Пустой стул

  В Европарламенте прошла церемония вручения премии имени Сахарова, которая в этом году была присуждена Олегу Сенцову.
  Незадолго до нее Еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства Йоханнес Хан  призвал руководство России отпустить Сенцова, чтобы он мог лично получить премию, хотя вряд ли верил, что это возможно.
  Но привычный для европейских политиков ритуал - главное призвать и напомнить, в том числе и о себе,- был соблюден, и на получение премии за Сенцова приехала его двоюродная сестра Наталья Каплан.
  Присутствие же Сенцова в этом зале демонстрировал пустой стул, поставленный рядом с Натальей.
  Сестра Сенцова прочла речь, в которой опять подробно рассказала о "невинно осужденном политическом заключенном " Сенцове, и пытках, которые якобы применялись к нему и другим "украинским политическим заключенным".
  При этом свой рассказ она расцветила такими пассажами:"В 2014 году в Крыму появилось подразделение по борьбе с терроризмом. А раз есть такой отдел, значит, срочно должны быть и террористы.
  В российских силовых структурах до сих пор действует палочная система, и есть указания, сколько надо поймать, чтобы заработать звездочки на погоны".
  Правда, сколько "звездочек" российские силовики "заработали" на Сенцове, Наталья Каплан не уточнила.
  Суд над Сенцовым, естественно, был, по ее словам, жестоким и несправедливым, содержание в тюрьме издевательским, как и направление "южанина" для отбывания наказания в суровые северные широты.
  Коснулась она и голодовки, заявив, что, несмотря на ее прекращение, Сенцов победил:о нем и других украинских "политзаключенных" заговорил весь мир.
  И, наконец, зачитала "заявление Сенцова" к присутствующим.
  Поблагодарив за присуждение премии, он рассуждает о значении слова, о том, как оно воздействует на других, насколько длительное влияние может оказывать.
  И неважно, кто сколько ты прожил, важно - как:история все рассудит. Вот Жанна Д*Арк осталась, а иной, кто сейчас правит, и кому президенты разных стран подают руку, окажется на мусорной свалке.
  А кто достойно живет, - его имя присваивают улицам, поселкам, пароходам..., вот как Сахарова.
  Современность, по мнению Сенцова, всегда несправедлива, История - справедлива.
  В общем, из посыла его ясно:он претендует на попаданию именно в Историю.
  Между тем, в самой Украине произошло событие, давно афишируемое, но не прозвучавшее с тем резонансом, на который изначально было рассчитано.
  Речь идет о спектакле по его пьесе "Номера".
  Написал он ее еще в 2011 году.
  Во время пребывания в Лефортово переработал и послал в один из московских театров.
  Там пьесой не заинтересовались. И в Украине длительное время - тоже.
  "Борьба" в Европе за освобождение Сенцова то затухала, то возобновлялась, - и то же происходило в Украине:о нем то вспоминали, то на время как бы забывали, а самому Сенцову очень хотелось, чтобы по его пьесе сняли фильм, и он был бы его режиссером.
  В конце концов было решено сначала поставить спектакль, а уже по нему снять фильм.
  Часть средств на это выделило государство, часть - фонд Марины Порошенко.
  "Оригинала пьесы Олега Сенцова на этой сцене зритель не увидит,- сообщалось на сайте ТСН 23 ноября.- Режиссер Тамара Трунова спектакль делает по мотивам.
   "Если мы говорим о теме и о смыслах, я пытаюсь сохранить и подчеркнуть все, то есть, я не срезала смыслы. Да, у нас другой финал, мы перенесены в другую локацию",- сказала режиссер.
  Что это за другая "локация", можно судить по отзову одного из украинских критиков, Александра Криевицкого, на допремьерный показ спектакля. "Шок и восторг. Актерская игра прекрасна. Совсем не так, как задумал автор. Не трагично. Но и не весело. Цирк как символ тоталитаризма. В пьесе все мрачно,- то ли зона, то ли тюрьма, и великий Ноль этим правит. Тут же Ноль в прошлом".
  Тамара Трунова - известный украинский режиссер, она работает в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Но спектакль по мотивам пьесы Сенцова поставила на цирковой арене Довженко-центр. Раз действие спектакля перенесено в цирк, то это вполне естественно.
  Если судить о содержании пьесы Сенцова по рассказам тех, кто ее читал,- режиссеров и артистов,- суть ее в том, что в тоталитарном обществе люди не имеют имен, а только номера, у них нет свободной воли и действий.
  Премьера спектакля  состоялась 7 декабря.
  Украинский сайт "Крым. Реалии",- подразделение украинской службы радио "Свобода",- сообщил, что спектакль длился полтора часа, в центре сюжета - "цирковые группы, которые символически отражают тюремную действительность в России".
  Парадокс, однако, заключается в том, что неизбежен вопрос:а не отражает ли спектакль именно украинскую действительность, с ее удушением свободы слова, вероисповедания, введением военного положения?
  Не потому ли показ спектакля не стал в Украине общественным явлением и его практически не "заметили"?
  Выступая в Европарламенте, сестра Сенцова выразила надежду на то, что борьба за освобождение Сенцова продолжится, "а Путин не вечен".
  Вполне возможно, что какие-то акции в поддержку Сенцова - время от времени - будут проходить, когда кому-то потребуется не столько о нем напомнить, сколько привлечь внимание к себе. Как тем же французским режиссерам, которые в "поддержку" Сенцова по очереди "голодали" в течении суток в палатке у российского посольства в Париже.
  Жаль, не догадались поставить там пустой стул, как сделали это в Европарламенте. Тогда бы и Сенцов "присутствовал" рядом с ними.
  Но, может, еще позаимствуют эту практику.
  Не они, так - другие.




 





 





   














 


Рецензии