Жуй, жуй, глотай или с чего начинать воспитывать

 (Специально для рубрики сообщества ФБ: «Читаем дома, читаем вместе»)

 (28 ноября в 16:36)

Все мы родом из детства. Однозначно. Даже «Иваны-Великаны», «дяди Стёпы» и пр. не литературные, а называемые так в детстве, с легкой руки, Герои - тоже вначале (до героической взрослости) были детьми. И с этой точки зрения я, собственно, обратила бы внимание взрослых на эту небольшую книгу (хотя её и не обязательно «читать дома»: у неё есть прекрасный «карманный формат», который позволяет читать её и … в метро, к примеру)))
Вообще-то, я уже писала своё мнение об этом произведении. Но, как заметил Умберто Эко, - интерпретаций написанного текста (на горе писателю((( ) – может быть МНОГО))). Ну, вот я и пользуюсь этой бааальшой лазейкой, для взрослых)))
Речь идёт о книге-романе (хотя и об очень маленьком таком романе) - Мюриель Барберри «Лакомство».

Возможно, кто-то его уже и успел десять раз прочесть))), поскольку появился он в переводном виде у нас в стране более десяти лет назад. Для тех же, кто не читал книгу, ради интриги))) , процитирую лишь строку из аннотации, которую издатели сами водрузили на обложке. «Знаменитый дегустатор и кулинарный критик на пороге смерти пытается вспомнить тот дивный вкус, который ему хочется ощутить в последний раз. Он перебирает в памяти свои вкусовые ощущения с раннего детства, от самых простых до самых экзотических, и каждый его внутренний монолог – это подлинный праздник вкуса, исполненный поэзии. В конце романа ему все же удается вспомнить то забытое лакомство, и это – полная неожиданность для читателя…».

О чём напоминает (а таких книг, в этом смысле, немало) это произведение? О том, что самые лучшие свои кушанья, запахи и вообще – воспоминания – именитый дегустатор, как оказалось, помнит ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ (осознаёт он это или нет). И это очень верное замечание. Потому что наше детство, во многом, как мозаика, складывается, как раз и из того: что, как, когда, с кем и почему…)))) мы – ели в нашем детстве. И, кстати, наверняка из таких вот индивидуальных, конечно же, личностных воспоминаний складывается наш уникальный «образ счастливого» (или нет, кому уж как…) детства.
 
Я, например, будучи маленькой, не могла поверить бабушке, что они частенько завтракали, обедали и ужинали… щами (!). Искренне считая, что это она меня просто соблазняет, чтобы я не клянчила мороженого перед обедом… Но, выросла и всё поняла. Да и мороженного, честно говоря, почему-то так, как в детстве не хочется (безотносительно). А про бабушку… - так ведь жили они очень бедно. Детей было много. И к еде относились бережно и уважительно.  Все. Так и передавалось это важное «сообщение» нашими прабабушками, бабушкой (не только на словах!) в будущее,  – то есть  детям, внукам ….  А из чего, порой,  были те «щи»... ох, лучше и не вспоминать. (Хотя, повторюсь, важно понимать: не будь у этих людей и такой еды, не было бы энергии для жизни). Однако, скорее всего, бабушка и её дети (а моя мама была третьей, младшей) поэтому и не стали – «великими дегустаторами» …

…Иными словами, я бы посоветовала данное произведение, если не как непосредственно семейное чтение, то как повод для семейного же разговора, поводом вспомнить свои корни и бытовые традиции повседневности. В частности, побеседовать о том, что, в буквальном смысле слова, питало этих родных людей, благодаря которым стало возможным и... подобное обсуждение. Где? Ну, пусть, скажем, и за чайным столом.


Рецензии