3. Апокалипсис как осознание

Важной для нас чертой «Апокалипсиса» является и то, что он показывает нам примерную историю процесса осознания Откровения нашим сознанием. Причём показывает подробно и иллюстративно. Сама историческая дискуссия о времени и месте написания «Апокалипсиса» великолепно символизирует все тонкости и сложности воцерковления человеческой природы: его духа, души и тела; его ума и сердца.
Сложность и многотрудность этого процесса воцерковления объясняется тем, что плоть человека весьма неоднородное образование. Его феноменологию можно, в общих чертах, условно разделить на три потока:
- поток подсознания;
- поток сознания; и
- поток надсознания.
При этом скорость усваивания Откровения различными частями человеческой души весьма различна.
Это объясняется двумя причинами:
- Во-первых, иерархическим устройством души человека, его психологии и пневмологии (пневматологии); [1]

[1] Пневмология (пневматология) – не устоявшийся, пока ещё термин христианской философии и психологии, пытающийся обозначить и «нащупать» особенности строения и структуры зоны «пограничного соприкосновения» высшей психики (душевной сферы) с той сферой, которую обычно называют духовной. Взаимодействие сознания и надсознания, без сомнения, должно каким-то образом отражаться в функционировании мозга, как высшей нейрофизиологической системы мышления. Так же несомненно и то, что само мышление распространяется гораздо дальше границ области своего материального субстрата. Выявление механизмов взаимодействия материального и нематериального в мышлении и есть тот предмет, та область или функциональная система, которая называется - пневмология или пневматология.

- Во-вторых, первородным греховным повреждением человеческой природы, всех её иерархий, телесной, душевной и духовной.
В силу этого, взаимодействие человеческого сознания с Откровением, - общение человека с Богом - богообщение, превращается в запутанный, трагическо-комедийный и, часто, криминально-детективный сюжет, который символически описан в библии примерно такой, очень простой фразой: - «И сказал ему Бог…»
А за этой символической простотой скрывается целая история появления в библейском тексте каждого героя, сюжета или целой книги!
Отдалённое представление о сложности проявления богообщения в истории человеческих сообществ нам может дать «Книга пророка Ионы», которая, наиболее близко к этой теме, из всех книг Писания, символически указывает нам на все особенности ветхозаветного общения между человеком и Богом.
«Апокалипсис» - это уже, конечно, новозаветная история общения человека и Бога. - Картина новозаветного общения рисуется другими красками и имеет другой сюжет.
На отличия между Ионой и Иоанном, в их общении с Богом, нам несколько указывает сам Сын Человеческий, говоря, что между рождёнными жёнами (рождёнными от плоти) не найдётся никого большего Иоанна Крестителя, но самый наименьший в Царствии Небесном (рождённый от духа) будет больше него.
Итак, попытаемся рассмотреть дискуссию о времени и месте написания «Апокалипсиса» в этом ключе.

Историография «Апокалипсиса» не имеет точных данных о времени и месте его написания.
Предание, в общем, относит окончательное и полное появление «Апокалипсиса» к концу I-го века. А скончался святой Иоанн Богослов при императоре Траяне (98-108 гг.), около 100-го г. н.э.
Святой Ириней в своём труде «Против ересей» (5:30) пишет: - «Апокалипсис появился … почти в наше время, в конце царствования Домициана».
Но что может означать слово «появился» в этой фразе?
- Появился в своём окончательном варианте или в каком-то из списков?
Ведь мы прекрасно знаем, что любая из новозаветных книг имела длинную и сложную историю своего изустного и пересказывательного существования, прежде чем приняла свой окончательный вид, который мы сейчас чтим как канонический. Древние списки, найденные в разных местах, записанные в разное время, на разных языках, различаются между собой. И, порой, довольно сильно!
Единственно, что нам, наверное, известно - это то, что Откровение было получено на острове Патмос. И это можно достоверно считать началом осмысления человеком, уже, несомненно, апостолом, по имени Иоанн того, что сказал ему Бог.
Был ли он к тому времени евангелистом?
Это зависит от того, что мы считаем Евангелием! - записанный текст или изустный рассказ. А также от того, что мы считаем Откровением.
Пребывание Иоанна рядом с Сыном Человеческим, - это было Откровением или нет?
Само апостольство святого Иоанна Богослова было следствием Откровения Любви к нему Господа Иисуса Христа или Откровением было то, что он получил на острове Патмос?
Сколько было Откровений - два?!
Или, всё же - это, полученное им на острове, было продолжением и более глубоким погружением Иоанна в своё собственное апостольство, связанное с тем, что дала ему святость его жизни, та аскетичность и подвижничество её, которые достигли максимума, своего пика, в ходе переживания Иоанном ссылки на Патмос?..
Евсевий в «Церковной истории» сообщает, что ссылка святого апостола Иоанна на Патмос относится к 15-му году царствования Домициана (95-96 гг. по Р. X.). Как утверждали языческие писатели, современники Евсевия, его сослали - «за свидетельство о Божественном Слове».
Эту же датировку мы находим у Климента Александрийского, Оригена и у Иеронима Блаженного.
Но, когда был найден «Список Пококе» - сирийский перевод «Апокалипсиса», относимый к VI-му веку, то в нём было указано более раннее время ссылки - царствование Нерона. А это - 60-ые годы н.э.
Антипапа [2] (217/218 - 235) - святой Ипполит Римский (около 170 - около 235 годы), также ссылается на царствование Нерона, как на время написания святым Иоанном «Апокалипсиса» и его изгнания на о. Патмос.

[2] Антипапа - термин, которым в Католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание Папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор. Традиционно считается, что первым антипапой был св. Ипполит (III век), а последним - Феликс V (1440—1449). Святой Ипполит Римский - один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик. На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных - 30 января (12 февраля).
***
Дискуссия о месте написания Иоанном Богословом «Апокалипсиса» тоже довольно плодовита.
Церковные писатели первых трёх веков признают этим местом остров Патмос, ибо сам апостол говорит, что Откровения были получены им именно там (Откр. 1:9-10).
Следовательно, Откровения были получены апостолом не целостно и одномоментно! Этот процесс был растянут во времени. Он имел свою предысторию до Патмоса и, вероятно, имел и свои последствия уже после пребывания апостола на этом острове. Ведь существует ещё исторические мнение о том, что «Апокалипсис» написан в Ефесе, после возвращения туда апостола из ссылки.

Несомненно, что послания к малоазийским церквам, содержащиеся в «Апокалипсисе», были отправлены именно с Патмоса, сразу после того, как святой апостол получил от Духа повеление написать всё виденное им (Откр. 1:10-11). Но также несомненно и второе - то, что размышления об этих посланиях и их «намётки» предшествовали ссылке, где они и были более-менее оформлены. Несомненно, и третье - апостол возвращался к этим посланиям и позднее.
Скорее всего, Иоанн Богослов неоднократно, в разное время и в разных местах размышлял: записывал или надиктовывал свои раз мышления на темы, затронутые в тех «Посланиях с Патмоса», где они прозвучали в нём и им с особой силой. А позднее они опознавались последователями как различные списки и фрагменты «Апокалипсиса».
Отсюда и те свидетельства, которые основываются на разновременных событиях! В одних разрушение Иерусалимского храма (1-2 стихи 11-й главы «Апокалипсиса») звучит как пророчество, в других - как свершившийся факт. Одни относят время появления списка ко времени правления Нерона, другие - к преемникам Нерона, вплоть до Домициана (Откр. 17:10).
Кроме того, сам язык «Апокалипсиса» наполнен сложной системой гебраизмов, [3] что также свидетельствует о том, что известный нам канонический текст слагался на основании списков появившихся в разное время, в разных местах и условиях жизни иудео-христианских общин. И нет ничего удивительного в том, что некоторые из списков, содержали в себе те варианты или фрагменты «Апокалипсиса», которые появились в более раннее время по сравнению с 4-м Евангелием и 3-мя посланиями святого апостола Иоанна.

[3] Гебраизмы - заимствования в разные языки из еврейского, особенно из древнееврейского. В основном они вошли во многие языки из Библии. В русском языке это - аллилуйя, манна, геенна, голгофа, кабала, маца, мессия, осанна, Пасха, пейсы, раввин, сатана…

Показательно то, что большое внимание читателей «Апокалипсиса» привлекает к себе именно император Нерон.
Полное имя Нерона - Клавдий Нерон Домиций. Поэтому его царствование, в контексте апокалиптической экзегезы, символически растягивается в истории Церкви аж до царствования императора Домициана. И этот символизм простирается ещё далее - само «число зверя» (Откр. 13:18) связывают с именем Нерона: «Нерон Кесар» - 666. Он как бы становится символом всех императоров гонителей! - Апокалиптические последние времена, начавшись с Нерона, длятся до самой смерти апостола и продолжаются - по сию пору. - «Апокалипсис» не закончен !.. - Он пишется и ныне …
***
Ефес - жребий апостола Иоанна Богослова, всегда был одним из узлов множества путей в истории цивилизации и Церкви Христовой.
Малоазийские церкви, к которым обращается апостол Иоанн, - плод деятельность апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе. Их история религиозной жизни, поэтому, так сложна, драматична и запутанна.
Христианское учение в этих Церквях всегда испытывалось на чистоту и истинность. Множество ложных христианских проповедников с самого окончания проповеди Павла пыталось подчинить их своему влиянию.
Это было при императоре Клавдии (41-54 гг.), и при Нероне, и позднее, при императоре Домициане (81-96гг.) и при императоре Траяне (98-108 гг.). Поэтому, причин для апостольской проповеди Иоанна, в контексте апокалиптической тематики, было более чем достаточно. И на протяжении всего этого периода, мы имеем исторические свидетельства о появлении тех или иных списков «Апокалипсиса». Это были, например, святой Епифания, который говорит, что появление «Апокалипсиса» нужно относить к правлению императора Клавдия; святые Ириней и Евсевий, относящие время написания «Апокалипсиса» к 95-96 гг. по Р. X.


Рецензии