Ведь эта память - наша совесть

Никогда не дружила с цифрами, числами. Не старалась и запоминать их. Но некоторые числа прочно засели в моем мозгу. Одно из таких – 19 октября.  Ежегодно в этот день вспоминаю открытие Царскосельского лицея. «Роняет лес багряный свой узор…»
Вчера было 11 декабря. Эта цифра тоже  вспоминается -  чаще всех.  На память приходят  разные стихи о войне – той, далекой, более семидесятилетней давности… Но как они уместны и по отношению к более поздней – почти четверть века начавшейся в моей Чеченской республике и о которой мало кто написал из «маститых»…
«…Все отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце больно обожгла».  (Н.Браун)
«Настанет новый, лучший век,
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться».  (Б.Пастернак)
«Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей уже меня не разлучить
До тех  снегов, где вам уже моих следов не различить». (Ю.Левитанский)
«Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война:  ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна…»  (Ю.Воронов)
Потому и помним. Эта память – наша совесть.


Рецензии
Вы мне напомнили 10 класс, я читаю стихотворение Муса Джалиля "Варварство".
"Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… "
В классе звенящая тишина и только мой голос с невыразимой болью призывает к справедливой мести...
Казалось, после той войны люди перестанут доказывать свою правоту с оружием в руках. Но увы! В каждом народе находятся люди и нелюди. Как важно для каждого остаться ЧЕЛОВЕКОМ!

Валентина Васильева 4   26.01.2021 17:29     Заявить о нарушении
Уважаемая Валентина Васильевна! И Вы мне напомнили, КАК, С КАКИМ чувством и я точно так же, как и Вы, читала это стих-е в течение 28 лет работы в старших классах. Года два назад встретила бывшую ученицу конца семидесятых, которая сказала мне, что всегда помнит тот урок, когда я читала его (разумеется, наизусть)и как мурашки бегали у нее по коже.
И еще вспомнила: читала поэму П.Антокольского "Сын" и не смогла докончить последние строки "Прощай. Поезда не приходят оттуда. Прощай. Самолеты туда не летают. Прощай. Никакого не сбудется чуда. А сны только снятся нам. Снятся и тают..." Не в силах сдержать слезы, я вышла из класса. А десятиклассники молча досидели оставшиеся минуты, пока не прозвенел звонок...
А потом была весна 1995 года, когда я возвращалась домой в Аргун после, как казалось тогда, окончания войны. И на посту с автоматом наизготове встретила невидящий взгляд обкуренного солдата, требующего паспорт. Думала, что не смогу больше преподавать литературу...
Из школы я ушла только в октябре 2000 года, когда меня перевели в минобразования республики, где проработала 9 лет.
В общем, наговорила Вам. Нахлынуло)))
С теплом,

Айза Барзанукаева   27.01.2021 23:32   Заявить о нарушении
Извините за ошибку, я написала Вам отчество неверно...

Айза Барзанукаева   27.01.2021 23:35   Заявить о нарушении
Айза, большое спасибо за доверие и откровение. Вы мне помогли познакомиться с поэзией Павла Антокольского. С особым трепетом прочитала его поэму "Сын" и как он переживал потерю своей кровиночки.
"Мой сын был комсомольцем.

Твой — фашистом.

Мой мальчик — человек.

А твой — палач.
А между ними, видимый едва,

Единственный мой сын, Володя, Вова,

Пришедший восемнадцать лет назад

На праздник мироздания живого,

Спешит на фронт, спешит в железный ад".
"И на посту с автоматом наизготове встретила невидящий взгляд обкуренного солдата, требующего паспорт". Кого и что защищает этот "обкуренный" солдат? Бог, сохрани и благослови всех добрых людей в этом злом мире!

Валентина Васильева 4   29.01.2021 15:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.