Танцующие медведи и международный скандал

Как-то раз в августе собрались мы в «Парк танцующих медведей». Это такой заповедник в Болгарии, недалеко от Банско. Каждый год мы приезжаем в Банско и стараемся посетить этих бедных медведей. Почему они бедные и «танцующие»? Это потому, что их отняли у болгарских цыган, которые находили их совсем маленькими в лесу, забирали от мам  к себе домой, продевали в нос кольцо и «дрессировали». Дрессировка заключалась в том, что медведиков держали на горячей поверхности и наигрывали музыку. И они начинали перебирать лапками, чтобы легче выдержать стояние на горячей плите.  Вырабатывался рефлекс, и несчастные животные начинали «танцевать», как только услышат музыку. Видимо, они люто ненавидели музыку за все свои страдания. После такой "дрессировки" цыгане использовали мишек в качестве артистов, бродя по сёлам.

К счастью, в Болгарии запретили отлавливать медвежат и отняли всех косолапых «артистов», которых нашли в городах и сёлах. Киноактриса Бриджит Бардо выделила денег, и для этих медведей создали заповедник, «Парк танцующих медведей». Медведи там живут, как будто в лесу, но отделены от посетителей высокой  сеткой и проводами со слаботочным электричеством. Медведики умные: они и не лезут к проводам. Набралось в этот медвежий парк около двадцати пяти «душ».  В заповеднике их кормят, лечат, отправляют на зиму в специально вырытые берлоги. У многих из них обезображены «лица»:  есть повреждения на носах, губах - следы от колец, вдетых жестокими «хозяевами». У одного нет передней лапки, другой хромает, третий почти слепой. В заповедник, несмотря на отдалённость от населённых пунктов, приезжают посетители.  Они ходят по тропинкам и смотрят на мишек. Детям очень нравится наблюдать за ними. Только нельзя включать музыку, чтобы не напоминать животным их тяжёлое рабское прошлое.

Ещё нельзя кормить животных, и об этом гласят надписи  на заборах, но, отойдя подальше, некоторые люди бросают бедолагам яблочко-другое и смотрят, как те с аппетитом лакомятся.

Однажды мы были свидетелями кормления медведей служителями.  Мотороллер с кузовом подъезжал к вольерам и человек бросал животным нарезанные буханки белого хлеба. Только хлеба – и больше ничего! Медведи собирались, брали хлеб, причём лапами! Они подгребали ломти хлеба мордой на тыльную сторону лапы, подносили ко рту и ели. К сожалению, никаких других кушаний мы у них не видели. Один раз заметили на хозяйственном дворе ящики с морщинистыми мелкими яблоками, падалицей, как у нас называют. Возникло сомнение, что в их рацион входят такие продукты: "рыба, овощи, фрукты, орехи, яйца, творог и немного говядины", как написано в буклете. Ведь и у работников заповедника есть дети, и они тоже кушать хотят. А зарплаты в Болгарии совсем не высокие.

Отсюда пришла мысль приносить животным угощения и тайно бросать через ограду.

На этот раз к нам в Банско  приехала дочь Лена,  последние 4 года прожившая  в Лондоне. Собираясь навестить медведей, она прочитала, какую еду  им можно кушать,  и мы купили для них отборный виноград и яблоки. Килограмма три фруктов всего получилось. Ну что такое три килограмма фруктов для двадцати пяти голодных худых медведей? Мелочи! Положили в рюкзак и поехали в горы, в заповедник.

Сделаю небольшое отступление. Лена, пожив в Лондоне, рассказывала нам об особенностях английского менталитета. О некоторой непохожести англичан  на нас, русских. О щепетильности, педантичности, стремлению всегда следовать установленным правилам, поучать другие народы как правильно жить. Ведь они лучшие и на их языке говорит весь мир! Может весь и не говорит, но должен. Лена немного пресытилась общением с англичанами и в Болгарии отдыхала от них. Даже радуясь, что болгары в некотором роде пофигисты и этим похожи на своего «большого брата». На нас, то есть.

Вот и приехали мы втроём - я, муж и Лена - в «Парк танцующих медведей». У нас там был любимец Боби – большой добрый медведь с грустными глазами и совсем не испорченной травмами мордой. Он всегда  подходил близко к ограде и любил смотреть на  людей. Другие уходили в чащу, а Боби  обитал  в поле зрения посетителей. И если брошенное ему яблочко падало в непосредственной близости от проводов "слаботочки", Боби аккуратненько откатывал плод  в сторонку, не задевая провода, и съедал его, придерживая лапой.

Мы купили билеты  и  уже хотели было идти по дорожке вглубь парка, но  девушка-контролёр сообщила нам, что в парке введён новый порядок: посетители собираются в группы и организованно вместе с экскурсоводом идут по территории. А раньше гуляли сами по себе, свободно. Стало ясно, что под присмотром экскурсовода нам будет труднее забросить фрукты в лес, где обитают медведи.

Наконец, группа собралась, и под руководством девушки-экскурсовода двинулась по дорожкам. В группу входили человек пятнадцать болгар, взрослые и дети,  и несколько англичан пожилого возраста. Ну, и мы втроём. Экскурсовод сначала произносила текст на болгарском языке, а потом, для англичан, на английском. Говорить на русском не предусматривалось. Мы с мужем прослушивали болгарский рассказ, так как мы больше понимали болгарскую речь, а дочь – английский.

И вот за кустами промелькнула фигура медведя. «Пора бы бросить ему угощение», - подумала я.

Рюкзак с фруктами находился у меня на плечах. Лена увидела, что я открываю рюкзак, и взяла у меня пару фруктишечек.

     - Мам, тут англичане, - сказала она. – Я боюсь, что они подымут шум, если увидят, что мы бросаем медведям еду.

     - Неужели им есть до этого дело? Мы же не сладости бросаем, не конфеты, а просто яблочки. Яблочки вообще могли расти на деревьях и упасть на землю! – сказала я, показывая на лес, в котором росли сосны и берёзы. И немного ёлок.

     - Да ты не знаешь англичан! Они привыкли следовать инструкциям, и невыполнение  инструкций у них считается преступлением! – Громким шёпотом сообщила Лена.

     - Хорошо, давай бросать незаметно. Что же нам самим теперь есть эти фрукты, а медведикам не достанется? -  сказала я.

Мы отстали и незаметно бросили через ограду немного фруктов. Потом мы пошли дальше, периодически останавливаясь и слушая рассказ экскурсовода.

И вот, наконец, мы увидели небольшого медведя совсем близко. Он стоял и смотрел на нас. Я отстала ото всей толпы и достала из рюкзака гроздь винограда. Заключающими в группе шли англичане и я, думая, что никто не видит, бросила виноград через высокую сетку. Виноград упал рядом с медведем, раздался звук шлепка,  медведь подошёл и начал лакомиться. Он положил виноград на тыльную часть передней лапы и уплетал его с аппетитом.

Но тут я услышала громкие визгливые крики; «Stop it! Stop it! Stop it!» и ещё какие-то непонятные английские фразы. Ко мне приближалась старая англичанка, похожая на Терезу Мэй, и даже хуже,  и громко агрессивно кричала. Я почувствовала себя нашкодившей школьницей и только смотрела, как она на меня надвигается.  Душа ушла в пятки.  «Что ей сказать?» - думала я, вдруг напрочь забыв все английские фразы.

И вдруг между мной и «Терезой Мэй» возникла Леночка, дочь моя. Она стала  что-то решительно отвечать «Терезе» на хорошем английском. Леночка, которая когда-то была маленькой,  такой ранимой  и беззащитной! Наивной и робкой. Которую приходилось защищать от обидчиков, от всех жизненных невзгод . Которая выросла и уехала в другую, незнакомую страну преодолевать какие-то невероятные трудности. Леночка, по которой всегда тоскует душа моя. Доченька моя! И вот она заступилась за мать свою.

Я не понимала смысла разговора на повышенных тонах, но, как потом Лена мне перевела, смысл был примерно следующий:

     «Тереза»:  - Прекратите! Вы не имеете права кормить животных! Вы видели объявление, что животных кормить запрещено?! У них сбалансированное питание! Вы причиняете им вред! Я пойду и пожалуюсь на вас руководству!

     Лена: - Не надо так кричать! Вы можете всё сказать спокойно.  Пойдите и пожалуйтесь, ведь жалобы и доносы - это часть вашей английской культуры.

    «Тереза»: -  Напрасно вы так думаете, у нас самая высокая культура и вы должны на неё равняться!

   Лена: -   Вот и наводите ваши порядки в ВАШЕЙ стране и не стремитесь учить все другие народы как правильно жить! Это тоже одно из качеств английского менталитета - всех поучать.

Медведь в это время увлечённо поедал виноград с лапы и иногда поглядывал на кричащую англичанку. Больно уж голос  у неё был противный.  Так можно и животное напугать! Другие англичане стояли на дистанции и молчали.

Потом все двинулись дальше. Англичанка тут же пошла к девушке-экскурсоводу и пожаловалась на нас.

После очередного рассказа о жизни медведей экскурсовод доброжелательно  спросила Лену по-английски: «Вы в курсе, что медведей кормить нельзя?». Лена ответила: «Ес». И всё! Никто нас не ругал. И даже, ( может быть мне это показалось),  девушка  отнеслась благосклонно к тому,  что мы подкормили медведя.  Наверное знает, что «сбалансированный рацион»  не очень-то сбалансирован.

Потом мы шли и обсуждали происшедшее.  Лена сокрушалась, что она  ещё не всё  сказала этой англичанке. Надо было высказать ещё то-то и то-то.   Я говорила Лене, что я вообще растерялась и не знала, что ей говорить.  Лена учила меня, что в такой ситуации надо говорить: «Нот ё бизнес!», то есть не ваше дело.  Муж Виктор  требовал фрукты, чтобы он мог на виду англичан демонстративно побросать их медведям. Я не давала, говоря, что не надо провоцировать международный скандал.  Витя в школе и ВУЗе учил немецкий язык и по-английски знал только два-три слова. Дочь, смеясь, сказала отцу, что если будет на тебя так кричать, скажи ей: «Крейзи вумен!» Так, оживлённо разговаривая, мы подошли к месту, где обычно обитал любимый медведь Боби. Но Боби спал, свернувшись  под кустом калачиком, и не обращал на людей внимания. Уходя, мы незаметно бросили ему самую большую гроздь винограда. Проснётся, увидит и обрадуется.

Когда экскурсия уже заканчивалась и мы направлялись к выходу, один из посетителей  закинул  какой-то предмет в лес. Может быть шишку или огрызок от яблока - не знаю. Закинул даже не в ту сторону, где обитали медведи, а в другую сторону, где был невысокий забор из сетки-рабицы. Англичанка с такими же громкими воплями «Stop it! Stop it! Stop it!» бросилась к "нарушителю". И тогда Лена спросила у неё: «Вы что,  устроились  здесь охранником?».

Англичанка, похожая на Терезу Мэй, остановилась и переключилась на Лену.  Она кричала, что делает это из любви к животным, чтобы они правильно развивались, питаясь  полноценно и сбалансировано.  Лена ответила, что, похоже, вы, мадам, не любите ни животных, ни людей.  В разговор вмешалась вторая англичанка, называя Лену молодой и глупой. Лена говорила им, что в Англии принято культурно и вежливо решать все вопросы, а не кричать и нападать на людей. На что, как перевела мне потом Лена, вторая дама ответила: "Да, в нашей культуре принята вежливость во всём,  просто вы задели слишком важную для нас тему, поэтому мы кричим". И Лена ей что-то отвечала на хорошем английском, а я подумала, что годы проживания в Англии не прошли даром, уровень английской устной речи у неё стал очень высок.

Я не могла спокойно смотреть, как эти старые леди кричат на мою дочь. Тогда я подошла и сказала, может быть немного некстати: «Нот ё бизнес!». И ещё пришедшую на ум фразу - "Гоу хом ту Ингленд!" А мой муж, наш отец  и глава семьи, воскликнул, разведя руками: «Крейзи вумен!».

Весь этот международный скандал снимал на камеру английский пожилой джентльмен. Муж повернулся к нему, и ещё раз, как бы ища сочувствия, повторил со вздохом: "Крейзи вумен!"

Вот так прошло наше общение с англичанами, а бедные «танцующие медведи» недополучили около килограмма фруктов для сбалансированного питания.

 


Рецензии
Уважаемая Татьяна! Спасибо за интересный рассказ. Он напомнил мне аналогичную историю с моим приятелем - коренным жителем Саха-Якутиии, который окончил Оксфорд. Он также кормил медведей, находясь в составе группы туристов, большинство которых было из России. Несколько англичан, присоединившихся к группе, громко обсуждали поведение наших "нарушителей". Один из них произнес что-то похожее, что "варваров научить соблюдать правила невозможно". Мой приятель незамедлительно ответил:
- Я из страны, где медведи священные животные, на них не надевают намордники и не сажают на цепь или за ограду. И живут они по своим правилам, а не по тем, что устанавливают для них невежественные люди, которые, якобы, лучше знают, что полезно медведям и что вредно. Из-за самодовольного чванства эти люди не понимают жизни и только мешают медведям и другим животным пользоваться свободой. Из вашего народа только Джеральд Дарелл и еще несколько его сторонников достойны общения с животными.
Англичане не протестовали.
Вам успехов в Творчестве и удач в приобретении читателей-сторонников.

Владимир Ленмарович Тимофеев   26.08.2022 12:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Владимир Ленмарович! Рада Вашему визиту.

Татьяна Шардина   02.09.2022 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.