Наш любимый трамвай

Кто в детстве не катался на трамвае? Наверное вряд ли найдётся человек, который живя в городе, не ездил на трамвае. Моя юность прошла в городе Новосибирсе. Трамвай всегда был наиболее вместительным и доступным видом транспорта. Но ходит он, как известно, по рельсам, и не всегда в том количестве, которое все хотели бы видеть. Так было и у нас.

 Из общежития до Сибсельмаша -место нашей работы нужно было на трамвае ехать не более двадцати минут, но добираться пешком приходилось более получаса.  Пэтому выбирали всегда трамвай, потому что другой вид транспорта туда не ходил. На остановке двери брали штурмом. Но в трамвай втиснуться удавалось далеко не всем, А желающих уехать всегда было много. Если кому-то удавалось встать одной ногой на подножку и держаться за дверь, которая никогда не закрывалась, то он мог считать, что ему повезло.

 На подножке висело несколько человек, держась за них, висели другие. Не понятно каким  образом, но нам всегда удавалось успеть на работу.  Летом было ещё сложнее. Июльское солнце раскаляло асфальт и пляж был нашим спасением от жары. Выручал тот же трамвай шестого маршрута. Набивались мы в него как кильки в банку, но там между ними был сок. Между нами его не было, вдохнув однажды, выдохнуть из-за плотного сжатия можно было не сразу, а лишь после толчка вперёд или назад, во время остановки трамвая.

 Неуспевшие втиснуться во внутрь, старались встать на подножку. Тогда появлялся шанс на одной ноге доехать до пляжа, правда если удавалось одновременно ухватиться за рубаху соседа висевшего перед тобой. Но и встать не всем удавалось и тогда спасала "колбаса". На ней могли стоять несколько человек, держась за корпус трамвая. Но были и те, кто залезали на крышу, и свесив ноги умудрялись ехать с ветерком, дыша свежим воздухом. Водитель, видя такое, пытался иногда сгонять наиболее "смелых" зайцев, но это ему удавалось редко. Контролёров на шестой маршрут
подбирали с особой тщательностью. Не очень полных, умеющих найти общий язык с пассажирами и обладающими недюженой силой. Поскольку пробраться через забитый вагон и получить плату за презд удавалось не многим из них.

 Я помню Тамару, нашу постояную подругу в наведении общественного порядка на конечной остановке шестого маршрута.  Ей удавалось пройти через массу пассажиров без особого труда. Она могла не только ответить хаму, но и при случае отвесить наиболее наглому оплеуху. Она была нашим постоянным помошеником. Дружинников правонарушители никогда не любили. А на конечной станции всегда находились в вагонах уснувшие пьяные.

 Замечу, что тогда, в тысяча девятьсот шестьдесятом году был один выходной день-воскресение. Выходить по доброй воле многие из вагона по доброй воле не желали и нам приходилось их выводить. Но красные повязки дружинников на правонарушителей действовали, как плащ тореадора на быка.

 Завязывлись схватка. Попадало всем, но со своей задачей мы успешно справлялись, правда иногда уходили с синяком под глазом. Тамара никогда не оставляла нас, даже в сложной ситуации, а нередко первой принимала вызов. И тогда нам приходилось идти ей на помощь. Но зато мы неоднократно заслуживали благодарность от работников станции и пассажиров. Участковый во время нашего дежурства мог позволить отлучиться по своим делам. Прошли годы и я с тёплым чувством благодарности вспоминаю нашу дружную троицу: Славу, Гену и Тамару- контролёра, которая всегда дополняла нашу четвёрку.


Рецензии
Вы хорошо описали поездки в трамвае. Так и было по всей стране. А в латиноамериканских странах и сейчас так ездят, если верить нашей прессе.

Владимир Шаповал   13.12.2018 18:11     Заявить о нарушении