Письмо в редакцию журнала Вопросы экономики

121019, Москва, Г-19, Волхонка, 14.
Редакция журнала «Вопросы экономики».

                «Без революционной теории
                нет революционного движения».
               
                В. И. Ленин.



                НОВАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЁТА

          Экономические основы коммунизма создаются прежде всего в социалистических производственных отношениях. Но сами эти отношения настолько далеки сейчас от совершенства, что говорить о коммунизме всё равно, что говорить об утопии. Коммунизм исключает деление людей на классы и подклассы, на руководителей и подчинённых, на профессии и специальности, на звания и должности. Всё это должно носить побочный, необязательный характер. Лидеры, специалисты должны выделяться из массы своим авторитетом, своими знаниями, но никак не выборным путём или путём назначения. Самоуправление, исключающее какие-либо привилегии одних людей перед другими, есть та основа глубокой нравственности, высокой сознательности, которая обеспечивает прочную базу коммунизма.

          Вместе с тем, пока сознание людей невысоко, сбрасывать со счёта личные интересы, материальные стимулы было бы преждевременно. Их просто необходимо внести в элементы самоуправления, самоорганизации, связать их как бы в один узел.

          Основой социалистического производства в настоящий момент является сдельная и повременная оплата труда при строгой иерархии, т.е. деления людей по административной лестнице. Чтобы лестницу эту развалить, нужно сдельную и повременную оплату труда заменить самонормированием.

          Казалось бы, эта абсурдная идея не имеет почвы под ногами. Однако знание экономических законов позволяет нам утверждать обратное. Идея эта основана на методе аукциона только с той существенной разницей, что товары продаются по наибольшей цене, а работы выдаются по наименьшей норме! Оценивая работы в часах в предполагаемых затратах рабочего времени, приобретая право на получение любых работ, наиболее близких к своей специализации, люди будут чувствовать себя на производстве свободными, независимыми от начальства, от руководства, от пресловутого пересмотра норм, и это наложит, так сказать, отпечаток на их поведение, на их взгляды. Наличие условных денег в их руках разбудит у них чувство хозяина, экономического самоутверждения. Вместе с тем работы, которые им придётся выполнять, могут оказаться и безусловно окажутся настолько сложными, что одному человеку выполнить их будет не под силу. В этом случае люди будут объединять свои усилия, обращаться друг к другу за помощью. Это стихийное объединение, добровольная самоорганизация без руководителей, без начальства уже есть зачаток коммунистических производственных отношений. Тем не менее, материальные интересы на первых порах будут отталкивать их друг от друга. И при малейшей возможности люди будут стараться выполнять работы самостоятельно, без посторонней помощи, особенно на простых операциях. В этом случае они будут оплачивать труд друг друга условными деньгами (часами), наличие которых обеспечивает конечный результат труда. В стремлении заработать как можно больше и быть как можно дольше самостоятельным, независимым от других, люди будут выбирать работы наиболее простые, наиболее близкие им по профессии. И тогда они вынуждены будут устанавливать нормы времени всё меньше и меньше, всё ближе и ближе к фактическим затратам рабочего времени. Разовьётся настоящее социалистическое соревнование, где не будет ни одного работника, так или иначе, не втянутого в этот стихийный, но полезный для общества производственный процесс. Наличие условных денег на руках позволит им по-хозяйски, бережливо ими распоряжаться. Каждый сможет их использовать не только для помощи в выполнении какой-либо конкретной работы, но и для создания для себя наиболее благоприятных, удобных условий труда. Налицо хозяйственный расчёт в так сказать чистом виде. И потому условные деньги или установленные часы правильнее всего называть хозрасчётными часами.

          Хозрасчётные социалистические производственные отношения, основанные на принципах самономирования, обеспечат не только условия самоорганизации, самоуправления, но и высокий уровень общественного производства. Пожалуй, более высокий, чем мы это видим в мире капитализма. Почему это так? Да потому, что капиталистические производственные отношения очень схожи с хозрасчётными социалистическими  производственными отношениями только в верхнем   эшелоне капиталистического мира, мира бизнеса, в котором активными хозяевами и организаторами труда являются только сами капиталисты, т.е. меньшинство трудящегося населения, прямо заинтересованного в получении наибольших конечных результатов. Здесь же поголовно все заинтересованы в этом.

          В мире капитализма в жёсткой конкурентной борьбе есть победители и побеждённые, есть богачи и бедняки, есть миллионеры и нищие. У нас этого быть не должно, хотя условия свободного хозрасчётного социалистического производства не исключают полностью возможности эксплуатации чужого труда. Негативная сторона этого явления прослеживается в моменты взаимной помощи друг другу при наличии большого количества хозрасчётных часов в руках одного работника и отсутствия или малого количества хозрасчётных часов в руках другого работника. Один вынужден идти в кабалу другому за незначительную плату из-за своей нерасторопности, неумения организоваться, либо по своей халатности, лени. Случаи эти могут носить многоразовый характер, чередоваться в лицах и в многомиллионной армии трудящихся разобраться, где же мы видим пример взаимопомощи, а где – пример скрытой эксплуатации, будет чрезвычайно тяжело. В отличие от существующей в настоящее время социалистической формы производственных отношений, когда значительная часть трудящихся, особенно среди повременщиков, ведёт полупаразитический, а подчас и паразитический образ трудовой деятельности, вышеупомянутая форма эксплуатации может быть менее опасна и уж наверняка более полезна для общества, ибо эксплуатируемый будет работать с гораздо большей нагрузкой, чем тунеядец, а эксплуататор – сам рабочий – не сможет почивать на лаврах в условиях постоянного соперничества с такими, как он сам. Тем не менее, ограничить проявление эксплуатации в широком масштабе, свести это негативное явление социалистического общества до минимума, при наличии знаний и понимания экономических законов, мы сможем вполне. Для этого достаточно ограничить по максимуму и минимуму заработную плату. Размер этих ограничений можно менять в зависимости от того, насколько успешно решаются глобальные задачи социалистического общества. По мере продвижения общества к коммунизму разрыв между максимумом и минимумом, очевидно, должен сокращаться.

          По своей абсолютной величине, как мы уже говорили, хозрасчётные часы могут быть сколь угодно велики и даже сколь угодно  малы  по сравнению с фактическими затратами рабочего времени. Но относительно друг друга они представляют из себя ничто иное, как своеобразные коэффициенты трудового участия (КТУ). Распределяя общую сумму заработанных денег по этим коэффициентам, мы можем определить истинную заработную плату каждого работника в отдельности.


          Например:

Работники            ИВАНОВ          ПЕТРОВ           СИДОРОВ           ГАВРИЛОВ
                хозрасчётные часы

Производственное
          задание

Работа № 1              (40)              45                80                55

Работа № 2               35              30                25               (20)

Работа № 3               30              20                25               (10)

Работа № 4               50              45               (25)                40

Работа № 5               45             (30)                35                35

Заработанные             40              30                25                30
хозчасы (КТУ)

Расчётный фонд з/п                500
            (руб.)

Заработная плата         160             120               100               120
            (руб.)

          

          Таким образом, новая форма хозяйственного расчёта, основанная на самонормировании, наилучшим образом обеспечивает проявление самоорганизации, самоуправления. И всё-таки контроль за ходом производственного процесса даже в этом случае должен кем-то осуществляться извне. У них должны быть определённые права, которые регламентировали бы этот процесс.

          Короче говоря, теория теорией, но для решения всех этих задач (а они должны решаться в интересах трудящихся, а не в интересах управленческого аппарата, который вольно или невольно может стать надстройкой над обществом, быть его иждивенцем) необходимы экономические эксперименты. Именно в ходе экспериментов может подтвердиться наша теория самонормирования и возникнут новые проблемы, которые теорией пока не предусмотрены и которые мы вынуждены будем решать прямо на месте.


09.02.87г.                Н. Смирнов.


Рецензии