За солнечным камнем. джекинда

Свою деятельность в качестве полевого геолога я начинал в Казахстане, в районе распространения, так называемой соляной тектоники. Речь идет о территории, где массивы каменной соли, образовавшихся в пермский период палеозойской эры, под естественным давлением вмещающих эти массивы пород, начинают течь. В результате, отжатая с боков соль образовывала соляные купола, соляные штоки, соляные «подушки», которые в свою очередь деформировали лежащие на них пласты более молодого возраста, а то и прорывали их. В общем случае, возникающие таким образом структуры являются прекрасными ловушками для восходящих из недр потоков природного газа и нефти.
Работать по этой тематике было очень интересно, но мои потребности в знании она особо не удовлетворяла. Меня звала к себе рудная геология. Так, в результате не очень удачных в указанном плане метаний, я оказался в рядах экспедиции №20 «Шпат».
Первый мой полевой сезон в ней прошел на месторождении Джекинда, точнее того, что от него осталось, в рамках, так называемых, ревизионных работ. Отряду, возглавляемому геологом Юрием Даниловичем Гущиным, предстояло изучить породы, вмещающие бывшее рудное тело и сделать заключение о структурах этого уникального месторождения.
Согласно классику рудной геологии, Владимиру Михайловичу Крейтеру, все связанные с орудинением геологические структуры подразделяются на рудоподводящие, рудораспределяющие и рудовмещающие. Где рудоподводящими называются такие структуры, которые могут служить в качестве каналов  поступления рудоносных расплавов или растворов. Рудораспределяющими называются геологические структуры, по которым рудоносные растворы отводиться от рудоподводящие структур непосредственно на участки рудоотложения. Сами рудоподводящие и рудораспределяющие структуры могут не вмещать рудные тела, но чаще всего несут признаки циркуляции рудоносных растворов в виде гидротермально измененных пород или непромышленной рассеянной минерализации. И, наконец, рудовмещающими структурами являются собственно ловушки, в которых и происходит рудоотложение.
Сложность, с которой мы столкнулись на Джекинде, заключалась в том, что предшественники, в поисках отдельных кристаллов исландского шпата, перебили все вмещающие породы. Таким образом, пришлось лишь по ряду косвенных признаков гипотетически представить, что представляла собой рудовмещающая структура, та, в которой и оформилось рудное тело.
Это были две пересекающиеся под углом зоны трещиноватости, условно, структуры и рудоподводящие и рудораспределяющие, и, одновременно, создавшие внутри дайки долеритов локальную зону интенсивного дробления, блоки которой впоследствии были интенсивно минерализованы, поступающими извне растворами. Отдельные блоки при этом теряли свой первоначальный объем, в результате чего образовалась гигантская полость, в которой, в практически в автоклавных условиях, и произошло образование гигантского кристалла. Напомню, согласно математическим расчетам, первоначальный вес его составлял около 40 тонн.
В ходе наших работ обе зоны трещиноватости были нами прослежены на значительные расстояния и в них выявлена достаточно мощная минерализация. Была обнаружена и еще одна дайка долеритов, подвергшаяся мощному дроблению. Но в ней отсутствовала автоклавность. То есть, отсутствовала всесторонняя локализация хода минерализации, основного условия образования крупных кристаллов. Дробленые породы этой дайки, хотя и были интенсивно минерализованы и изменены, но не составили полостей годных для роста в них соответствующего материала.
Кто-то из геологов 20-й экспедиции сказал, что солнечный камень слишком благородное создание природы, чтобы рождаться в некрасивых условиях. И, действительно, среди достаточно унылого лиственничного моря северной горной тайги, участок месторождения Джекинда был светлым пятном, так как покрывался бором-беломошником. Древостой его составляли прекрасные, достаточно высокие сосны с ажурной кроной, а в основание лежал узорчатый ковер зеленых мхов, перемежающейся с седым ягелем. В глубину леса ягель замещался на ягодники – брусничники, черничники, и вездесущий багульник. А далее бор перерождался во все тоже лиственничное редколесье.
Жили мы в поселке, доставшегося нам от предшественников, и находящегося в пятистах метрах выше по течению реки от карьера. В нем был домик радиста, в котором поселился я, справа, выше по течению, домик, в котором устроилось начальство, слева, на пригорке, домик для рабочих. Чуть далее, у самой реки, стояла баня. Надо заметить, что срубы домов были сделаны на совесть, и для нормального проживания нашего отряда понадобилась лишь небольшой ремонт крыш.
На следующий день по прилету на участок, я познакомился с его местным жителем. Решив осмотреть территорию предстоящих работ, я пошел берегом реки и, уже подходя к самому карьеру, услышал легкий посвист. Оказалось, на каменной глыбе сидел на задних лапках колонок, которого легко можно определить по темнопалевому окрасу, по изящной форме головки с маленькими ушками и длинными усами. Передние лапки его были прижаты к телу. Он, оглядывал меня, наклонял головку то в одну сторону, то в другую. А когда я поднял руку, чтобы его поприветствовать, зверек нырнул в щель между глыбами. С этого дня – каждое утро, когда мы шли на работу, мы, то есть я и колонок, стали приветствовать друг друга. Он посвистом, я взмахом руки.
Иногда я приносил ему лакомство. То кусочек тушенки, то кусочек колбасы. Клал на глыбу и, отойдя метров на десять, смотрел, как зверек появлялся из расселены и не без удовольствия ел, искоса поглядывая на меня.
Потом он куда-то исчез, и лишь под осень нанес мне ответный визит. Дело было вечером, когда уже стемнело. Вдруг за стеной моего дома началась какая-то шумная возня, сопровождаемая писком. Там все пришло в движение. Но минут через пятнадцать вновь все стихло. Видимо мыши, прижившиеся под полом моего старого дома, были кем-то сильно обеспокоены и разбежались.
После этого, в свете керосиновой лампы, в расселине, между половыми досками, появился виновник мышиного переполоха, мой «дружок» с карьера. На его длинных усах явственно рассматривались капли крови, по-видимому, мышиной. Я встал с кровати и кинул в его сторону кусочек тушенки. Зверек не искупался, а наоборот, бросился к еде, понюхал, еще раз взглянул на меня, и с удовольствием съел. Лишь потом исчез под полом. Больше я его не видел.
Джекинда явилась для меня, в профессиональном смысле, большой школой. Гущин оказался блестящим учителем, показавшем на практике, что такое настоящая рудная геология. Большое ему за это спасибо. В дальнейшем мне его уроки очень пригодились.


Рецензии
Николай, с интересом прочитала, я ведь горный инженер. Дружба с колонком умиляет.
С теплом,
Любовь

Любовь Царькова   15.12.2018 09:25     Заявить о нарушении
Уважаемая Люба!
Я рад, что нашел в Вас коллегу.
Где-то в конце 90-х на Ямбурге состоялась конференция, в центре которой стоял вопрос о сохранении у ямальских ненцев поголовья оленей. От имени землеустроительного отдела «Надымгазпрома» мне пришлось там выступить с докладом.
В нем я указал, на роль ягельников на поголовье олений играет не такую уж большую роль. Для примера привел цифры положения дел в оленеводстве у коми, хантов, селькупов, долган, эвенков. Там кормовая база оленеводства составлена главным образом из кормовых трав. А зимой олени едят даже сено и силос.
Ямальская популяция северных оленей самая мелкая и с биологической точки зрения находится на стадии вырождения. Не все олени зимой способны пробить копытами наст, закрывающий ягель. Отсюда большой падеж. Беды ямальских ненцев заключаются в том, что они обожествили этих животных. Они для них вся жизнь. Отсюда вытекает их консерватизм в отношении кормовых угодий. Ягельники еще со времен Житкова, первого исследователя Ямала резко сократилась еще до появления газовиков. Другими словами нарушено соотношение кормящихся животных к кормовой базе. Число оленей явно превышает возможности их прокорма.
Если бы Вы слышали реакцию зала, состоящую в основном из московских защитников природы и «представителей» коренной народности. «Нацист» самый мягкий эпитет полученный мною.

Николай Лебедев 2   16.12.2018 12:05   Заявить о нарушении
Николай, силу олень набирает только от ягеля. Остальное - подспорье. У нас на Колгуеве накормили оленей комбикормом - сгубили все стада подчистую.

Любовь Царькова   16.12.2018 12:11   Заявить о нарушении
Любовь!
Вы правы, что ямальский олень силу набирает ягелем. Но сравним скорость восстановления ягельников и количество набирающих эту силу оленей и Вы увидите, что это естественная кормовая база стремтельно уничтожается самими оленями. Вот в чем вопрос. Инциндент с комбикормом это явный перебор. Но не от хорошей жизни. Эту проблему необходимо решать на уровне большой науки, а не криками, что газовики убийцы популяции ямальских оленей и, соответственно, ненцев, с их традиционной системой хозяйствования.
Это я говорю как человек, который свыще 20-ти лет внимательно всматривался в проблему.

Николай Лебедев 2   17.12.2018 05:41   Заявить о нарушении
Оленей должно быть пропорционально имеющимся пастбищам - конечно.

Любовь Царькова   17.12.2018 06:53   Заявить о нарушении
В том то и поблема, что ямальские ненцы это не понимают, как им не объясняют здравомыслящие люди. У них во всем виноваты газовики. Я не пытаюсь оправдать последних. Их безобразные дела требуют особого разговора.
Я лишь боюсь, что мой крик остается гласом вопиющего в пустыне, ибо "страдающие" за судьбу ненцев москвичи слишком громогласны.

Николай Лебедев 2   17.12.2018 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.