Квинтэссенция жизни

Духовные знания настолько обширны и взаимосвязаны между собой, что какую бы тему мы ни взяли, она в процессе рассмотрения будет развиваться и ветвиться все больше и больше, и будет захватывать все новые и новые области жизни, которые в свою очередь также связаны между собой.

У этого древа духовного знания есть корни, ствол, ветви, листья… Если рассмотреть главное – корень, ствол и основные ветви, будет ли полезен такой экскурс на эту секвойю вечного знания? Даст ли он какие-либо практические советы, рекомендации для применения в повседневной жизни?

Даже сам такой взгляд даст пищу для размышления над своей жизнью, своими занятиями по самосовершенствованию, их целесообразностью, что само по себе уже полезно, и кого-то это приведет к практическим решениям и применению в жизни.

Древние духовные знания говорят о том, что в каждый момент жизни человека существует необходимость определенного действия, соответствующего этому моменту, можно сказать, наилучшего или главного действия. В то же время существует главная цель и смысл всей жизни, о которых нужно постоянно помнить и с которыми желательно соотносить все действия. И жизнь не имеет конца, меняются только ее формы.

Так от мгновения до бесконечности пронизана жизнь главным.
И эволюция человека с этой точки зрения заключается в том, чтобы он научился от мига до вечности делать главное. Когда он полностью научится этому – достигнет совершенства и главной цели жизни. Все кажется простым…
Что же главное?

Рассмотрим только основные моменты. В подробностях тема настолько велика, что во всей полноте она не может быть представлена даже во многих книгах. Это Знание внутреннее, оно доступно тому, кто познал себя и достиг единения с высшим. Он сам является источником этих знаний. Раскрыть ее полностью может один человек. Впрочем, все по порядку…

ДВЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

В бытии человека на Земле есть невидимая грань, разделяющая его жизнь на две части и объединяющая их – жизнь внешнюю и жизнь внутреннюю. Они обе важны. Они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Внутренний мир человека неизмеримо богаче внешней жизни, события которой далеко не всегда адекватно отражаются внутри человека. Это разные жизни.

Во внутренней жизни человек может свободно перемещаться в пространстве и во времени. Он может мысленно и очень быстро представить себя в любом месте Земли и даже Вселенной, представить любые события и переживания, может представлять будущее в своей интерпретации и быть в нем, может вспоминать прошлое, погрузившись в него и перемещаясь в нем. Но во внешнем мире есть только настоящее. Будущее, даже отстоящее от настоящего на минуты и секунды, еще не наступило, а так же отстоящее прошлое уже не изменить. Главное – привести к гармонии эти две жизни.

Древняя мудрость говорит: мир земной соотносится с миром тонким, как капля воды с океаном, а тот, в свою очередь, также соотносится с более высоким миром. Так и океан внутренней жизни, а это тонкий мир, соотносится с каплей внешней. Это нисколько не умаляет жизни внешней и ее важности для тех, кто в физическом теле. Но как же они отличны друг от друга!

Таким образом, каждый человек – мост соединения миров и, в зависимости от чистоты сознания, он является объединителем и гармонизатором миров или… Граница между ними проходит в сознании человека – в настоящем. Это момент перетекания будущего в прошлое, момент осознания жизни, момент действий, являющихся следствием прошлого и формирующих будущее или момент влияния прошлого и построения будущего.
Этот момент – сама жизнь. Значит, именно в этот главный момент нужно правильно действовать. Это первое.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ СВОДА ЖИЗНИ

Земля – мир действия. И тело человека (воплощенной души, дживатмы) – тело действия. На Земле человек не может не действовать. Действия телесные чрезвычайно важны, однако есть еще слова и мысли – тоже действия. Объем мысленных действий в тысячи и тысячи раз превышает физический – так стремительны мысли. Весь спектр физических действий сначала формируется в сознании. Даже такое просто размышление показывает, как сильно влияет внутренняя жизнь на внешнюю. Причем во всех отношениях. Все, что построено на Земле, создавалось сначала в сознании человека: в планах, в проектах. Вся музыка, поэзия, живопись, литература, техника, научные изыскания и открытия, все взаимоотношения людей – вся радуга жизни сначала рождается в сознании людей.
Большинство людей понимает, какое огромное влияние оказывает внутреннее состояние на жизнь: на труд, здоровье, творчество, взаимоотношения, поступки… Внутреннее состояние – замковый камень свода жизни. И как в каменной арке этот камень держит в целостности весь свод, так и в жизни, от того, насколько прочно и правильно организовано внутреннее состояние, зависит вся жизнь.

Внутреннее состояние – это второе, главное. Что главное в нем?

ГЛАВНОЕ ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ

Любой человек хочет внутреннего спокойствия, радости, любви, хочет гармонии сердца и ума – чувств и мыслей. Иными словами, хочет, чтобы во внутреннем мире был полный порядок, это главное. Тогда человек будет счастлив.
Все это зависит от того, что человек совершил в этой и прошлых жизнях – от его кармы, и от того, как он действует в этой жизни, сейчас. Действует – значит мыслит, говорит и действует в физическом мире.

Таким образом, чтобы привести в порядок внутреннее состояние, нужно работать над собой и внутри, и вовне. Но ради чего все это делать, ведь работа над собой – самый большой и тяжкий труд?

Но и самый радостный, так как приносит истинную радость, и плоды этого труда неотъемлемо принадлежат человеку во всех мирах.

Главная цель жизни – познать себя, свою духовную сущность – дух, очистив свое сознание от негативных накоплений и развивая позитивные, и соединиться с Богом: духовная душа человека соединяется с мировой Душой, частью которой она и является. Такой человек заканчивает цикл перерождений на Земле благодаря тому, что он полностью нейтрализует или аннулирует свою карму. Он существует в тонком мире и в более высоких мирах.

Очень важным, главным моментом до полного освобождения человека являются переходы человека в тонкий мир – моменты смерти. В эти моменты важно состояние или наполнение сознания. Особенно важны последние мысли, с которыми человек уходит, и более всего – последняя мысль. Конечно, эти последние мысли являются следствием или результатом преобладающего мышления человека в течение жизни и, особенно, в течение последнего периода. Это как раз то, к чему человек был наиболее привязан в жизни.

Таким образом, с чем человек уходит в тонкий мир, к тому и притягивается: он получает соответствующее состояние и мир, в котором будет там существовать, а впоследствии получает соответствующее перерождение на Земле.

Например, человек пережил большие испытания, кто-то спас ему жизнь или самоотверженно помог, и он всю жизнь благодарил этого человека.  Соответственно он может уйти с последней мыслью о благодарности и с радостью (что, является в наше время, наверное, достаточно большой редкостью). Значит, он будет переживать эти чувства в тонком мире.  Лока[1], в которой он окажется, будет соответствовать его состоянию, будет светлой и радостной. И там, быть может, он встретится с той душой по притяжению, привязанности (заметим, позитивной), если это будет соответствовать состоянию той души в тонком мире. А в своем перерождении на Земле они, возможно, будут недалеко друг от друга или будут друзьями, а. может быть и родственниками…

Обратный пример. Человек уходит из жизни с обидами и ненавистью. Он не простил своего обидчика, и потому получает соответствующий мир, наполненный этими отношениями и чувствами. Он, может быть, и встретится по притяжению со своим недругом, если тот обуян такими же мыслями. Но если тот человек обидел не по злой воле, а по незнанию или стечению обстоятельств, и раскаялся искренне в этом еще при жизни, то, возможно они и не встретятся. И в следующей жизни совсем не обязательно они будут вместе всю жизнь, хотя карма, наверное, и сведет их в какой-то момент. Но, если они оба пылают ненавистью друг к другу (враг к врагу), то эта привязанность точно сведет их вместе в каком-либо отношении и, может быть надолго, чтобы они изжили свою ненависть. Да, именно так мудро работает закон кармы, он учит человека изживать негативные чувства[2].

Поэтому человеку совершенно необходимо совершенствовать себя духовно. В этом заключен смысл жизни. Если человек хочет достигнуть главной цели, на пути к ней он получает состояние внутренней гармонии и счастья в соответствии с достигнутой духовной ступенью. Если человек поставил себе целью внутреннее гармоничное состояние и работает над этим, он непременно ее достигнет, а после этого он будет искать еще большего совершенства души, и так будет продвигаться к той же главной цели. Какой из этих путей целесообразнее – очевидно, но каждый человек делает сам свой выбор, поскольку карма у всех разная.
Над чем работать?

[1]Лока – мир, слой или план в тонком мире.
[2]Вышеприведенные примеры лишь частично рассматривают эпизодическое кармическое взаимодействие только двух человек, но карма каждого человека складывается из длительных взаимодействий с отдельным человеком и многими людьми на протяжении многих жизней. Поэтому эти примеры - только маленький участок тоненькой ниточки из туго переплетенного кармического каната (причинно-следственных связей) жизни человека, протянутого из прошлого в будущее. Различные кармы, созданные человеком переплетаясь и наслаиваясь дают несоизмеримо более сложную картину событий – следствий. Но, принцип действия закона кармы и перерождения, остается неизменным.   

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ

Рассмотрим самые главные проблемы внутреннего состояния.

Беспокойство ума – мысли мечутся в разные стороны, трудно сосредоточиться на чем-то одном. Выполняя дела дома и на работе, человек может сосредоточиться, но какой ценой это дается и насколько глубоко это сосредоточение?

Неравновесие – сменяемость, неустойчивость настроений, лабильность психики. Это особенно сильно проявляется в однообразных эмоциональных, основанных на рефлексах реакциях человека на те или иные события, обстоятельства.

Негативное мышление – негативные мысли о других людях, осуждение их, погружение в отрицательные качества окружающих людей в мыслях и разговорах. Есть еще каждодневное, рутинное мышление – привычное прокручивание в голове «вечных» внутренних тем и диалогов. Сюда можно отнести и навязчивые мысли, как кристаллизованный продукт рутинного мышления.

Пять главных негативных качеств:
 желания,
 раздражение и гнев,
 жадность,
 привязанность,
 зависть, ревность, гордыня.

Эти пять основных внутренних врагов человека имеют много «родственников» и «детей» -  другие, производные от них негативные качества.  Добавим к этому еще и страх.

Это общие проблемы сознания человека, но у каждого свои пропорции сочетания и силы этих негативных качеств.

Внутренняя работа есть, прежде всего, работа с мыслью, которая подобна пламени. Но в сравнении с пламенем, мысли еще более стремительны. В одно мгновение возникает мысль, и мы можем перенестись, например, на какую-нибудь планету или далекую звезду. Какое пламя способно на это? В обыденной жизни пламя мыслей горит тусклым огнем с копотью, хаотично выбрасывая в разные стороны свои языки. Языки мыслей – мельчайшие веточки нашего мышления, которые ежесекундно устремляются по старым, давным-давно проложенным тропинкам, образуя достаточно бесформенный и неуправляемый клубок привычного мышления. Этот клубок, хотим мы этого или нет, формирует всю нашу жизнь, и внутреннюю, и внешнюю, формирует карму. И было бы не так плохо, если бы мы думали, пусть хаотично, но о полезном и позитивном. Но ум большинства людей погружен в большей мере в негатив. Мы постоянно беспокоимся, обижаемся, опасаемся и боимся, раздражаемся, злимся, мысленно проигрываем ссоры и конфликты, прошлые, настоящие и будущие, и т.д. Из этого ясно, какую жизнь формирует такое мышление.

То, что является в человеке самым стремительным и быстрым – его мышление, изменяется труднее всего. Привычки, сформированные из «пламени» мыслей, самые прочные.

Но все-таки необходимо научиться управлять своим мышлением, создавать новые позитивные русла мыслей. И это вполне возможно! Как это сделать?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИК

Существует много тренингов по сосредоточению, медитации. В них предлагаются различные приемы сосредоточения, разные объекты для сосредоточения и сюжеты развития мысли. Существуют и различные вспомогательные средства для этого: посты и диеты, асаны, тапасы, периоды интенсивных занятий… Все это, конечно, помогает, дает навыки и опыт, способствует познанию себя.

Однако следует сказать, что максимальную эффективность у большинства людей все эти средства имеют в начальный период занятий (от нескольких недель до нескольких месяцев), затем она снижается [3].  Это понятно, вначале на волне чувств новизны, надежды, ожидания, веры все идет хорошо. Потом, когда предполагаемая цель не достигнута так быстро, как хотелось бы, энтузиазм, а с ним и чувства понемногу угасают и затем…

Обратим внимание на чувства, мы к ним еще вернемся.

Второй момент. Заниматься такими практиками начинают, как правило, не в пик душевного кризиса, а в более ровный, пологий период. Но если в жизни человека возникают проблемы, затрагивающие его основные интересы: семья, работа, здоровье, материальное положение и т. п., то чувства и мысли об этом становятся основным фоном сознания, настолько сильным и длительным, насколько он привязан внутренне к этому, или как скоро он разрешит эти проблемы. Медитация в этот период малоэффективна, поскольку очень трудно, почти невозможно добиться концентрации сознания.

Занятия медитацией дают результат только тогда, когда достигнута полная концентрация сознания. Допустим, в течение часа удалось сосредоточиться на несколько секунд или, реже, минут. Это и будет время воздействия, остальное время – не в счет, это дхарана – попытки сосредоточения.

Но где взять столько времени во время душевного кризиса? И что делать на работе в таком состоянии? Там вряд ли возможна медитация. А нужно средство, как скорая помощь, которое помогало бы везде, было действенным и никому не мешало – было незаметным для окружающих.

Заметим, что эффективность всех вышеупомянутых практик зависит от того, как их получил человек, кто их ему дал.

Приведем еще пример.

«Меня прямо бесит!» – знакомо? Сплошь и рядом эту фразу можно услышать: на работе, дома, в транспорте, в офисе…

«Бесит» – это десятибалльный шторм в душе. Штормить может часами и днями… Что будет с лодкой человека? В этот период ум почти не поддается управлению. Для того чтобы понять всю нелепость этого состояния, представим, что также себя будет вести тело человека.

Итак, вы собираетесь идти на работу, но тело неожиданно идет в другую сторону и приходит к какому-то человеку, который вам крайне неприятен, и вы уже очень устали от него (да-да, именно так, ничуть не меньше!). И куда бы вы ни собирались, как бы ни заставляли себя идти по каким-то важным делам, как бы ни хотели просто уйти от него, тело неизменно приходит в одно и то же место… Это сравнение – не вымысел: ум человека или ман (санскрит) – одно из тел нашего духа (манасическое). И нужно научиться владеть им не хуже, чем физическим. Воля человека исходит из духа – хозяина тела. Допустимо ли, когда оболочка управляет основой, дающей ей жизнь?

Когда «бесит», с кем находится человек, где он живет сейчас внутри себя? Другие рядом с ним могут быть спокойными. Поэтому мир, в котором живет человек, это его внутренний мир. Оттуда нужно начинать переселение в лучшую обитель. И немедленно! Никто не знает, когда закончится срок на Земле. И там, в тонком мире, человек будет с тем, к кому он привязан здесь в сознании и во внешнем мире.

Сейчас причинами внутреннего неравновесия, беспокойства могут быть даже мелочи – настолько снизилась устойчивость человека к психическим нагрузкам.

[3] Какая-то часть людей, занимаясь практикой многие годы, добивается некоторого продвижения.

МАНТРА И МАНТРА-МЕДИТАЦИЯ

Для того, чтобы справиться со всеми внутренними проблемами, лучше всего подходит повторение мантры и мантра-медитация.

Мантра – священное слово, фраза, стих, обладающее духовной силой и очищающее ум (ман – ум, тра – очищать). В йоге есть наука слова, наука мантры, которая раскрывает процесс воздействия слова, мантры на сознание человека, правила обращения с мантрой и многое другое.

Мантра обладает универсальным действием, она помогает во многом.

Она очищает ум человека. При повторении мантры ее светлая энергия воздействует на мысли и чувства: негативные и неполезные мысли, которые приходят к человеку во время повторения мантры (а это наша карма в виде мыслей), нейтрализуются или в значительной мере ослабляются. Это уменьшает последствия их воздействия. Таким образом очищается негативная карма.

Мантра усиливает в человеке позитивные качества и ослабляет негативные.

Мантра учит концентрации и сосредоточенности, особенно в процессе проведения мантра-медитации, когда человек учится концентрироваться на избранном объекте (мантре, образе, свете…). Огромное преимущество мантра-медитации заключается в том, что, даже если сосредоточенность не достигается, мантра делает свое дело – очищает сознание, и время не тратится впустую. Напомним, что в обычной медитации позитивный результат приходит только в момент достижения сосредоточенности.

Мантра усиливает в человеке высокое чувство любви – бхакти.

Через мантру происходит установление связи со своим Иштом – образом Бога, в который человек верит.

Можно много еще говорить о пользе, которую мантра приносит человеку. По мере работы с ней человек все больше и глубже познает и ощущает ее благое воздействие.

Мантра – это звено, с которого следует начать работу над собой – это главное. Потому что часто у человека на начальном этапе не хватает духовных сил изменить себя: наладить правильный режим, бросить вредные привычки, контролировать свои мысли и чувства, гармонизировать свои отношения с окружающими.

Мантра – ключ, который открывает все двери возможностей человека. Она – нить, потянув за которую, можно распутать сложнейший и застарелый клубок жизненных проблем и сплести из свободных нитей красивейший узор жизни.

Регулярная практика чтения мантры со временем станет привычной, даст человеку силы, и он будет двигаться дальше по ступеням совершенствования. То, что вначале было непосильным, становится вполне возможным. Те проблемы, которые казались тупиковыми и ломающими всю жизнь, оказываются вполне разрешимыми. Невозможное становится обычным, а обычное преодолевается легко.

Такая практика подходит даже самым занятым людям. Занятый умеет ценить время и всегда найдет его для самого главного.

И самое важное – с помощью мантры можно достичь тех же духовных высот, к которым приходят через сложнейшие йогические практики.

ВТОРАЯ СТОРОНА ПРАКТИКИ
Здесь следует сказать, что работа с мантрой – мантра-медитация и повторение мантры – это только одна сторона духовной практики. Есть еще другая – работа над собой, над своими качествами. Это работа и внутренняя, и внешняя.

Настал момент говорить о действии в жизни внешней.

Когда мы рассматривали проблемы внутреннего состояния, мы говорили о необходимости контроля над мыслями и чувствами. Однако ни медитация, ни мантра-медитация сами по себе не принесут успеха, если человек не будет осознанно работать над собой, своими качествами. И эта работа, начинаясь внутри, должна проявляться во внешней жизни человека, в улучшении его взаимоотношений, лучшей организации жизни, оздоровлении его питания, избавлений от вредных привычек, постепенной гармонизации всех сторон жизни.

Эти две стороны практики взаимодополняют друг друга. Мантра-медитация дает силы, энергию для работы над собой, а гармонизация жизни улучшает мантра-медитацию.

Выстраивая гармоничные взаимоотношения, работая над своими качествами, человек все меньше и меньше создает себе проблем и, если они возникают, мягче и легче их решает. И тогда эмоциональный фон меньше беспокоит человека и, соответственно, реже и в менее навязчивой форме приходит в сознание во время мантра-медитации, его легче нейтрализовать.

Что касается внешних обстоятельств, то мы не можем изменить их полностью, но частично сможем. Победить их можно глядя в зеркало своего внутреннего мира, изменяя себя. Так Персей победил Медузу Горгону (символ внешних обстоятельств), глядя на ее отражение в зеркальном щите (внутреннего мира). Тщетно бороться с ними только вовне, они могут сжечь, как глаза Горгоны.

Конечно жизнь привносит в судьбу человека события, не зависящие от его воли: смерть близких людей, стихийные бедствия, катастрофы, большие социальные потрясения… И все это так или иначе будет отражаться на внутреннем состоянии человека. Однако эти две практики помогут сохранять равновесие и в этих случаях, а духовные знания о жизни человека на Земле помогут выработать правильное отношение к любым происходящим событиям.

РОЛЬ ЧУВСТВА В РАБОТЕ НАД СОБОЙ

Для того чтобы быть успешным в любой практике: медитации, мантра-медитации, в любом деле, в работе, в семье необходима еще одна важнейшая часть жизни – любовь. Она – самое высокое чувство. Радость близка любви.

Высокие чувства – та сила, которая позволяет удерживать «пламя» наших мыслей в заданном русле. Чувства действуют на мысли как поток воздуха на пламя горелки. Оно не только устремляется в нужном направлении, но и меняет свое качество. Чем сильнее и чище чувство, тем чище «пламя»: оно сначала становится голубым, потом синим, потом фиолетовым и перестает коптить. Таким пламенем режут сталь.

Когда человек кого-то любит, все его мысли устремляются к любимому. Даже не нужно пытаться сосредоточиться, все само идет. Мысли устремляются по руслу, проложенному чувством, или мысли, облеченные чувством, сами летят в направлении любви, притягиваются к ней. И в этом направлении человек и мыслит, и действует очень позитивно и плодотворно. Он способен справиться с любой «стальной» преградой. Едва ли не все великие произведения искусства создавались под воздействием любви, либо к человеку, либо к Богу.

В состоянии высокой любви к Богу человек знает, как правильно поступать, принимать решения – он обладает настоящим знанием, почерпнутым не из книг, а рожденным его духовной природой, вдохновленной Тем, кого он любит.

Поэтому на духовном пути самое главное место уделено любви (бхакти). Высокое духовное состояние, которое человек может достичь с помощью различных практик за многие жизни, достигаются бхактомх[4] за годы, за месяцы и даже в более короткий срок. Заметим, что никакая практика не даст сколько-нибудь значительного результата без любви. И есть ли какая-либо практика, которая бы рождала и усиливала любовь?

Чувства человека так быстротечны и изменчивы. Мирская любовь непостоянна и постепенно уходит. Только бхакти – любовь к Богу не только постоянна, но и растет. Где же взять, как можно пробудить и взрастить в себе бхакти? Кто ее может пробудить в человеке или подарить?

Вспомним вопросы и предыдущих разделов. Кто может дать мантру, которая соответствовала бы внутренним качествам человека? Кто расскажет о правилах обращения с мантрой, о внутренних приемах достижения сосредоточения в мантра-медитации, о правилах и приемах работы над собой? Кто может дать общечеловеческие духовные знания, а также советы и рекомендации для личного применения? Все это необходимо для духовного роста и жизни человека в социуме не эпизодически, а постоянно. Кто все это может давать регулярно?

Сейчас мы подошли к ключевому моменту. Именно в этой точке сходятся все вопросы, на которые многие ищут ответы и не могут найти. В ней ответы на все вопросы. Именно здесь квинтэссенция жизни – ее главная цель и смысл. Отсюда начинается сознательное восхождение к главной цели жизни.

[4]Бхакт – человек, преданный своему духовному идеалу (ишту, Богу, Учителю), любящий его.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы жизнь на Земле полноценно состоялась в своем главном духовном смысле, необходимо найти человека, который направит по истинному духовному пути, даст знания и практику -  все то, о чем говорилось выше.  Это не простой человек, а тот, кто прошел весь духовный путь до конца – кто познал себя, соединился с Богом, кто учит не только словом, но и примером своей жизни. Кто это может быть?  Конечно это Духовный Учитель. Его нужно найти, встретиться с ним, он укажет путь и даст посвящение в духовную практику. Он поможет любому человеку в решении любых проблем. Но не они приводят человека к Учителю, а через них он приходит к нему, потому что пришел срок, и Учитель позвал. Мотивы прихода к Учителю у всех людей разные.

С момента встречи начинается другой период жизни человека – счастливый.

Учитель является основой жизни человека, или, как говорят, альфой и омегой жизни.  Причем имеется в виду не одно рождение и жизнь человека на Земле, а вся цепь жизней на Земле и в других мирах. Учитель ведет человека по духовному пути на протяжении всего огромного периода его эволюции, независимо от того, знает об этом человек или нет. В начале пути он даже не подозревает об этом. Позднее он уже сознательно ищет Учителя и постепенно принимает его в жизни. Если Учитель однажды принял ученика, он никогда его не бросит.

Именно Учитель дает посвящение в духовную практику – дикшу.  Главное в дикше – мантра, соответствующая внутренним качествам человека. Только мантра, полученная от Учителя, будет действительно помогать человеку во всем. Насколько она важна, судите сами.

Однажды к духовному Учителю пришел человек и попросил принять его в ученики. Учитель сказал: «Иди повторяй «Сита-Рам» и живи по-прежнему в мире». Ученику этого показалось мало, и он стал просить Учителя оставить его с ним в ашраме и дать ему серьезную практику для совершенствования. Он хотел учиться как другие ученики. Учитель сказал, что это для него достаточно. Снова стал просить ученик и Учитель, в конце концов, согласился.

Ученик старательно выполнял данные ему духовные практики в течение многих лет. Наконец настал момент, когда он достиг высокого духовного уровня. И тогда он понял, что достиг бы того же уровня и за тот же срок, если бы просто повторял «Сита-Рам», живя в мире.

Именно Учитель, и никто другой, может дать человеку почувствовать вкус бхакти, вкус возвышенной любви к Богу, Ишту. И когда человек это чувствует, он ясно понимает и ощущает, что это чувство идет от Учителя. Бхакти подобна яркому солнцу во всей жизни человека, она дает энергию, вдохновляет, укрепляет веру и преданность, в различных обстоятельствах она помогает принимать правильные решения. Что бы ни делал человек – выполнял духовную практику или трудился в мире, с бхакти все будет проходить красиво и стремительно.

Очень важны непосредственные контакты с Учителем. В духовных беседах – сатсангах Учитель дает глубокие знания о том, как нужно сейчас жить в мире и духовно восходить. Сатсанг не просто беседа, это всеобъемлющая духовная практика, дающая человеку возможность духовного роста вплоть до главной цели в жизни. Сатсанг – необходимое условие духовного роста. Если в жизни ученика нет сатсанга, его устремленность к главной цели жизни постепенно снижается – кончается «топливо», энергия. На сатсанге человек получает каждый раз духовный импульс, вдохновение для дальнейшего продвижения. Но не только в этом заключена необходимость сатсанга, он нужен даже самым продвинутым ученикам, нужен на самой последней заключительной стадии познания себя и Бога.

Конкретные советы по духовной практике и жизни Учитель дает на личных встречах.

Учитель дает духовную силу жить и побеждать, дает энергию для самой трудной из всех работ – работе над собой, которую никто, кроме нас самих, не сможет выполнить. Он укажет, как именно работать над собой. Только с Учителем человек сможет освободиться от своего главного врага – эго.

Слово Учителя имеет множество смыслов и приложений в жизни. И если человек поймет два-три из них правильно, иногда даже один, он будет успешным.

Помощь Учителя осуществляется через совет, благословение, молитву и даже просто через взгляд на человека. Однако и сверх этого Учитель помогает через связь с учеником, если он делает регулярную практику.

Учитель, как божественный гончар, поддерживает ученика изнутри (в тонком плане) и закаляет его в горниле внешней жизни. И это служит выработке внутренних позитивных качеств, а также нейтрализации и трансформации негативных. Учитель преобразует мирские чувства и желания ученика в духовные, пробуждает в человеке творческие способности, дарит вдохновение в духовной практике, в творчестве в различных видах искусства, науки…

Учитель помогает избавиться от привязанности к чему-либо и кому-либо. Человеку самому это трудно сделать, поскольку он очень хочет обладать тем, к чему привязан, не хочет это терять, даже если осознает свою привязанность. И когда человек начинает понимать, что цепь этих временных привязанностей бесконечна и ничего, кроме страданий, не приносит, Учитель помогает убрать их. Причем помогает даже в том, о чем человек может и не знать. Учитель убирает не предмет привязанности, а саму привязанность, так, что человеку уже не привязанному не о чем сожалеть.

Чтобы понять и почувствовать силу благословения и молитвы Учителя для осуществления какой-либо деятельности, нужно испытать это на себе. Его крипа – милость и кшама – прощение имеют поистине божественную природу, как и его терпение, ибо он действует в такой мере, где по обычным земным представлениям уже невозможно что-либо изменить. Но он изменяет в лучшую сторону.

Учитель всегда хранит своего ученика. Проводя через все трудности жизни для выработки внутренних качеств, он никогда не допустит, чтобы обстоятельства, окружение сломили ученика. Понятие «ангел-хранитель» если и применимо к кому-нибудь, то к Учителю – только в самом высочайшем смысле: духовная сила Учителя всегда находится рядом с учеником, где бы он ни находился.

И самое главное: человек может полностью познать себя, свою атму (внутреннее «я») и стать действительно свободным человеком в этом обусловленном мире только с помощью духовного Учителя.

Учитель – краеугольный камень в основании жизни человека, на котором только и можно построить истинную жизнь.

Человек рождается для счастья и радости на Земле. Кто же становится счастливым в этой юдоли страданий, где каждый пожинает плоды своей кармы и создает новую? Только тот, кто достиг полного духовного освобождения – мокши? Не только. Человек становится счастливым не тогда, когда он добивается успеха в социуме, во внешней жизни. И не тогда, когда сбываются его мечты о счастливой мирской жизни. Потому что во внешнем мире все кратковременно и конечно. Счастье обретается человеком после обращения его к истинной духовности и встречи с истинным духовным Учителем, когда он утверждается на своем духовном пути, получает, благодаря Учителю, то главное, что необходимо этой душе в ее эволюционном развитии, и в его сердце начинает ярко гореть огонь бхакти. Никто лучше Учителя не знает, чт; нужно той или иной душе для достижения состояния ананда – постоянной духовной радости, блаженства и счастья. И поскольку ананда есть одно из состояний (и испытаний) на пути познания себя, постольку человек и получает его на соответствующей ступени духовного развития.

Восточная мудрость так говорит об Учителе: «Вся вселенная находится во власти Бога. Бог – во власти мантры. Мантра – во власти Учителя. Учитель – во власти любви». Учитель приходит на зов любви ученика, а ученик приходит на зов любви Учителя.

Духовный Учитель нужен всем без исключения людям. Сейчас мало кто это осознает. Даже говорят, что человек сам может достичь Бога, и ему посредники не нужны.

Так может говорить только тот, у кого не было опыта встречи с духовным Учителем и опыта ученичества. Точно так же, как ребенок растет сам, а родители его кормят, одевают, моют, учат, воспитывают, защищают, прощают, помогают и любят, так и Учитель лелеет своих духовных детей. Именно лелеет – с любовью и заботой ведет их к вершинам духа.

Человек – дитя Бога. Сам Бог смотрит на человека глазами Учителя, говорит с человеком устами Учителя, слушает человека ушами Учителя. Дух человека – часть великой Души Учителя. И соединение с Ней есть соединение с Богом, потому что Он един с Богом.

В глубокой задумчивости и печали сидел однажды Создатель. Наконец, он созвал своих помощников и сказал:
– В великой радости сотворил я Вселенную. Все происходит в ней по моей воле. Я создал Землю и одарил ее маленькими ручейками и полноводными реками, холмами и высокими горами, камнями, растениями, деревьями. Множество живых существ обитают на ней. И самое уникальное из моих творений – человек. Создав его, я одарил его умом, наделив способностью думать, но теперь человек везде находит и понапрасну беспокоит меня. Что мне делать?
Глубоко задумались его помощники после слов, сказанных Богом: как же быть, что посоветовать Ему?
– Посели;тесь на другой планете, – предложил один из них.
– Своим умом он найдет меня и там, – ответил Бог.
– Тогда скройтесь в глубинах океана, – посоветовал другой.
– Он найдет меня везде!
Один из самых мудрых помощников обратился к Богу:
– О, великий Создатель, сотворивший Вселенную! Все в ней совершенно! Но человеческий ум… Я очень хорошо знаю человека и могу дать вам один совет.
– Говори!
– Скройтесь в сердце человека, тогда он не сможет увидеть Вас, не сможет познать Вас.
– Это очень хороший совет! Пусть будет так! В сердце человека будет мой дом.
Прошло время... И снова загрустил Бог.
– В чем причина вашей грусти на этот раз? – спросили помощники, – Неужели человек до сих пор находит вас и беспокоит?
Ответил Бог:
– Нет, не находит. С тех пор как я поселился в сердце человека, он уже не беспокоит меня. Но все равно мне очень грустно. Ведь на Земле есть и очень хорошие люди! Как они устремляются ко мне и жаждут увидеть меня, но тоже не могут найти! А они мои дети, я их Отец. Я сотворил их, и пока они не найдут меня, не смогут обрести полного спокойствия, радости и счастья. Поэтому я так печален.
И снова мудрый помощник сказал:
– У меня есть ответ и на этот вопрос. Это хорошо, что Вы находитесь в сердце человека – все не могут увидеть вас. Но тем, кто действительно стремится познать Вас, кто всей душой устремлен к Вам, нужно дать возможность видеть Вас. Человеку нужна Ваша милость.
 Как мне ее проявить? Скажи!
 Время от времени воплощайтесь сами на Земле, как Садгуру. И когда увидите того, кто
сильно устремлен к Вам и достоин познать Вас, подарите ему величайшее из всех богатств – высокую любовь, бхакти. С помощью бхакти человек сможет увидеть Вас и соединиться с Вами.
– А когда я приду на Землю, будут ли узнавать меня все люди?
– Нет, Вы будете рождаться и жить, как обычный человек. Никто даже не догадается, кто Вы. И только тем, кто очень стремится познать Вас, Вы ниспошлете свою милость и подарите бхакти. И с бхакти человек сможет понять, кто Вы.
И сказал Бог:
– Да будет так!
И одарил Бог человека своей милостью – дал ему Садгуру, дал возможность через возвышенную любовь к Учителю найти Его.
10.2016.


Рецензии
И сказал Бог:
– Да будет так!
И одарил Бог человека своей милостью – дал ему Садгуру, дал возможность через возвышенную любовь к Учителю найти Его.
Сакраментально!
С уважением

Кузнецова Екатерина Первая   19.12.2018 10:31     Заявить о нарушении