Русский сын казахского народа

 
                " В состав того,что мы называем человечеством,
                входит больше мёртвых чем живых...,
                тех кого уже нет,продолжают жить между
                нами в своих идеях,своих делах..."
                К.А. Тимирязев.

   
 Дано ли человеку обозреть необозримое, понять сущность вещей, понять помыслы души человеческой? Возможно,это подвластно гениям,хотя нет, они чаще всего гениальны в своей, узко профессиональной сфере.Скорее это подвластно величайшим философам, умеющим из тысячи мелких крупинок, создать цельную картину мироздания, картину человеческой души.Изучая материалы о Григории Николаевиче Потанине,своём земляке,я долго мучился,чтобы найти что то важное, на первый взгляд незаметное, но истинное, имеющее сакральное  значение. В этом, действительно громадном человечище, в его восприятии мира, в его понимании своего предназначения, как красная нить проходила любовь к родной земле, к народу, населяющему эту землю.В своём очерке "В юрте последнего киргизского(казахского) царевича" Григорий Николаевич написал:"... нужно возбудить в верхних слоях киргизского народа интерес к своей народности, интерес к изучению своего родного,своей истории, своих обычаев, своих устных памятников старины...." Вот в этих словах огромная часть "потанинской" души, он в те далёкие годы понимал непереходящее значение для казахского народа, познание своих истоков, своих духовных ценностей и уже через познание своего переход и к русской и к европейской культуре.Где же вы ныне, Потанины современности? ".... пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильной в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для киргизской жизни есть обильный источник сил и средств в духовном организме народа, если только сами киргизы не отвернуться от него". Это слова титана, который сквозь столетие увидел то,что нам казахам будет угрожать, ведь по большому счёту тысячи моих соотечественников потеряли связь со своей истинной духовной ценностью - языком, вследствии этого с культурой, историей,литературой.Кто же он, имя которого должно быть на устах любого мало -мальски грамотного казахстанца. Г.Н. Потанин родился в 1835 году в селе Ямыш нынешней Павлодарской области, в семье казачего офицера Н.И. Потанина. Без преувеличения можно сказать, что уже при жизни Григорий Николаевич стал легендой степи, известны слова алашординца Ермекова ":...его(Потанина) называли "печальником казахов", видимо невольно сравнивая и приближая по духу к великому Асан - Кайгы." Он был другом Чокана Валиханова, с ним делились мыслями и спрашивали его совета А.Букейханов, А.Байтурсынов, С.Торайгыров.Детские годы Григорий Потанин провёл в Ямышево,Пресновском,Семиярке.Учился в кадетской школе в г.Омске,где подружился с Чоканом Валихановым.Это были родственные души, они взаимно обогащали друг друга. В немалой степени, именно Чокан способствовал вовлечению Григория в исследовательскую деятельность,заразил его страстью к путешествиям.Уже в своих ранних работах Г.Потанин собирал материалы по генеалогии казахских родов Восточного Казахстана.Свою последнюю поездку в Степь Григорий Потанин предпринял в 1913 году в Каркаралинский уезд Семипалатинской волости по приглашению друга алашординца Ермекова А.Л., в последствии учёного, первого казаха профессора математики. Г.Потанин был не только учёным, он глубоко сопереживал и был причастен к деятельности лучших сынов казахского народа. Высоко оценивал их труды на благо народа, гордился их просветительской и издательской деятельностью. В своих трудах он глубоко переживал за колониальное положение "инородческих" народов и укорял своих соплеменников: " Занятые планами об устройстве человеческой жизни в будущем, мы забываем о наших обязательствах в настоящем...,славная судьба державного племени не даёт нам подолгу останавливаться мыслью на тех печальных условиях,в которых живут инородцы и приучают нас к безучастному к ним отношению.Это безучастие глубокий порок державной расы." Ещё один аспект жизни Г.Потанина, это его оппозиция царскому режиму, он страстно и с полной самоотверженностью отстаивал интересы Сибири, в сердцах даже сказал своему начальнику Разумову: "Когда бог пришёл к мысли,что Сибирь в будущем должна отделиться, он вызвал меня к существованию." В феврале 1868 года Г.Потанин был приговорён к 15годам каторги, но в апреле этот срок заменили на 5 лет. В течении трёх лет Григорий Николаевич находился на каторге в Свеаборской крепости в Финляндии. В 1874 году по ходатайству Семёнова П.П., он был помилован и восстановлен в правах и до 1902 года жил в Петербурге. В 1868 году в ссылке,его посетил родственник Чокана Валиханова, Султангазы Валиханов.До нас дошли пророческие слова Г.Потанина, который действительно обладал даром предвидения:" ...наступят в будущем такие времена, когда казахам не стыдно будет в ряду великих народов.Народ, который сочинил Козы-Корпеш и Баян-Сулу сумеет оценить красоту любви и жизни, и эта великая субстанция, залог великих свершений этого народа, здорового творческого духа будущих поколений казахов. И тогда Европа узнает о казахском народе, давшего миру Шокана,Абая,Ахмета и Мыржакыпа.Станут казахи автономной, а Кара откел -столицей Алаша, построят там университеты,и будут там учиться сыновья и дочери казахов." К этим словам добавить нечего, просто нужно помнить когда они были сказаны, в какой обстановке, в каком положении тогда находился народ.Насколько нужно было любить этот народ, верить в его будущее, чтобы заглянуть через столетие. Г.Н.Потанин похоронен в городе Томске. Мир праху твоему, великий человечище,и незабвенная память делам твоим и словам, "печальник" казахского народа!


Рецензии