Овеществление смыслов

Из цикла «Системный анализ»

Мысль не есть форма энергии.
Как же может она изменить материальные процессы?

В.И. Вернадский

    Переход, совершенный общественной мыслью от информационной системы (Черного ящика Винера) к системе вообще, был шагом естественным, но ложным. Любая система преобразует, все-таки, только информацию – несмотря на то, что на выходе зачастую имеется вполне материальный продукт. Мы бы давно это поняли, если бы знали, что такое «информация». Увы, это понятие до настоящего времени тоже проходит стадию кристаллизации в человеческой речи – и единого представления о нем (о ней, об информации) пока нет. Такова общая схема развития языка… Сегодня и ежедневно мы даем вещам их истинные имена, вписывая еще одну строку в Книгу Перемен… Но кое-то можно сказать уже сейчас.
    Законы сохранения пока никто не отменял, и в материальном отношении вводимые в систему ресурсы количественно равняются результату их преобразования – меняется лишь форма. И только лишь потому, что в конечном продукте меняется смысл этих ресурсов.
    По своей форме и по форме материала миксер весьма существенно отличается от бетономешалки. Но это одна и та же система. Пылесос, собирающий пыль с ковра – тот же самый, что и пылесос, собирающий мух из воздуха. Но это разные системы. (Сходные, но разные.) В конце концов, микроскопом тоже можно колоть орехи… С этой точки зрения, «система» – это овеществленный смысл, который воспринимается нами как функция этой системы, ее предназначение. Независимо от того, искусственная она или естественная, ее функция – создавать новое качество, какую-то новую суть. Вот, что означает фраза: «Все в природе имеет свой смысл». Только это смыслы особого рода – смыслы в движении.
    Именно так мы и представляем себе «информацию». Мы привыкли говорить, что информация – хотя и переходит от одного носителя к другому – но оторвать ее от какой-то материальной основы нельзя. Знаете, почему? Потому что оторванная от материального носителя, она имеет другое, специфическое название: «логика». Движущийся смысл. И, соответственно, информация – это овеществленная логика. По меткому замечанию Сергея Горохова 2, «ин-формация» – то, что находится в форме. Потому-то она, форма, и меняется вместе со смыслом, который в ней содержится.
    Форма и смысл… «Информация» – это маргинальное понятие. Нечто среднее между «чистой», оторванной от всякой вещественности логикой и «мертвой», лишенной смысла материей. Ни то, ни другое по отдельности в природе не наблюдается; каждая форма имеет свой смысл, каждый смысл имеет свою форму – они существуют только вместе. Но в разных пропорциях – что бы это ни значило. Все системы можно условно разделить на два вида: наполненные абстрактным смыслом «информационные системы» – и вполне осязаемые и материальные «структуры». При этом информация понимается как предельно – насколько это вообще возможно – освобожденная от вещественности логика; а ее носитель – как система, функция которой состоит исключительно в перенесении того или иного смысла.

    Системное мышление – это не просто отказ от случайности и чуда. За всем, что повторяется «систематически», стоит определенная логика. Она и создала понятие «системы», укоренила его в обществе и кристаллизует в речи. Именно поэтому системщики и обнаружили внутри Черного ящика все те же привычные узлы и связи, напоминающие электронную схему блаженной памяти портативного радиоприемника. Это логические связи причин и следствий, которые существуют независимо от того, овеществлена логика или нет…
    Когда-то Л. Гумилев корректно определил понятие события как «разрыв системных связей». Но позвольте, в каком смысле могут «разрываться» каналы прохождения информации, которая по определению неразрывна (и не остановима)? Ответ состоит в том, что логические связи системы «исчезают», когда в них иссякает информация, и «возникают» вновь, когда она в них поступает. Любая материальная система – это логика, связи которой частично заполнены; и система от системы отличается списком и архитектоникой заполненных информацией контуров.
    А поскольку системой является все на свете, то вещественность осязаемого мира создается и обусловлена поступлением информации в его контуры. Человек воспринимает как вещество или материю вообще только то, от чего он получает информацию; все остальное – по Оккаму – просто «не существует». Мы уже привыкли проводить аналогии между информацией и энергией. (Традиция восходит к Фройду, который называл  «психической энергией» количество информации в разуме;  то есть, «нейроинформацию»).  В то же время, мы разделяем энергию на кинетическую и потенциальную. Попытаемся продолжить аналогию и на это разделение.
    Прекрасной иллюстрацией отношений между логикой и информацией, информацией и энергией является самая банальная ИС – обыкновенный компьютер. Пока он не подключен к сети, это просто черный железный ящик. Но включение питания активирует только гиперциклы биоса, необходимые для его работы. Процессор становится компьютером лишь тогда, когда в него поступает информация для обработки… Однако, «поступает» не значит «останавливается».  Просто она попадает в контуры («циклы»), эффективная  длина которых сравнима с экватором… Солнца – и задерживается в них надолго.  Вот ее-то и можно назвать «потенциальной»; она создает внутреннюю энергетику системы.
    Сам по себе «цикл» ИС не требует значительных затрат материала: это просто кольцо, по которому информация проходит многократно. Но по-настоящему сложная система состоит из великого множества таких колец – это и создает ее вещественность. Так достигается концентрация очень длинных (мягко говоря) логических схем в малом физическом объеме – и концентрация в этом объеме большого количества информации.
    Читатель знает, что такое «греческий меандр».  Соединительные линии этого орнамента можно рассматривать  как символы системных связей, а сами спиральные узоры – как некие образы узлов этой системы.  Существенной особенностью греческого меандра есть то, что его можно нарисовать, не отрывая пера от бумаги, одним росчерком,  как рисунки на полях пушкинских рукописей.

    Тем не менее, я очень хорошо понимаю (и разделяю) недоумение академика Вернадского. Собственно, вынесенный в эпиграф его вопрос – лишь другая форма загадки, о которой я говорил в предыдущей публикации. Что бы ни связывало форму и смысл, это разные вещи: информация не измеряется в джоулях, энергия материи не выражается в байтах. И остается неясным, как они взаимодействуют, связывая причину и следствие. Своеобразной реакцией на эту загадку оказалась общая теория систем, одной из новаторских черт которой является тенденция логически связывать взаимодействие совершенно разнородных явлений и факторов, воздействие которых измеряется совершенно несовместимыми единицами: сколько градусов содержит городской транспорт? сколько долларов стоит человеческий голос? сколько километров в одном годе? А с другой стороны к той же проблеме подкрался Норберт Винер со своей ячейкой сопротивления Второму началу термодинамики. Это довольно интересно. Послушайте, что он говорит: «Мы плывём вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который в соответствии со вторым законом термодинамики стремится всё свести к тепловой смерти – всеобщему равновесию и одинаковости… В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы».   
    Лакуна между «энергией» и «информацией» будет заполнена. Со временем. Но легче от этого не станет… Идея и материя, форма и смысл – они существуют только в единстве и не встречаются по отдельности. Это закон природы, который, как известно, доказывается… Да нет, ну какой практикой, при чем здесь практика. Всякое правило доказывается исключениями. В данном случае таким исключением является человеческий разум с его божественной, непостижимой способностью разделять эти вещи – путем так называемого «абстрактного мышления». Собственно говоря, только в разуме, в человеческом воображении они – форма и смысл (идея и материя) – становятся «вещами»;  отдельными самодостаточными сущностями.
    Это и дает автору счастливую возможность сформулировать третий интересный вопрос системного анализа: «Как нам это удается?»

2018

Эпилог. Этюд о пинке.

    Определенные подходы к ответу на вопрос Вернадского обнаружились в ходе оживленных дискуссий с Инвариантом, который буквально забросал автора этих строк простыми выразительными примерами информационных явлений. Ему же я обязан животворящим ключевым словом («истинным именем»), подводящим к этому ответу: информационные процессы являются – «безэнергетическими».
    Тут мне с другой стороны подсказывают, что таких процессов просто не бывает («Вы же физик!») Зачем же так строго? При такой щепетильности просто невозможно их различить – информационное и вещественное: системы, процессы, явления. А ведь это разные вещи; противоположные, можно сказать. К счастью, мы разумные люди (homo sapiens), и вовсю пользуемся пороговым принципом, чтобы разделять (не без помощи пинка, впрочем) противоположности: вот до этой черты – информация, а за ней… все остальное.
    Информационные явления характеризуются тем, что энергетическими затратами в них можно пренебречь. (Как в советское время. И чем это кончилось?) О качестве мы уже поговорили в свое время, а теперь скажем и об эффективности. Энергетикой информационного процесса можно пренебречь в сравнении с эффектом, к которому он приводит. (Вот он где, порог.) И который эффект тоже можно исчислить в энергетических единицах – но это уже за порогом информатики.
    Поясню на простом примере, который не следует повторять в домашних условиях. Если пнуть ногой мяч, он полетит. Это физическое воздействие. Если пнуть холодильник, он с места не сдвинется. Это явление тоже физическое. А вот если пнуть брата, то сдвинется – да еще как! (Особенно если он тяжелее холодильника. Что, впрочем, не факт.) Но все физические эволюции он будет совершать за счет собственного энергетического ресурса, не сравнимого с моментом пендельного импульса. Поэтому этот процесс – информационный.
    Не отвлекаясь на дальние последствия произведенного (мысленного!) эксперимента, вернемся к Винеру, чтобы вместе с ним сделать определенные выводы из этого опыта. Эффективность и качество нельзя измерить в энергетических единицах – ни абсолютных, ни относительных. Иными словами, брат должен полететь не абы куда,  по законам физики, как мяч, а мыть посуду. (Особенно если он легче холодильника.) Есть информация и информация. Есть бушующая вокруг нас дурная бессмысленная стихия, а есть порядок и система; и информации это тоже касается, причем в первую очередь. Задача управления («кибернетики») состоит в том, чтобы использовать удаленные и отчужденные ресурсы в своих целях.
    Какими средствами, каким путем?      
    Если мы пренебрегаем вещественными формами воздействия, – что нам остается? Правильно, абстрактные идеи. Логика и смысл. Способность идти от простого к сложному, разделяя противоположности порогом. (Кстати, как нам это удается?) «Информация – минимально овеществленный смысл» в том разумении, что вещество используется только для переноса этих смыслов через пространство и время. (Это специфическое вещество ми и называем «носителями информации».) Теперь автор ищет подходы к тому, что такое смысл.
    И что такое абсурд.

2019


Рецензии
Здравствуйте, Ник!
Читал. Восхищался вашим словесным мастерством. Например, очень понравилось выражение "стадия кристаллизации в человеческой речи".
Интересно находите связи там, где их, вроде бы, не должно быть... Потом подустав, стал читать "по диагонали", понимая, что "не по Сеньке шапка"!

И, наконец, почему-то вспомнил эпизод из своей студенческой жизни. Тогда даже в техническом вузе изучали высшую математику. Может быть и вы вспомните, что она (среди прочих заумностей) использует такие понятия, как дивергенция, циркуляция и завихрённость.
...И вот мы суетимся перед дверью, за которой преподаватель принимает экзамены. Обычные студенческие переживания, когда, даже тот, кто готовился, не уверен, готов ли он к экзамену ...
И вдруг подбегает тот, кто надеялся только на чудо!
-- Привет! Ну, что? Как там? что говорят? Преподаватель зверствует? Что-нибудь расскажите, а то я не успел подготовиться.
-- Рассказать? Да, запросто! Слышал о дивергенции? О завихрённости?
--Угу!
-- Так вот, если попадётся такой вопрос, скажи, что эти три понятия можно заменить одним: понятием "завихренция"! И, хотя бы, трояк в зачётке обеспечен!

Самое смешное, что в билете у бедолаги одним из вопросов было понятие о дивергенции! И когда он "выдал на гора" свою осведомлённость, преподаватель - вежливый еврей - очень оживился и переспросил:
-- Что-что? Повторите, пожалуйста!
До сих пор помню, как мы хохотали!

Так что я не буду высказываться по другим вопросам, поднятым вами, боясь завихренции в моей голове, от "овеществления смысла", до которого я не дорос!

А вы, хотя бы улыбнётесь!

Всего вам доброго!

Юрий Анников 2   11.01.2019 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, я улыбнулся. А что не поленились поделиться впечатлениями - за это отдельное спасибо - какими бы они ни были.
Всего оптимального в Новом году!

Ник Пичугин   12.01.2019 20:35   Заявить о нарушении
Насчёт "не поленился выразить своё отношение к прочитанному".
Среди участников Прозы.ру есть автор Леонид Маслов. Он очень давний и очень грамотный участник нашего сайта. Так вот: Леонид называет инертных "молчанов" "кликушами", имея ввиду: кликнул мышкой, что-то там полистал и... дальше бежать.

Юрий Анников 2   13.01.2019 07:14   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку на Леонида Маслова. Я познакомился с его «Полезными советами». Вот как у вас тут… интересно. Некоторым из его советов я, оказывается, уже следую, а некоторые мне не подходят или просто бесполезны. Но кое-чему можно поучиться.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   15.01.2019 16:41   Заявить о нарушении