Караваджо. Неверие апостола Фомы

 Микеланджело Меризи да Караваджо.Неверие апостола Фомы.
1600. Дворец Сан-Суси, Потсдам.   

      Уверение Фомы – событие, связанное с одним из явлений Иисуса Христа ученикам (шестое из десяти явлений от Воскресения до Вознесения Христа, согласно Новому Завету)  и описанное в Евангелии от Иоанна:

"После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие."

     Тема уверения Фомы встречается в искусстве Руси XI-XII вв: во фресках Софийского собора в Киеве XI в., а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» («Испытание Фомино») входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко писали её и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса (Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря).

        Широкое распространение сюжет уверения (неверия) Фомы получил в заподноевропейском искусстве: в творчестве Дуччо ди Буонинсенья (XIV в.) и особенно, в XVII в.: Гверчино, Караваджо, Рембрандт, Рубенс и др.

           В своей картине Караваджо изобразил как святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности.
        Представлен напряженный момент, когда апостолы смотрят на Святого Фому с изборожденным глубокими морщинами челом, в то время как тот влагает перст в тело Христа.

          Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола.

      Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

     В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

  Для своей галереи полотно приобрел маркиз Винченцо Джустиниани. Караваджо создал также авторскую копию «Неверия апостола Фомы». Полотно вызывало интерес и других художников, которые неоднократно копировали произведение Караваджо в 17 веке. В 1816 году коллекция Джустиниани была распродана, и картину Караваджо приобрели для дворца Сан-Суси в Потсдаме    


Рецензии
Фома не видел воскрешения Христа.
Что жив Христос , не верил в самом деле.
Он сам хотел увидеть это неспроста -
След от гвоздей, оставшихся на теле.

«Я , если не увижу раны на руках,
И руки не вложу ему меж ребер,
То подтвержденье будет только на словах-
Тогда он не воскрес. Он только помер»

Когда апостолы собрались вместе все
И за столом Фома сам находился,
Христос ,явившись в доме будто бы во сне,
Словам Фомы ничуть не удивился.

"Фома ,на руки , мои ноги посмотри,
Вложи персты свои ко мне меж ребер.
Я муки испытал на теле и внутри,
Но ,все же я воскрес и я не в гробе.»

Фома воскликнул громко : «Бог Мой и Господь!
Прости , что в воскрешение не верил,
Не распознал твою божественную плоть,
Прости, что лишний раз её проверил!»

Господь ответил: «Ты поверил потому,
Что сам Меня хотел увидеть лично.
Но веру каждого я и от тех приму
Не видел кто, но верит безгранично!»

У Караваджо , что мы видим на холсте?
Позиция голов всех персонажей
Здесь образует крест, что виден в полутьме,
И этот крест в холсте наверно важен.

Не нарисован нимб над головой Христа.
Он виден здесь в телесной ипостаси.
Наверно, это тоже вовсе неспроста:
Христос , как человек, и так прекрасен.

Объем отчетлив человеческих фигур.
Игру в холсте мы видим светотени,
Неординарность человеческих натур,
Их общий повод для больших сомнений.

На теле Иисуса нет больших теней.
Он сам является ,как бы светилом,
Что освещает ярко остальных людей,
Стоящих возле с любопытством милым.

Нет света лишь на ране в теле у Христа,
Фома в которой начал сомневаться,
Чтоб показать, что вера не всегда чиста,
Коль перед ней бездумно преклоняться.

Борис Ханин   20.01.2020 05:43     Заявить о нарушении