Елена Булатова Герои психологический портрет

                Катя
     Заканчивался  последний месяц осени. Впереди зима, которая принесет  холод и неизбежные перемены. В это воскресное ноябрьское утро Катя проснулась без будильника. «Почему проснулась?». Сегодня воскресенье – 27.11.2016г. По календарю – День матери. А по   лунному календарю 27 ноября убывающая луна в  скорпионе. Две недели назад приятельница поделилась с Катей, что пользовалась книгой Магии, для того, чтобы встретить свою судьбу и получилось! Она сейчас не одна!  Вечером нужно провести ритуал. Такой простой способ и все получиться. Две недели Катя ждала этой даты. Она  встала с кровати, подошла к окну,  было еще темно. Выпавший за ночь снег уже начал подтаивать. Она открыла створку и струя воздуха с ветром ворвалась в теплое помещение. «Здравствуй вселенная, - это я». А вслух сказала: «Сегодня у меня все получиться!».  Невысокая,  кареглазая и  одинокая. Ей недавно исполнилось тридцать, а в этом возрасте многие второстепенные вещи кажутся важными.
      Катя   пошла на кухню и стала одновременно варить суп, мыть пол и одним глазом смотреть электронную версию книги «Магия легко». Бегло просмотрев четыре страницы она поняла, что  пока ведунья Мария в третьем поколении поздравляет читателей с тем, что им неслыханно повезло оттого, что она делиться с ними секретами магии.  Сам ритуал был на двадцатой странице и заключался в том, что нужно в  полуночь,  в серой одежде при зажженой свече собрать не нужные вещи в коробку, сжечь не нужные мысли на бумаге, пепел собрать. Затем унести коробку с хламом на самую дальнюю от дома свалку,  а пепел пустить по ветру… Катя выписала основные моменты ритуала, приготовила серую одежду, не нужные вещи буду собирать вечером – решила она.   Затем она поехала за дочерью, которая ночевала у бабушки (Катиной мамы).  Дочь – уменьшенную копию Кати звали  Ариша.  Ей было уже 7 лет она ходила в старшую группу в детском саду. Домой вернулись около шести вечера. Прокручивая в голове ритуал, который предстоит выполнить Катя забыла, что сегодня отмечают День матери. Дочь нарисовала Катин портрет на котором Катя с тонкими ручками и ножками-ниточками куда-то бежит и сказала, что завтра они в саду отмечают День мамы, ей нужно выучить стихотворение. Кате пришлось этим заниматься, но она была в своих мыслях, не здесь, не дома, не с  Аришей.
       Дочь уснула только в половину двенадцатого. Катя приступила к ритуалу, начала лихорадочно бросать вещи в коробку, потом доставала обратно, потом искала куда она положила серые  вещи и свечу,   и когда дело дошло до перечисления не нужных дел и вещей она ничего не могла толково  записать на бумаге. Получалось не законченное предложение Избавиться от… Встретить Его, Избавиться от… Встретить его.
       В половину первого Катя вышла из квартиры, с коробкой  и в дверях уже посмотрела на сумку, где помимо косметички был паспорт ключи от почтового ящика и прочие нужные атрибуты и взяла с собой сумку.  На первом этаже зарычала собака. «Странно» - подумала Катя, собака меня знает. Пробежал какой-то холодок внутри: «Зачем я это делаю, куда иду?». Она стала себя успокаивать: «Сейчас все быстро сделаю».  Избавившись от коробки Катя вышла на дорожку между гаражей и вдруг увидела человека. Он шел ей навстречу в руках он держал фонарик, которым светил под ноги. В Кате все застыло, но она продолжала идти прямо на ватных ногах.  Поравнявшись  с незнакомцем Катя мельком взглянула на него,  ей показалось он зло улыбался, но одними глазами. Катя прибавила шагу, через пять метров что-то  заставило ее обернуться. И в этот момент незнакомец обернулся тоже. Катя повернула за угол гаражей  и побежала. «Ни за что,  ни за что больше» - стучало у нее в голове. И в тот   момент, когда она уже походила к своему дому и выдохнула, почувствовала как коснулись ее плеча.
     «Отдала сумку, дура» -  он сказал тихо, но в голосе были такие нотки, что Катя почувствовала, что если она сейчас не сделает, того чего от нее требуют произойдет что-то страшное. В это время он рванул ремешок сумки, взял ее себе под мышку и спокойно стал уходить от дома.  Минуты через две Катя проваливаясь в рыхлом снегу побежала за ним, потом  она не могла объяснить  зачем она это сделала, какому инстинкту она поддалась. Она увидела его, он так же спокойно шел. Кате из всех сил крикнула: «Верните из сумки ключи и паспорт, пожалуйста верните!»   Но незнакомец продолжал уходить, Катя знала, что он ее слышал… На крик вышел мужчина из частного дома. Он понял ситуацию,  позвонил в полицию, назвал адрес. Когда приехал отряд Катя села с ними в машину и стали объезжать улицы, но того нигде не было. Женщина-лейтенант стала по базе проверять Катины паспортные данные, подала ей телефон, чтобы Катя заблокировала карточки.
       Пришлось ехать в отдел полиции: давать показания, писать заявление.  «Он забрал сумку с целью грабежа?» - спросил следователь. «Вероятно» -Катя боялась признаться, что была и другая причина, но она ее сама не понимала.   Потом попросили составить фоторобот. Катя запомнила его отчетливо: одного с ней роста, лицо даже можно назвать красивым с слегка   выдающимися скулами, среднего размера прямой нос, узкие губы плотно сжаты, но вот глаза -  размер Катя не могла описать, потому что помнила только выражение, злые и холодные, значит светлые глаза. 
   Катя просила побыстрее все закончить, дома дочь одна спит, а если проснется? Домой она вернулась  в пять утра, спать Катя не легла, когда проснулась дочь она покормила ее и собрала в садик. В образе зомби она проходила на работе до обеда. В кафе к ней подошла начальница отдела:  «Катя, что с тобой?, на тебе лица нет».   Катя рассказала ей суть.
 «Сходи в кадры возьми отгулы до конца недели, у тебя ведь есть переработка за субботы и иди домой, отоспись, а завтра порешай дела с выдачей нового паспорта и прочее». Такого шага от начальницы она не ожидала, Когда Тот отбирал у нее сумку ей казалось, что вместе с ней она отдает и свое рабочее место, стабильность и все нажитое непосильным трудом, потому и побежала в догонку и просила вернуть сумку.
    Катя побрела домой не привычным маршрутом, а какими- то незнакомыми улочками. Выйдя в переулок она увидела церковь, кажется даже бывала здесь. Катя зашла внутрь. В церкви никого не было, только служительница пожилая женщина убирала прогоревшие   свечки.  «Кому мне помолиться спросила ее Катя» и рассказала, что с ней произошло. «Помолись Смоленской Божей матери, она поможет и путь укажет как жить дальше. Только искренне молись, искренне разума проси» и показала, где находится икона. Катя встала на колени перед образом и сквозь слезы стала просить прощения теми словами, которые пришли ей в голову: «Прости меня, Божья мама, прости, что я забыла, что у меня уже все есть для счастья: что я сама - мама,   моя мать помогает нам и переживает за нас с Аришей. Может все это случилось, чтобы я остановила свой  бег, никто мне сейчас пока не нужен никакое мужское сильное плечо. Я сейчас нужна дочери,   а не какой то посторонний дядька.  Дома Катя понемногу успокоилась. Заберу сегодня  Аришу пораньше из сада – решила она.
Потом взяла телефон и набрала маму: «Мамочка, здравствуй, родная, я не поздравила тебя с Днем матери, не сказала как я тебя люблю!
 «Катя, что-то случилось?»-  Спросила мама.
 «Нет, все хорошо, мы приедем к тебе, на все в выходные».

                Б.Б.
      В психотерапевтическом центре, в своем кабинете за письменным столом сидел мужчина. Он посмотрел в окно и от вида мелкого колючего непрекращающегося дождя  поежился: «На апрель не похоже».   Было ему  59 лет, но выглядел он моложе. Он был из той породы мужчин, которым возраст придает определенный шарм. Брюнет, коротко подстрижен, виски чуть тронула седина  внимательные зеленые глаза, нос с небольшой горбинкой,  губы часто расплывающееся в улыбке (немного похож на голливудского актера Ричарда Гира). Звали его Борис Борисович и он знал,  что в центре и коллеги и пациенты называют его Б.Б.
Борис Борисович был практикующим психотерапевтом. Сегодня у него начинались занятия с новой группой. Кого-то из пациентов он уже знал, кого-то сегодня увидит в первый раз. Б.Б. любил своих пациентов. Один из его коллег увлекался шахматами, некоторые  пациенты разгадывали кроссворды, а  он  любил разгадывать людей. 
Он заметил, что когда смотрит на часы, часто видит одно и то же время 15:15.  Занятия в группе начинались в 16.
      Б.Б. подошел к окну и увидел как к зданию центра подходит женщина. Правую руку она держала на горле. «Здравствуйте Борис Борисович, меня зовут Ирина, я    мне посоветовали к Вам обратиться.  В таких случаях говориться жизнь рухнула. У меня с собой дневник сына. Я не знаю, что это? Это все правда? У меня еще теплиться надежда, что это игра его воображения. «У нас с мужем единственный сын, мы не бедствуем. Игорь умный мальчик,  помолчала потом добавила был, ну в смысле он давно уже не мальчик. Ему 25 лет, сейчас он уехал заграницу. В школе ему все давалось легче чем другим, он быстро схватывал суть вещей.  Мы видели, что он слегка комплексует из-за маленького роста и привели его в самый крутой клуб. Игорь занимался боксом 8 лет, получил мастера спорта. После школы поступил на физмат, через год ушел и поступил на Психфак. То есть в каком тот роде вы коллеги
                Дневник неизвестного
28.11.2016год
Здравствуй, дневник. Я решил вернуться к записям, которые вел. (последнее предложение зачеркнуто). Вернее так, дневник я совсем другой, чем был раньше. Говорить мне об этом не с кем, поэтому излагать тебе: Я пришел к выводу, (и другого вывода уже не будет) что люди бесконечно тупы. Все их желания лежат в плоскости животных инстинктов, а раз они животные ими можно управлять. Можно каждым по отдельности, а можно и скопом – тогда это будет стадо. Всех людей можно разделить на типажи, их не так много и к каждому подобрать свой код доступа. И  этому чему  учили 5 лет?  Вчера  все подтвердилось - когда я забрал сумку у этой овцы. Она сама меня спровоцировала, в тот момент когда мы с ней поравнялись. В ее глазах читался животный страх. Что мне оставалось еще с этим  делать? Только управлять. Я даже не бежал за ней. Мог бы крикнуть, даже просто сказать: «Стоять!» и она бы встала по команде. Зачем она кричала, что бы я ей что-то там отдал? – непонятно. На меня не подействуешь.  Я вытряхивал содержимое ее сумки по одной вещице и бросал все это в реку и представлял как она вытаскивает свои мокрые вещи, как цепляется за них. Потом я покурил сигарету и затушил об ее фотографию, в глаза. Я даже не стал запоминать как ее зовут – мне это не к чему она одна из толпы Иванова, Петрова или Сидорова.
 14.01.2017 год
Здравствуй дневник, Сегодня просто праздник какой в этих безликих днях. Конечно не праздник в смысле Старый Новый Год (само название – тупее не придумаешь). Вчера как бальзам на душу мне выпала  ситуация: Я пришел в Бар – заказал себе виски с содовой и стал наблюдать за этим напивающимся стадом и тут очередная овца или коза? Пожалуй на козу больше похожа своим писклявым голосом: «Молодой человек, не хотите меня угостить виски?» Отчего не угостить ради такого эксперимента. Я уже знал чем все закончиться. Через полчаса ее пьяную в хлам я вывел в вестибюль, выбрал место где камеры не пишут и шепнул ей на ушко «Давай, сука раздевайся». Она моментально протрезвела, а в глазах испуг. Я снова шепнул: «Не «шучу  и сумку мне подай, за выпивку придется заплатить». Уходя из бара я видел в зеркало как она в одном неглиже вжалась в стенку. Это ей урок, не будет по барам шляться, халявшица.

07.02.2017 год
Здравствуй, дневник. Месяц не прошел, а я преподнес урок, да не одной из толпы, а всем этим святошам, что посещают ту церковь на горе. Ничего не планировал заранее, но знал, что случай преподнести урок будет.  Я шел рядом и тут эта  с подносом: «Подай, батюшка, на храм , на благое дело». Я взял ее за локоть,  отвел о  центрального входа и сказал: «Подай сюда свою сумку и все, что на подносе». Эта старая кошелка стала меня Богом стращять, меня стращять!  Я и ударил то два раза, дал под дых, чтоб заткнулась. Упала, а сумку из рук не выпустила. Какой ужас был на ее побелевшем лице!  Что ей Боженька не помог. Другим Святошам урок! Что будут говорить прихожанам? Где Бог был когда их сестра помирала?
11.04.2017 год
Здравствуй, дневник ( Дальше страница вырвана)
     Б.Б. бегло прочитал, и  все понял. Боюсь с Вашим сыном мы не коллеги. Здесь уже психиатру с ходу не разобраться. Ирина, свою помощь я могу предложить конкретно Вам.


Рецензии
Интересный способ раскрыть ЗГ. Сперва мы его видим мельком глазами испуганной женщины, а потом узнаём о нём из дневниковых записей. Оба варианта - опосредованные, то есть, это не сам персонаж, а лишь впечатление о нём (пусть даже и его самого). В принципе, этим методом можно добиться эффекта, когда персонаж ЗГ в воображении читателя получается страшнее, чем всё, что есть в тексте.

Но вот конкретно сейчас страшнее не получилось. Причина в дневниковых записях. Риторические вопросы "Что мне оставалось еще с этим делать?", "Что будут говорить прихожанам?" вызывают впечатление, что ЗГ ведёт диалог с другими действующими лицами или с читателем. Тут гораздо лучше подошла бы научная холодность и отстранённость. Если ЗГ с научной точки зрения (психологии) управляет или как то влияет на окружающих, то для него это не живые люди, с которыми можно вести диалог, а безвольный объект исследования.

Где-то читал рассказ "Организмы" про киллера и его престарелую маму. Там собственно киллер утром ест кашу и рассказывает маме, что это всего лишь организмы, это не по настоящему. И позавтракав идёт убивать человека. К сожалению ссылку на текст не нашёл.

В целом, по тексту можно поставить зачёт. Но ещё есть к чему приложить усердие.

Василий Макаров   14.12.2018 09:29     Заявить о нарушении