Как злой король добрым стал

          Жил да был один король. Злой он был да жадный. Народ он свой грабил нещадно. Облагал налогами тяжёлыми, заставлял трудиться тяжким трудом, а плоды этих трудов себе забирал. Сладко он жил, богат он был. Только людей своих не любил. Обнищал, оголодал его народ — а ему и дела нет, он только о себе любимом думал — себя-то он любил нежно. Не понимал король простых людей. А бунтовать попытаются — велит казнить. Обожал свою власть показывать. Но вот однажды приключилась с ним одна история.

          Хотите — верьте, хотите — нет, но случилось с королём такое чудо: сидел он себе на троне в своём королевском замке — и вдруг оказался в совершенно неизвестном месте! Онемел он от изумления: над головой теперь небо, кругом деревья возвышаются, людей нет... Ущипнул он себя, но ничего не изменилось. Не иначе, как высшие силы над ним подшутить решили. До этого он сам себя «высшей силой» считал. Роста властитель был весьма высокого, вида грозного, окружающим могущественным казался. Но сейчас его окружали намного более высокие и могучие, просто исполинские, деревья и скалы, и сам он себе таким маленьким показался... Так что, видно, всё в мире относительно. Долго дивился, ну а затем пошёл через лес, ожидая, куда в итоге придёт.

      А в лесу том тропинок не было, и приходилось королю прорываться сквозь кустарники, путь выискивать. Изорвали ветки и колючки его роскошную одежду, превратилась она в грязные лохмотья, исцарапался он весь. Долго шёл. Но вот выбрался из леса. Опустился на землю (больше не на что было), ноги свои уставшие потирает:
       — Ах, мои ноги! Не привык я так долго пешком идти, всё как-то больше в каретах ездил! Да ещё через такую чащу продираться!

         Между тем время обеда давно наступило; в это время король обычно разными блюдами наслаждался, а здесь его никто к столу не звал, да и есть было нечего. Услышал он, как заурчало в его животе, громко так заурчало. Поднялся, посмотрел беспокойным взглядом вдаль. И видит — там, вдали, домики стоят — стало быть, люди живут! Собрав силы, поспешил он туда — а была это деревня, где жили люди хорошо, в достатке. Подходит к одному домику — возле него двое крестьян возятся. Говорит он им:
— Эй, вы! Не знаете, где мой дворец? Я король, а эти места мне незнакомы, случайно попал!
— Нет, — отвечают ему, — не знаем.
— Тогда пустите меня к себе, — приказал он, — накройте мне стол, я проголодался!

А люди в ответ:
— Не станем мы твоих приказов слушаться. У нас тут королей нет, и твоей воле подчиняться мы не обязаны.
Возмутился повелитель страшно. Затопал он ногами, заорал:
— Ах вы, негодные! Да как вы смеете! Да я вас! Да я вам!..
— А что ты нам сделаешь? — возразили они.

И опомнился король. Действительно, ничего он поделать с ними не мог.
     Забыв о своём королевском достоинстве, стал он тогда просить, как просто усталый путник:
— Прошу вас, дайте мне чего-нибудь поесть и пустите к себе хотя бы на одну ночь. Пожалейте меня, как человека, как если бы я был равный вам. Иначе я умру. А ведь вы добрые.

    Да, не хватало ему сейчас человеческого участия и доброты, той доброты, которой так недоставало в нём самом!
    Задумались крестьяне: жалко было им короля, но и за себя они опасались.
— Мы тебе добро будем делать, а ты нам злом отплатишь? Воспользуешься нашей отзывчивостью? Будешь помыкать нами, как у себя?

       Тяжко стало королю от таких слов. Пришло ему в голову, что вернулось к нему всё совершённое им до того зло. Потекли из королевских глаз слёзы. И произнёс он тогда:
— Я всё для вас сделаю, только помогите!
— Что ж, — уступили мужики, — тогда поработай, помоги по хозяйству, а там тебе и награда будет!

        И согласился повелитель. Начал он трудиться — грядки вскапывать, воду носить, дрова рубить — словом, всё, что ему поручили, как мог, сделал. А вечером, уставший страшно, отыскал себе укромный уголок, сел и в себя прийти не может. Голова гудит, а когда он посмотрел на свои руки, увидел, что все его ладони крупными мозолями покрылись. И говорит тогда бедный король сам себе:

    — Если бы я мог вернуться обратно во дворец, к своим придворным и подданным! Теперь знаю я, как трудно простым людям под моей властью приходилось! — Тут положил он руку на сердце и поклялся: — Я бы совсем другим сделался, никогда, никогда не стал бы брать от народа больше, чем нужно, прекратил бы притеснять людей, а начал бы их поддерживать и оберегать!

            И только он это произнёс, как очутился вдруг опять в своём дворце; сам сидит на полу, весь оборванный, а вокруг придворные столпились, смотрят на него.

      Встал король, улыбнулся, радуется, что домой вернулся. А затем обратился к ним:
— После того, что со мной сегодня произошло, больше не буду я тираном! И буду всегда любить и беречь своих подданных! Я дам им всё, что нужно, а брать взамен стану в меру! Потому что я понял — все мы люди, мы все равны!
      И, говоря это, он чувствовал, как подобрела его душа...         
      И будьте спокойны, он сдержал своё слово.

2018 г.


Рецензии
Дай бы Бог, чтобы сдержал он своё слово. Удачи Вам.

Владимир Сорокин 3   15.12.2020 15:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Катя Раскина   15.12.2020 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.