Артамонов Иван Михайлович
В РККА с 15 августа (1 декабря) 1930 года, был призван Октябрьским (Пролетарским) районным военкоматом города Москвы.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 121-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 января по 26 июля 1937 года в качестве пилота истребителя И-15.
Совершил 95 боевых вылетов, сбил 2 самолета.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Осенью 1940 года был назначен командиром эскадрильи 67-го истребительного авиационного полка, служил в Одесском военном округе. Позже был понижен в должности и разжалован в капитаны.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Южном фронте, отличился в боях против румынской авиации в районах Болгарийки и Измаила, на дальних подступах к Одессе. Летал на истребителе И-16.
«…Две девятки из третьей и четвертой эскадрилий были подняты в воздух для отражения налета противника. Остальные летчики в готовности к немедленному взлету оставались на земле, в резерве. Получив с поста ВНОС предупреждение о воздушном противнике, мы не только успели вовремя поднять свои истребители на перехват, но имели возможность перед взлетом поставить ведущим девяток задачу на предстоящий бой: капитану Ивану Артамонову, ведущему первой девятки, - атаковать «мессершмитты», связать их боем, отсечь от бомбардировщиков, при успехе вступить в бой с «юнкерсами» второго эшелона, капитану Федору Чечулину, ведущему второй девятки, - вступить в бой с «юнкерсами» первого эшелона, активным маневрированием, пулеметно-пушечным огнем принудить врага беспорядочно сбросить бомбы на подходе к аэродрому.
«Юнкерсы» шли двумя эшелонами по девять самолетов в каждом, чуть правее и выше бомбардировщиков висели три пары истребителей Ме-109.
Подпустив «мессершмитты» поближе, Артамонов предупредил своих ведомых и ринулся в атаку. Заметив девятку Артамонова, вражеские истребители сразу же скрылись и больше не появлялись. Артамонов не поддался соблазну, не стал их преследовать, а мгновенно переключился на второй эшелон «юнкерсов». Боевая задача нашими самолетами была выполнена: ни один вражеский самолет не прошел к цели, бомбы сброшены в плавни Прута…»
(Из книги К. Н. Мягкова «Будни войны»)
Командовал 88-м и 632-м истребительными авиационными полками, 17-м запасным авиационным полком.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
Служил в УТЦ истребительной авиации ПВО.
С 15 июля 1943 года по март 1944 года был командиром 651-го истребительного авиационного полка ПВО.
Летал на истребителе Р-40 «Томагавк».
Участвовал в советско-японской войне с 9 августа по 3 сентября 1945 года.
Воевал на 1-м Дальневосточном фронте, командовал 34-м истребительным авиационным полком 147-й истребительной авиационной дивизии Приморской армии ПВО.
1 апреля 1958 года вышел в отставку в звании полковника.
По состоянию на 1966 год проживал в городе Москва (Россия).
Список известных воздушных побед И. М. Артамонова:
14.01.-26.07.1937 1 самолет Испания
14.01.-26.07.1937 1 самолет Испания
Награждён орденом Ленина (30.12.1956), тремя орденами Красного Знамени (17.07.1937*, 16.05.1946, 17.05.1951), орденом Отечественной войны 2-й степени (20.09.1945), орденом Красной Звезды (05.11.1946), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» и другими.
Примечание:
* Орден имел порядковый № 1004.
Свидетельство о публикации №218121300281
С уважением
Валерий Ефимов 13.12.2018 07:42 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 13.12.2018 08:30 Заявить о нарушении