над водой установлен вращающийся портальный кран, на котором закреплен «Летучий голландец». Портальный кран, или «карусель» весит 13,5 тонн и может вращаться на 360°. На данной конструкции держится множество номеров, в том числе серсо (с фр. сerceau – обруч, англ. aerial hoops) и бато. Для серсо на «карусели» закреплены лебёдки.

Управление крана беспроводное, поэтому провода не мешают вращению актеров. Таким образом, «карусель» вращается самостоятельно, хотя раньше из-за кабеля портальный кран мог делать до 3 оборотов и только после перезапуска, снова сделать полные три круга.

Во время номера лодка, весом 1200 кг, раскачивается с огромной скоростью, которая замедляется и ускоряется самими артистами. Акробаты в костюмах призраков выполняют опаснейшие трюки. Один из них включает «широкий бросок» - полет артиста из одного конца лодки в другой (см. видео 1:50 мин).

В случае падения акробатов в воду, дайверы получают команду от специалиста по спецэффектам отключить маскировку – освещение и пузырьки, скрывающие 14 водолазов, спешащих на помощь артисту.

Техника, которую использует цирк, является профессиональной тайной, известно лишь то, что многие элементы сцены и других конструкций используются в космическом оборудовании. Зрелищность, достигаемая масштабностью задачи, спецэффектами, огромным трудом команды техников и артистов расширяет рамки циркового искусства.

В шоу «О» участвуют 85 разносторонне одаренных актеров и команда и 145 техников и работников сцены. Режиссер использует систему двусторонней связи, чтобы связываться с артистами и дайверами, работающими под водой. Водолазы следят за тем, чтобы артисты, падающие в воду с большой высоты и огромной скоростью, вовремя получили кислород и не получили серьезных повреждений.

Многотрубчатый подводный дыхательный аппарат «кальян» позволяет 41 участникам шоу "О" дышать под водой. По всей сцене размещено 35 регуляторов, из них в трубки «кальяна» из центрального отсека подается сжатый воздух.

Так выглядит закулисье водного шоу "О". Большую роль играет не только 17 футовый бассейн, скрывающий работу дайверов, но и работа не видимых зрителям техников сверху, которые опускают и поднимают артистов с помощью лифтов, тросов, лебедок, управляют автоматикой и декорациями, следят за исправностью каждой детали. Все эти «мостики» над сценой позволяют артистам и техникам быть вовремя в нужном месте.
________________________________

Сценический номер: КОЛЕСО СМЕРТИ

Ещё один номер воздушного шоу "Ка" поражает своей технической новизной и зрелищностью. Это мужской силовой номер. Техника запускает вращение оси, на которой держатся 2, а иногда три колеса, внутри которых находятся акробаты. Номер сложен тем, что артисты исполняют трюки на огромной скорости, высоко над сценой и без страховки.

В шоу "Ka" номер «колесо смерти» состоит из конструкции из трех колёс и конструкции из двух колёс. По сюжету Злой Советник и его сын создали эту машину смерти, чтобы с помощью рабской силы привести её в движение и получить смертельное оружие.

Сама машина смерти стоит на квадратной сцене 9.1 м ; 9.1 м. Платформа весит 34 тонны и называется Tatami deck (татами -ковер для единоборств), так как в первых сценах на ней демонстрируются приемы ушу.

Этот же номер в других шоу, например, в Zarkana или Kooza, выглядит легче, так как артисты исполняют трюки на двухколесном механизме, удерживаемом подвесными тросами.

Конструкция весит 730 килограммов. Артисты выполняют прыжки на скакалках, забираются на верх колеса и даже ходят на руках, находясь в 7,5 метрах над землёй. Специальная обувь с резиновой подошвой позволяет исполнителям удержаться на «колесе смерти». Разумеется, оба артиста, находящиеся на противоположных сторонах друг от друга должны поддерживать одинаковый вес.

Несмотря на то, что запускает вращение колеса техника, сами артисты тоже регулируют баланс, особенно когда оба колеса останавливаются вертикально или горизонтально. Диаметр каждого колеса 2,5 метра (8 футов), а сама поверхность, на которой удерживаются артисты, составляет 46 сантиметров в ширину (18 дюймов).

Любопытно, что каждое сидение зала оборудовано звуковыми динамиками, что позволяет насладиться качественным звуком, не напрягая слух.

"Подъем", "Битва", "Бато" и "Колесо смерти" - номера уникальные, но не единственные поражающие своей оригинальностью и техническим оснащением. В данной статье были рассмотрены наиболее масштабные устройства шоу "Ка" и "О".

______________________

Техническое совершенство позволяет Cirque du Soleil создавать уникальные номера, ставить перед артистами сложные и оригинальные задачи, поскольку многие акробаты, приходя в труппу, учатся впервые обращаться с такими сооружениями.

Канадский цирк, существующий и в стационарном виде, и в шапито, покоряет сердца зрителей по всему миру.

Так, например, выглядит "кухня" Cirque du Soleil глазами акробатов и административных сотрудников. Ниже представлены фото гримерной, тренировочного зала, спальни и игровой комнаты.

Надо сказать, что пиар-отдел Цирка дю Солей ведёт активную деятельность, выпуская уникальную сувенирную продукцию, фильмы (Worlds Away, Journey of Man и другие), сериал Solstorm, снимаясь в клипах ( Imagine Dragons - Whatever It Takes) и участвуя в гуманитарных миссиях.

Так, например, Ги Лалиберте организовал и спонсировал движение «One Drop Foundation», занимающееся налаживанием систем водоснабжения и доступа к чистой воде по всему миру.

В 2009 году Ги Лалиберте стал 7-м космическим туристом. По его признанию, космическое путешествие, стоившее ему 35 млн. долларов, преследовало социальную цель – привлечение внимания к бережному отношению и охране водных ресурсов.Это событие получило освещение во многих странах, что привлекло ещё больше внимания к Cirque du Soleil.

Также перед началом шоу в холле зрителей развлекают аниматоры, клоуны и артисты, с которыми каждый может сфотографироваться на память. Иногда во время спектакля клоуны приглашают кого-нибудь из зрителей на сцену.

Интерактивность - один из привлекательных элементов шоу Цирка дю Солей. И ещё одна немаловажная составляющая - сюжет и драматургическое воплощение идеи. Каждое шоу имеет причудливое название, за которым скрывается концепция циркового представления.

Цирк дю Солей - пример воплощения мечты в жизнь. Правда, реализация фантазий зависела от грамотной, продуманной стратегии, финансового расчета, работы пиар-отдела Cirque du Soleil, и, конечно, симбиоза талантливых артистов и техники.

_______
Примечание: фотография, сопровождающая материал, была сделана в четверг 15 марта 2012 года в Государственном Кремлевском Дворце перед началом шоу "Zarkana".


Рецензии