Беседа дон Кихота с Ослом

БЕСЕДА БЛАГОРОДНОГО ИДАЛЬГО ДОН КИХОТА С ОСЛОМ ЕВЛАМПИО НА ПОСТОЯЛОМ ДВОРЕ ПОД ВЕЧЕР ТАКОГО-ТО ДНЯ И ТАКОГО-ТО ГОДА.

Дон КИХОТ:

Горе мне! Чудище,испугавшись моей боевой мощи,превратилось в ветряную мельницу и я не успел его одолеть!..

ОСЁЛ(Жалостливо):

Бывает!..

Дон КИХОТ:

Ты что,говоришь по испански?!

ОСЁЛ (Смущённо):

Вообще-то нет... Иногда... Не выдавай меня!.. Узнают,что я умный,говорящий и не чужд философии - станут завидовать и в конце концов съедят с потрохами!

Дон КИХОТ:

Не бойся!Я своих не выдаю!

ОСЁЛ:

Почему ты хочешь подогнать весь мир под себя и свои идеалы?

Дон  КИХОТ:

Потому,что только я знаю,что для него лучше!..

ОСЁЛ:

А что для него лучше?

Дон КИХОТ:

Быть благородным лучше, чем какой-нибудь двуногой дрянью, - разве это не очевидно? Не быть хуже собственной добродетели! Не быть хуже и порока!

ОСЁЛ:

Как это?

Дон КИХОТ:

Тот кто хуже самого порока, любого порока, мирится с ним, даже восхищается им,как пороком, или начинает принимать его за добродетель. Он перестаёт быть честным даже с самим собой!

ОСЁЛ:

Когда я голоден, для меня охапка сена лучше любой добродетели и я готов отобрать её у другого осла... Люди звереют, поскольку голодны, им не хватает пищи физической и даже обладание чем-то не удовлетворяет, да ещё и проблемы создаёт. Поэтому духовная пища, высокая мораль им кажется слишком идеальной для мира суеты, скорее это то, что ограничивает, мешает жить как хочется и создаёт мощных врагов.Людям не хватает света, но они привыкают к сумеркам. Уют, комфорт, вещь как ценность и ценность как вещь... Всё это - главные установки и фантазии человека. Ради себя и ближних своих, они, не умея быть зарёю и центром мира, становятся лишь придатком своих вожделений... Но они хотят всё же быть свободными, чувствовать себя таковыми хотя бы. Трудно им навязать им чуждое!

Дон КИХОТ:

Нет! Пусть сделают первые шаги!.. Пусть идут за мной!.. Я дам им хлеб духовный и они почувствуют сладость его...

ОСЁЛ:

Был такой один... Его распяли...

Дон КИХОТ:

Но не его ли учение создало новый мир?

ОСЁЛ:

Со старыми грехами и рабской надеждой за спасение после груды покаяний!..

Дон КИХОТ:

Пусть видят,что мечи света лучше молитв!..

ОСЁЛ:

На каждый меч есть дубинка... Ладно... А где твой верный Санчо Панса?

Дон КИХОТ:

Эта скотина ушла на ночь к бабе... Секса не хватает ему! Вместо того, чтобы спасать мир от Конца Света, он вожделеет!

ОСЁЛ (Завистливо):

Любовь!..

Дон КИХОТ:
екс! Похоть!Разврат! Ступень к грехам!.. Соблазнение! Одурение! Сладкий яд!.. Терпеть не могу женщин!..

ОСЁЛ:

Ты не любишь женщин,поскольку они не любят тебя... Но если ты вдруг чудесным образом спасёшь мир, то и их тоже?

Дон КИХОТ:

Но в новом мире будут не бабы, а девы, не стервы, а дамы, не дуры, а добрые умницы!.. И тогда они полюбят меня,а я их!..

ОСЁЛ:

До всего этого так далеко!..

Дон КИХОТ:

Я люблю дальнее! Чистое!Высокое!Возвышенное!

ОСЁЛ:

Для чего дальнее,если связь с ближним утеряна и если ценности их не совпадают? Одна курица как-то шепнула мне,что любовь к дальнему ничто без любви к ближнему!

Дон КИХОТ:

Любовь к ближнему нас губит!

ОСЁЛ:

Может, нужно взаимодополнение,двуединство, гармония целого с частями... Ну,и... взаимокоррекция!..

Дон КИХОТ:

Мир коварен. Мой меч - лучший мой друг!..

ОСЁЛ:

Однажды мне мой знакомый пёс Всёзналио рассказал одну истории.Человек попал во сне в совершенное общество. По привычке стал его реформировать.И превратил его в ад... Нечаянно!..

Дон КИХОТ:

А разве общество не станет адом,если не будет бороться со злом?

ОСЁЛ:

Борьба борьбе рознь!Можно бороться с химерами и даже иногда побеждать  их. Но уменьшаться ли от этого мировые беды?  Станет ли слезинка ребёнка его улыбкой? Да и чудища твои то и дело в вещи превращаются! Стукнешь мечом дракона,глядь, а это фонарный столб! А борьба впустую всё одно,что её отсутствие.

Дон КИХОТ:

Если я буду жить простым обывателем,то сам превращусь в фонарный столб!

ОСЁЛ:

То-то и оно! Ты живёшь в мире,который тебе не нравится, который ты не понимаешь. И,исправляя мир,ты стараешься не ради него, а ради себя! Чтобы жить в физическом и духовном комфорте. Одним словом, ты не признаёшь мир, если он не признаёт тебя. Но смог бы ты просто жить в новом мире,если бы победил старый? Не обрёл бы ты нового врага - скуку всеобщей добродетели? Ты бы опять взялся за меч. Нашёл бы в новом мире недостатки и стал бы их преодолевать и страдал бы от своего нового одиночества! Это борьба без конца. А главный возмутитель спокойствия - ты сам!

Дон КИХОТ:

Я хочу правды!Не для одного себя - для всех!

ОСЁЛ:
Для всех? Гм!.. Возмём сексуальный аспект. Большинство мужчин бабники, как твой Санчо. Как же ты сможешь осчастливить их всех,дабы,довольные,вошли они с тобой в новое Царствие Земное? Заставишь носить пояса верности? А ключи от ятих поясов будут у тебя одного? Демократией любят прикрываться все тираны мира! А куда ты денешь любовь людей к вещам и чинам? Отхлестаешь ли розгой порочного монаха ради счастья его? А если сладкое счастье горького пьяницы быть именно пьяным? И вообще... Где общество, там свобода одного ограничивается свободой другого, но желания и цели, интересы не совпадают. Счастье для всех не стало бы счастьем ни для кого. Одни и те же трудности будут являться снова и снова... Мир всегда сильнее одного мечтателя!..

Дон КИХОТ:

Я знаю одно: надо быть человеком действия. Теория лишь всё усложняет и запутывает, ставя неразрешимые вопросы и требуя того, что невозможно на практике. Надо действовать. Тонуть в рефлексии столь же бесплодно,как ошибаться,действуя. Но мудрость в темнице или в четырёх стенах учёного кабинета - разве это мудрость? Это лишь теоретическое раскрытие якобы непреодолимых противоречий жизни! Только в самой жизни можно научиться жить и через ошибки прийти к правильному образу действий и мыслей. Холод рефлексии оледенит любой огонь. Жаль, что твоё рациональное ослиное здравомыслие не верит в святое, в полёт, в подвиг, в чудо!..

ОСЁЛ:

А по моему,лучше жить ослом, чем умереть за иллюзии,пусть и высокие! Людей нельзя исправить внешними методами. Главное - внутренний, духовный прогресс, а здесь каждый за себя, себя развивает, с собой борется, копит внутренний свет и изливает его в мир в меру необходимости. Лишь общий духовный прогресс, составленный из индивидуальных свобод, сделает и общую материальную жизнь лучше!..

Дон КИХОТ:

Сколько же тысячелетий нужно для этого общего морального прогресса? Моя душа жаждет подвига!

ОСЁЛ:

Борись, но в смысле творчества!Борись за развитие собственной души! Её подвиги ценнее подвигов внешних,ведь для вторых нужны первые. Это всё,что мы можем. И поменьше абсолютов. Абсолютная свобода превращается в произвол, абсолютное счастье в страдания всех, с ним не согласных, абсолютная война "ради жизни на земле",убивает тысячи молодых солдат, абсолютная любовь оказывается фанатизмом и нетерпимостью на земле и само добро превращается в тиранию!

Дон КИХОТ:

Одинокое творчество разве лучше благородного порыва здесь и теперь? Пусть даже не могут быть достойными врагами эти ироничные карлики, но ты прав, мне нужен враг, чтобы с ним бороться... А тирания сама себя уничтожит... Но действие,пусть несовершенное,лучше бездействия, пусть и многодумного. У меня только и есть мой меч, а ты хочешь отобрать его? Пусть уж воин погибнет за свои идеалы! И безумие лучше рациональности какого-нибудь купца-пройдохи, для которого собственная выгода дороже судьбы целого мира! Но я Верю в чудо, верю в идеал!.. Пусть пока они лишь смеются... Если  настоящее порочно, его ждут потрясения и тогда... Само зло покажет, что добро лучше!.. Будущее - вот моя надежда!..Но творить его нужно уже сегодня... Как можем... Наши ошибки укажут другим как действовать не нужно!.. Но будоражить ленивые умы, быть не рабом общества и денег, а мечтателем не от мира сего , одно желание "блестеть" - это более достойно человека, чем прозябание в мире пустот, принимаемых за истинную реальность! Мечта о свободе даже упоительнее,чем сама свобода!.. Грёза подготавливает нас к реальности более возвышенной!.. Пусть я буду безумцем, но не обывателем!..Да и разве не безумен и он - на свой Лад?!

ОСЁЛ:

Я понимаю, что ты будешь до конца следовать  своей потребности быть воином света в стране ночей и чудищ! Ты и умереть попытаешься красиво... Но  лично у меня несколько иные идеалы...Мой холодный здравый смысл говорит...Гляди!..Ослица!.. Ну,я побежал... Договорим потом!..


Рецензии