ЛКП 2. Ленин всегда прав, но...

Ленин, комсомол и партия в моей жизни

Содержание

1. В комсомол в последних рядах
2. Ленин всегда прав, но …
3. Два персональных дела, фарс и трагедия
4. Комитет комсомола
5. Главная награда
6. Вступление в партию, партком
7. Решение основной задачи
8. Защита по-советски
9. Заключение

В Советском Союзе «Ленин», «Комсомол» и «Партия» были не просто словами, а базовыми понятиями коммунистической идеологии. Они в разной степени вторгались в личную жизнь каждого советского человека, игнорировать или не замечать их было нельзя, никто твоего желания на сей счёт не спрашивал. У всех, кто жил в стране с названием СССР были свои личные история связанные с Лениным, комсомолом и партией. И у меня тоже, некоторые эпизоды остались в моей памяти навсегда.

2. Ленин всегда прав, но …

В школьные годы история была моим любимым предметом, начиная этак с четвёртого класса вплоть до окончания школы. В наше время учебники не выдавались бесплатно школьникам в начале учебного года, а на каникулах покупались родителями в магазинах. Стоили они весьма недорого и советским семьям были вполне доступны. Обычно, получив летом на руки новый учебники истории, я прочитывал его от корки до корки, и не просто прочитывал, а впитывал в себя, поскольку от этого чтения получал удовольствие. Кроме того, я много читал книг по исторической тематике, поэтому не видел необходимости готовиться дома к урокам истории, считая чтение давно прочитанного совершенно бессмысленным занятием. Этим можно объяснить тот факт, что по своему любимому предмету у меня далеко не всегда были пятёрки. Когда мне задавали вопросы по домашнему заданию, у доски или с места, то мне всегда было что-то сказать. Однако учителя по истории были опытными педагогами, они понимали, к уроку я не готовился, но тему знаю. В какой-то степени это их задевало, поэтому они зачастую занижали мне оценки. И всё же история для меня было всего лишь увлечением, никогда не хотел быть профессиональным историком, такое даже в голову не приходило.

Из всего сказанного понятно, что для меня было чрезвычайно важно сдать выпускной экзамен по истории на оценку «отлично».Пожалуй, было всего два экзамена, на которых четвёрку я считал бы для себя абсолютным провалом, это физика и история. В физике я был абсолютно уверен, пять без вариантов. А вот с историей было сложней, ибо по программе то была История СССР (период времени с 1917 по 1970 годы), а значит, надо было в определённой степени знать произведения Ленина и уметь цитировать их при ответе. Надо сознаться, что этого я делать не умел, и вообще считал глупостью практику  выдёргивания цитат из произведений Ленина, когда любые слова вождя мирового пролетариата считались истиной в последней инстанции. При всём уважении к личности Владимира Ильича Ленина я уже тогда не во всём с ним был согласен, поэтому к его цитатам относился критически, хотя сие не афишировал, это было моей личной позицией.

Выпускной экзамен по истории был двойным, то есть на самом деле проводились одновременно два экзамена, один по Истории СССР, другой по Обществоведению. Соответственно, в билете была два вопроса по двум разным предметам, и оценки ставились отдельно по каждому из них. Принимали экзамен педагоги-историки Рожков Николай Ивановичи Дранников Владимир Дмитриевич. Николай Иванович преподавал нам историю в последние три года нашей учёбы, а Владимир Дмитриевич был завучем школы, но наш класс ему учить не пришлось, так уж вышло. Вопрос по истории был обширным, надо было доложить о причинах гражданской войны и иностранной интервенции, роли международного империализма в организации интервенции и гражданской войны, о положении на фронтах в 1918 году и о роли Ленина в защите социалистического отечества. История гражданской войны мне всегда была интересна, особенно ранний её этап, поэтому я в определённой степени был рад возможности ответить по этой знакомой мне теме. Второй в экзаменационном билете вопрос по обществоведению также не вызвал затруднений, он касался основных задач по созданию материально-технической базы коммунизма. 

После непродолжительно подготовки я был готов к ответу на первый вопрос билета. Всё шло гладко, оба экзаменатора внимательно меня слушали, и время от времени кивали в знак одобрения. Казалось, без всяких недоразумений я отвечу на пять баллов и мы перейдём ко второму вопросу, но так не случилось, без забавного недоразумения не обошлось.
– Саша, а как вы думаете, – задал дополнительный вопрос Дранников, – если бы не вмешательство международного империализма и если бы не их помощь контрреволюции, то была бы в нашей стране гражданская война?
– Безусловно, да, – ответил я, – между большевиками и силами контрреволюции были непримиримые противоречия. В такой ситуации гражданская война была неизбежна, в той или иной форме.  Без вмешательства международного империализма контрреволюция была бы подавлена гораздо быстрее, гражданская война продолжалась бы недолго и разруха в стране не имела мы катастрофических масштабов.
– Значит, вы так считаете, – ухмыльнулся Дранников, – а вот у Владимира Ильича Ленина на сей счёт совсем другое мнение. Владимир Дмитриевич выдал длинную цитату из работы Ленина (он дал её название) суть которой была в следующем, без активной помощи международного империализма силы контрреволюции никогда бы не посмели выступить против Советской власти.

Услышав это, я обомлел, эта цитата Ленина прошла мимо меня, вполне возможно, что она была в учебнике истории, и её надо было знать. Но, главным было то, что я с ней был категорически не согласен, она противоречила моему видению гражданской войны.
– И всё же, кто из вас всё-таки прав? – продолжил Дранников, наслаждаясь моим замешательством, – Ленин или вы?
Я посмотрел на экзаменаторов, на их лицах сияли иронические улыбочки, они с интересом ждали моей реакции. Вам любопытно, как я буду выкручиваться, думал я тогда, и всё ради хорошей оценки. Ну, ну, посмотрю на вас, когда услышите то, что я вам сейчас скажу.
– Конечно, Ленин прав, – сказал я медленно, как бы раздумывая, и сделал паузу.
– Хорошо, – поддержал меня Владимир Дмитриевич, – дальше.
– Ленин всегда прав, но лично я остаюсь при своём мнении. Противоречия были непримиримы, а гражданская война неизбежна. Однако без поддержки международного империализма силы контрреволюции долго бы не продержались, гражданская война была бы закончена гораздо раньше и с меньшим уроном для страны.

С большим для себя удовлетворением я увидел, как улыбочки мигом слетели с лиц товарищей педагогов, они переглянулись и с недоумением уставились на меня. Дальше наступило молчание. Мне было нечего добавить, для Рожкова это был не его вопрос, а Дранников не находил нужных слов. Понятно почему, Владимир Дмитриевич не хотел начинать дискуссию на тему, кто на самом деле прав. Вождь мирового пролетариата или школьник из маленького провинциального городка? В советское время любые сомнения в этом вопросе  были нелепы.
– Давайте следующий вопрос, – наконец, произнёс он.
Я перешёл к изложению  основных задач по созданию материально-технической базы коммунизма. 

После окончания экзаменов, их результаты зачитывал Дранников. Назвав мою фамилию, он оторвался от своей бумажки, посмотрел на меня и после небольшой паузы сказал «пять». И тут же сделал замечание, у меня есть пробелы в изучении работ Ленина, таково общее мнение экзаменационной комиссии. Я кивнул в знак согласия, да, это так, нет возражений.

Почему же на экзамене по истории СССР наши педагоги всё же поставили мне оценку пять? По моему мнению, причина в том, что они тоже считали, гражданская война была неизбежна. Только я, школьник, мог открыто сказать об этом, а вот советские учителя по истории – нет, они на это не имели право, ибо должны были строго следовать существующей идеологии. А согласно основному её постулату, цитаты Ленина из его произведений – это истина, которое не обсуждается, она вне критики. На самом деле слова Ленина были сказаны в разгар гражданской войны, адресовались своим сторонникам и поэтому понятно, почему он так нелестно отзывался о силах контрреволюции, мол, без поддержки мирового империализма они не способны на сопротивление новой власти. Принижать противника обычное дело для всех войн, типичная пропаганда. Так и надо относиться к цитате Ленина, который озвучил на экзамене Дранников. Она лишь искажала историю начального периода гражданской войны, а не помогала её понять, по этой причине с ней нельзя было соглашаться. Такова была моя позиция, которую я отстаивал на экзамене. Поставив оценку «отлично», наши учителя-историки фактически её одобрили.

2018


Рецензии
А может учителя побоялись, что их обвинят в недостаточно верной подачи материала. Не смогли донести до грамотного мальчика верно правду Ленинского учения.

Надежда Дьяченко   30.07.2021 13:03     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание к моему небольшому рассказу. Должен сказать, что Ваши реплики мне показались странными. Объясняю почему.

Цитата: «А может учителя побоялись, что их обвинят в недостаточно верной подачи материала».

Кто обвинит? Кто конкретно? Представьте себе учебный класс в небольшой провинциальной школе. Идёт экзамен по истории. В помещении класса экзаменационная комиссия (педагоги школы, 2-3 человека), они выдают ученикам билеты и оформляют протоколы результатов экзаменов, ещё 5-6 выпускника (сидят за партами за подготовкой к ответу) и два учителя-историка, которые заслушивают ответы по билету. Экзаменуемый и экзаменаторы говорят в полголоса, чтобы не мешать тем, кто готовится. Педагоги из комиссии заняты своими бумажными делами и ответов на экзамене не слышат (они в одном углу помещения, историки в другом), да и им ответы не интересны, у них свои предметы, которые они преподают. Итак, при ответе на экзаменационный вопрос нас всего трое: я и два преподавателя-историка. Так кого же, услышав мой ответ, два «учителя побоялись», а? Может Вы считаете, что нас тайно прослушивали агенты страшного КГБ? Да?

Цитата: «Не смогли донести до грамотного мальчика верно правду Ленинского учения».

Почему не смогли? Вполне смогли, Ленина безмерно уважаю, его учение чту. И вообще был и буду всегда человеком с левыми убеждениями. Только вот я никогда не считал труды Ленина «священным писанием», с которым во всём надо безусловно соглашаться с первой до последней строчки (тогда это было нормой). Наши дорогие учителя историки были уверены, что я соглашусь с изложенной ими позицией Ленина и ради пятёрки на экзамене покаюсь, пообещав впредь изучать лучше первоисточники. Однако они покаяния от меня не услышали, я остался при своём мнении, чем немало их удивил. И всё же, пятёрку они мне поставили. Уверен, потому что они тоже не относились к трудам Ленина как к «священному писанию». Только не могли сказать об этом публично.

Евгений Кимов   31.07.2021 01:49   Заявить о нарушении
Ни КГБ они боялись, а РАЙОНО. Пришлось работать в школе, когда была еще студенткой 4 курса в 1968 г, потом молодым специалистом в 1969-70г и год 1986-87. Везде одна картина:оценки завышены, двойки ставить вообще нельзя. Описала в главе 11 " Молодой специалист". Загляните. Глава короткая, много времени у Вас не займет
Безграмотность учителей- тема отдельного рассказа. Надо будет как-то написать. И смех, и слезы. Если бы у сына не проверила знания по физике, так и не узнала бы, что мой отличник задачи решать не умеет.
Засадила в августе перед 11 классом за пособие по физике для поступающих в МГУ, прорешал, сдал на 25 баллов. До выпускных экзаменов
в школе был принят в университет. А школьный физик попросил нарешать ему хотя бы трех бальных задач. Сын на пролоботрясничал, я ему напомнила, он мне:"Это ты помнишь, а он уже забыл. Еще и удивится, если я ему какие-задачи принесу". Я к чему про грамотность речь веду. Хорошо, если Ваши учителя свободно владели предметом, а не только в рамках школьного параграфа. Тогда могли рассуждать и анализировать, Что-то думать. Не высказывания вслух. В брежнеаские времена вольности уже не допускались. А я застала еще время, когда надзиратели в школе были. В 6 классе суровая дама серо-зеленой окраски появлялась неожиданно посреди урока, слушала минут 5-10, писала у себя в тетради и удалилась. Все облегчённого вздыхали.
На литературе изучаем стихи Некрасова. "Железная дорога". "Стали в копейку прогульные дни". Мальчик спрашивает:" А что? Сейчас прогульные дни оплачивают?" Молодой учитель смешался, лицо покрылось красными пятнами. И не ответил. А я заметила. Меня родители учили не задавать скользкин вопросы
Научены были жизнью.

Я за ЕГЭ под видеокамерами. Оценка пооб'ективней будет.

Надежда Дьяченко   31.07.2021 16:17   Заявить о нарушении
Пишу на смартфоне, вмешивается редактор. Допускаю опечатки. Извините.

Надежда Дьяченко   31.07.2021 16:22   Заявить о нарушении