Кампания 1943 года. Глава 124

                Глава 124.



 После пустынь Северной Африки Сицилия казалась солдатам 8-й британской армии раем на земле. В долинах зеленели благоуханные рощи, ветви деревьев отягощали спелые лимоны и апельсины. Вина было вдоволь и стоило оно гроши. Местные девушки были прелестны.

 Объезжая войска, генерал Монтгомери остановил встречный грузовик. Водитель грузовика спрыгнул с подножки и вытянулся по стойке смирно.

 - Почему, сержант, вы не по форме одеты? 

 Водитель был голый по пояс, а вместо фуражки на голове его красовался белый матерчатый цилиндр. Сержант собирался отдать честь по Уставу, но вовремя сообразил, что прикладывать руку к цилиндру не годится. Сержант не растерялся. Он снял цилиндр с головы, приложил к груди и склонился перед генералом в глубоком поклоне. Монтгомери рассмеялся. Сержант отделался выговором.

 Между тем обещание генерала Эйзенхауэра завоевать Сицилию в две недели так и осталось обещанием. Исполнить его не получилось. Немцы прочно окопались на склонах Этны, и обойти гору не удавалось ни на востоке, ни на севере. Дивизия "Герман Геринг", 15-я танковая дивизия, два полка 1-й воздушно-десантной дивизии не пропускали танкистов и мотопехоту Паттона и Монтгомери в Мессину, противовоздушная оборона пролива была исключительно сильна, все подходы с моря простреливались убийственным огнём 280-миллиметровых орудий береговых батарей. Прибывшие на остров немецкие подкрепления сменили в окопах и траншеях потрёпанные в первых боях за остров подразделения.

 3 августа генерал Паттон атаковал городок Троина. Немцы отразили все атаки. На следующий день всё повторилось. Паттону не помогли ни артналёты, ни массированные бомбардировки с воздуха. Командующий приехал в переполненный госпиталь. Все кровати были заняты. На них лежали, ожидая отправки на родину, перемотанные бинтами солдаты без рук и без ног. В одной из палат на глаза генералу попался румяный здоровяк, у которого руки и ноги были целы. Паттон отхлестал его перчатками по лицу и отправил на передовую. 5 августа 1-я дивизия 7-й американской армии снова раз за разом атаковала Троину. Продвижение за день было весьма незначительное.

 Тем временем генерал Хубе, не доверяя новому правительству Италии, проводил эвакуацию немецких войск с острова.   

 На помощь 1-й дивизии к Троине подошла 9-я дивизия генерал-майора Эдди. Полковник Флинт под свист пуль обходил окопы рейнджеров с винтовкой в руке, голый по пояс, с пылевой маской на лице и чёрной косынкой, повязанной вокруг шеи. Полк прибыл в Палермо морем несколькими днями ранее.

 На рассвете 6 августа разведчики Флинта проникли в Троину. Город был пуст. Немцы ночью отступили.

 8 августа 3-я дивизия генерала Траскотта высадила батальон морской пехоты в тылу у батальона противника, окопавшегося на горе Монте Фрателло. Не дожидаясь, когда все пути к отступлению будут отрезаны, немцы оставили и этот рубеж. Американская морская пехота атаковала хвост колонны немецкого арьергарда. Было взято в плен несколько сот человек, на дороге остались гореть несколько танков и бронемашин.

 11 августа Траскотт высадил десант в Броло, в тылу у немецкого арьергарда. В разгар завязавшегося жаркого боя прилетели семь американских бомбардировщиков. Они разбомбили штаб батальона американской морской пехоты и несколько артиллерийских батарей генерала Траскотта. 99 человек было убито, 78 было ранено. Пользуясь неразберихой, немцы с боем прорвались по дороге и отступили. 

 6 августа генерал Хубе сдал Катанию. Тем временем левый фланг англичан, поддерживая локтевой контакт с американской дивизией генерала Эдди, медленно продвигался по извилистым проходам среди застывших потоков лавы в обход Этны с юго-запада.

 В ночь на 11 августа генерал Хубе в порядке отступил к Мессине. Немецкие канонерки стерегли подступы к проливу и отразили все попытки противника высадить морской десант в тылу у отступающих войск.  Эвакуация была проведена образцово.

 Перед рассветом 17 августа генерал Хубе последним покинул Сицилию вместе с отрядом арьергарда. Тысячи итальянцев из армии генерала Гуззони, брошенные немцами на берегу в Таормине, при свете луны покидали остров на железнодорожных паромах, небольших пароходиках и моторных плотах. Сотни грузовиков были брошены на берегу. На западе полыхали зарева пожаров. В довершение всех бед через пролив, не щадя союзников, ударили тяжёлые гаубицы фельдмаршала Кессельринга.

 Утром колонна британских танков вошла в Мессину с юга.

 - Где вы задержались, туристы? - приветствовали танкистов американские рейнджеры, вошедшие в Мессину с запада двумя часами ранее.

 - Здорово, ублюдки! - отвечали танкисты.   

 Так закончилась оборона Сицилии. Она продолжалась 38 дней и ночей. Потери немцев составили 5 000 человек убитыми и около 7 000 пленными. Итальянцы потеряли около 150 000 человек. Англичанам и американцам достались в качестве трофеев несколько сот немецких пушек, 3 500 автомашин, 70 танков, а также горы итальянского оружия, которое никто не считал. 7-я армия генерала Паттона потеряла убитыми 1 425 человек, ранеными 5 200 человек, ещё 791 человек числились пропавшими без вести. Потери 8-й британской армии составили 11 843 человека. ВМФ США потерял 546 человек убитыми и пропавшими без вести, а ранеными - 411 человек.  Четверо матросов сдались в плен. Потери ВВС союзников составили 375 самолётов. Потери Люфтваффе - около 200 самолётов. Итальянцы потеряли всю свою авиацию - до 1 300 самолётов. ВМФ Италии частично сдался, частично был нейтрализован или уничтожен. Англичане потеряли авианосец "Индомитэбл", монитор "Эребус" и два эсминца. Американцы потеряли эсминец, тральщик и два десантных корабля. Ещё несколько тральщиков получили повреждения. Прекрасно зарекомендовали себя американские "утки" - десантные шестиколёсные грузовики-амфибии с передним приводом.

 После Сицилии немцы относились к итальянцам с презрением и гневом.

 3 сентября, за неделю до высадки американцев и англичан в Салерно под Неаполем, маршал Бадольо подписал с ними перемирие. Италия вышла из войны.

 8 сентября правительство Италии официально объявило о перемирии. Гитлер, до последней минуты не желавший верить в измену союзника, был потрясён. Он тут же приказал оккупировать Италию и разоружить итальянские войска. Всех, кто отказывался сложить оружие, немцы расстреливали. Тех, кто сдавался, депортировали в Германию и размещали в концлагерях.   

 Зато генерал Хубе, прославившийся летом сорок второго года под Сталинградом, вновь был национальным героем Германии. Он проявил незаурядные полководческие качества и доказал, что немецкие войска далеко ещё не разбиты и сохраняют высокую боеспособность.
.
.       


Рецензии