Новомосковск-город химиков

Первое ощущение, когда я пошел в свое первое увольнение в армии в Новомосковске, что я попал в город Дзержинск. И это было действительно так. Город Новомосковск-1, как две капли воды был похож на свой город-побратим- Дзержинск Горьковской области. На самом деле истина была в том, что оба этих города практически в одно и тоже время были построены в разных областях, но по одной схеме.
Эти города были городами монстрами по производству химической продукции, как мирного назначения, так и другого.
Вспоминая свой город Дзержинск в котором я прожил порядка пяти лет сразу вспоминается характерный запах химии и разноцветные облака, когда ветер пригонял эту "красоту" с химических заводов за городом.Все тоже самое было и в Новомосковске, но только 2. Эти два города были одним и тем же городским поселением, только в Новомосковске- 2 находились все химические предприятия и воинские части, а Новомосковск- 1 утопал в зелени и блистал чистотой улиц. В одном месте люди работали, а в другом жили. Каждый день рабочие спешили на пригородную электричку утром на работу, а вечером такая- же полная электричка увозила уставших работяг домой.
Все бы ничего и город как сказка, с лучевым расположением улиц и новыми высотными домами, вот только воздух никуда не спрячешь. Все тот- же характерный запах химии в воздухе. На первых порах я никак не мог смириться с тем, что малые царапины полученные в ходе строительных работ заживали мучительно долго. Да, эта гадость в воздухе никак не давала ранам быстро заживать.
Прослужив в строительном батальоне год казалось я привык к этому запаху и этим разноцветным облакам. Мне было всего 19 лет и организм мог переварить даже гвозди. Конечно, это шутка. Я подумал тогда: " При всех плюсах работы на химическом предприятии, таких как достойная зарплата, бесплатное питание, продуктовые наборы и ранний выход на пенсию я бы не стал там работать". Химия- есть химия и она сокращает срок жизни! Но, люди ко всему привыкают и считают, что это их Родина и здесь им не плохо.
Как-то нас отправили на работы на один из заводов. Обычно стройбатовцев отправляют на работы где нужно что-то разгрузить, забетонировать или прокопать траншею. В этот раз командир отделения поставил задачу убрать мусор с территории завода. Собираясь на объект старшина роты приказал взять с собой фильтрующие противогазы. "Нафига нам противогазы"- сразу же поинтересовался рядовой Котик. "Бери давай, там узнаешь"- сказал командир нашего отделения. И действительно, войдя на территорию завода после оформления пропусков мы через короткое время узнали зачем нужны противогазы.
Двигаясь по территории завода колонной по два вдруг нас накрыло волной воздуха с характерным ядовитым привкусом хлора. "Мать, моя женщина"- пролепетал я слабым голосом задыхаясь от удушливого запаха. Мои товарищи по отделению также отреагировали на эту волну. "Отделение, противогазы надеть!"-прозвучала быстрая команда отделенного.
Все стали судорожно открывать сумки с противогазами. С такой быстротой я еще никогда не надевал противогаз. "Отделение, бегом за мной"- прозвучала следующая команда отделенного. Мы мчались, как стадо слонов-лилипутов, судорожно вдыхая фильтрованный воздух из противогазов. Наконец, пробежав порядка трехсот метров командир отделения дал команду: "Шагом-марш, противогазы снять!". "Слава Богу"- с потным красным лицом прошептал рядовой Мак. Воздух уже был нормальным для дыхания и мы наслаждались отсутствием противогаза на лице.
Прибыв к нужному цеху нам выдали совковые лопаты и носилки. Работа по уборке территории закипела. Самое радостное в нашей работе был заключительный этап-обед. Строем нас завели в большой комплекс столовых и тут нашим глазам открылось чудо: "Ровным строем в большой заводской столовой стояли квадратные столы на четверых и длинная линия самообслуживания-"раздатка". Множество судков с едой и кастрюль источали невероятно вкусный запах. Каждая позиция имела несколько вариаций первого и второго, а салатов я тогда насчитал пять наименований. "Шикарно живут работяги"-подал голос рядовой Котик.
"А можно взять две порции второго?"-спросил рядовой Мак у тетки за раздачей. "Да хоть три бери солдатик"- откликнулась тетка средних лет в белом халате и почему- то смахнула слезу на лице. Видимо наши голодные и худые лица солдат первого года службы растревожили ее чувства. А может быть она вспомнила своего сына, тоже служившего на тот момент?
После сытного обеда, как хорошо закурить сигаретку в курилке завода. Но после звучит команда : "Отделение строиться!". И опять мы идем по территории завода на выход, но теперь уже с полными животами после обеда. И снова команда: "Отделение, противогазы надеть,бегом -марш!". "Зачем я взял две порции второго?"- прозвучал грустный голос в голове. Служба, есть служба и мне осталось 22 месяца до дембеля!      


Рецензии