Елеонский некрополь. Схиигуменья Антония. Павлa

Фото: Надгробие игуменьи Павлы на горе Елеон. Автор  фото житель Иeрусалима, пожелавший остаться неизвестным



Могила игуменьи Павлы (в схиме – Антонии),  находится на нижнем кладбище. Игуменья  управляла монастырем дважды: с 1929 по 1934 гг. и с 1944 по 1952 гг. В миру монахиню звали  Зинаидой Андреевной Клюевой. Она  родилась в  1881 г.  (по другим данным  – в 1883 г.). Овдовев в 1921 г., Зинаида Андреевна приняла решение   связать  свою дальнейшую жизнь с монашеством. Это случилось после смерти  ее супруга – генерала-лейтенанта  Николая Алексеевича Клюева (1859 – 1921). Будучи  участником Белого движения, он выполнял функции заместителя Главнокомандующего всеми русскими вооруженными силами на Северном фронте. После поражения белых  Николай Алексеевич эмигрировал  в Финляндию, где умер и похоронен на православном кладбище в Гельсингфорсе (Хельсинки).

По некоторым данным, Зинаида Андреевна Клюева начала монашескую жизнь в Лесненской  женской обители.  Приняв монашество с именем Павла, она   подвизалась в женском  монастыре Новое Хопово на территории Королевства Югославии. Монастырь находился на Среднедунайской возвышенности, возле Фрушки  Горы (ныне – автономный край Воеводина недалеко от города Нови-Сад). После революционных событий в России эта  обитель    была одним   из центров духовной и культурной жизни русской эмиграции.  Сюда в  1920 г. с согласия короля  Александра I   и по приглашению Патриарха Сербского Димитрия прибыли более 60 русских монахинь-эмигранток из Леснинского монастыря во главе с игуменьями Екатериной (Ефимовской) и Ниной (Косаковской). Вместе с сестрами монахиня  Павла принимала  участие в возрождении Ново-Хоповской обители. В целях сохранения монашеской  традиции призрения и православного воспитания детей-сирот при обители открыли  Хоповский приют. Монахиня Павла зарекомендовала себя как одна из основательниц этого  детского приюта.  В нем жили  главным образом  русские дети, потерявшие родителей или брошенные на произвол судьбы. Работа по воспитанию и образованию детей стала наиболее важным делом всех сестёр. На этом поприще много трудилась и широко образованная  монахиня Павла, проявляя свои организаторские способности и талант воспитательницы. Она принимала участие  в обучении детей живописи, рукоделию и разным ремеслам. Монахиня Павла с 1921 г.  и писала стихи на духовные темы. В них преобладали темы покаяния и смирения, воспоминаний о прошлом и  боль о невосполнимых утратах.
Осенью  1925 г. в Ново-Хопове проходил Третий съезд Русского Христианского Студенческого Движения, собравший около ста  участников из разных стран Европы. На  съезде  председательствовал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Митрополит лично познакомился с монахиней Павлой и ее опытом работы в приюте. Он высоко оценил "сильную волю, энергичность, дальновидность и дар милосердия" (1, с. 52)  монахини Павлы.

Осенью 1929 г. монахиня Павла прибыла в Святую Землю, чтобы в ранге игуменьи возглавить   Елеонскую обитель. Это было трудное время, переживаемое елеонскими сестрами после сильного землетрясения  14 июля 1927 г.  После этого страшного события женская община два года испытывала острую необходимость в поиске и назначении новой игуменьи. Выбор митрополита Антония остановился на  монахине Павле, с которой он лично  был знаком.

Елеонский монастырь очень сильно пострадал после земной стихии.  Перед глазами назначенной Архиерейским Синодом новой  игуменьи Павлы предстали поврежденные монастырские храм и  колокольня, игуменский корпус и все  жилые постройки на территории обители. Серьезные разрушения требовали ремонта и немалых денежных средств. Предшественница матушки Павлы игуменья Елизавета, правившая монастырем  с 1919 г., тяжело заболела от пережитого и физически уже не могла  заниматься восстановлением обители и налаживанием монастырской жизни (2, с.54).  Игуменью Павлу не испугали предстоящие труды на Елеонской горе.

В  женской общине состояло около 180 сестер, из них 53 монахини,  свыше ста рясофорных послушниц и более десяти насельниц.  Игуменье Павле  постепенно удалось  возвратить обитель на путь нормальной монашеской жизни. Сестры перестали ходить на заработки в мир. Игуменья Павла устроила в монастыре выставку икон и вышивок золотом и бисером. Эта выставка-продажа рукодельных работ елеонских сестер  имела особый успех у англоязычных посетителей, о ней стало известно в высоких иерусалимских кругах, а также в зарубежных  странах. Губернатор города предложил матушке Павле устроить подобную выставку в его губернаторском доме в центре Иepycaлима.

В Елеонской обители  игуменья Павла открыла  золотошвейную и иконописную мастерски. Сестры  стали получать многочисленные  заказы на церковные рукоделия и иконы. У деятельной игуменьи  появилась финансовая возможность приступить к восстановительным  работам в обители.  Особой заслугой матушки  Павлы сестры  считали и "возвращение обители на путь нормальной монашеской жизни" (2, с. 54 ).  Они ценили в матушке ее мудрость, организаторские способности, человечность и строгость.

В начале марта 1931 г. игуменья Павла  c сестрами принимала в монастыре великого князя Владимира Кирилловича (1876 —1938), провозгласившего себя в 1924 г. "Императором Всероссийским Кирилом". Спустя три года после этого события матушка Павла  по состоянию здоровья решила  оставить игуменство.  Матушка  объявила о желании уйти на покой. Ею овладело  и  желание искать схимнических подвигов.  Преемницей матушки Павлы стала монахиня  Мелания (Ненюкова), также прибывшая на Елеон из Югославии. Вскоре матушку Павлу  постригли в схиму с именем Антонии.

Помимо молитв  схимонахиня  уделяла  время и литературному творчеству (См.: 3). Она писала стихи и готовила публицистические статьи. В своих произведениях схимонахиня    размышляла о современном русском монашестве и о  Святом Граде Иерусалиме. Стихи и прозу она публиковала в журнале  "Святая Земля",  издаваемом с 1934 по 1940 гг.  Русской духовной миссией в Иерусалиме по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ. Произведения схимонахини Антонии о Святой Земле приобрели широкую известность в среде русской эмиграции.

После смерти в 1944 г. игуменьи Мелании (Ненюковой), имевшей слабое здоровье  и больное сердце, схимонахиня Антония по желанию сестер и по благословению иерархов  вернулась к управлению монастырем.  С окончанием Второй мировой войны у Елеонской обители появились новые трудности. Схиигуменье Антонии и ее сестрам пришлось пережить новые испытания в условиях образования в 1948 г. государства Израиль, первой арабо-израильской войны, утраты Русской духовной миссии своей резиденции в Русском квартале в Иерусалиме, экономического бедствия и притока на Елеон новых сестер, бежавших из Горненского монастыря.

Схиигуменья Антония ушла на покой  в 1951 г., передав  управление обителью новой настоятельнице Тамаре (урожд. Романовой;  княгине Татьяне Константиновне Багратион-Мухранской). Cкончалась схиигуменья Антония  11 февраля 1963 г.

Литература.

1. Монастырь на Елеоне. Храм, люди, судьбы. Составитель: Г. Майерталь. – Иерусалим: МИКА Ltd, 2006.
2. Святой Елеон: Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон: К 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, 1886-1986. – Иерусалим, 1986.
3.Архимандрит Августин (Никитин). Святыни Елеона. – ж.Нева, 2017, N 6.


Рецензии