За что воюем?

Вся наша жизнь – борьба. Неважно, кто первый изрек эту мысль – главное, что жизнь доказывает ее истинность.
 
Войны – настолько неотъемлемая часть человеческого бытия, что впору предположить, что человек только и создан для того, чтобы воевать. И одновременно с этим, каждый человек готов поклясться, что мечтает только о мире.

Так после завершения Второй Мировой войны, политики и СМИ искренне уверяли нас, что все войны остались позади. Но время расставило все по своим местам.

И весь послевоенный период до наших дней явил собой череду локальных войн и гонку вооружений. И все благие намерения покончить с вооруженными конфликтами были похоронены под горой суровой реальности.

Но чтобы сохранить в глазах населения имидж миротворцев, не нашли ничего лучшего политики и журналисты, как ввести в лексикон странное словосочетание  "справедливая война".
 
Понятно, что развязывание войны мирового масштаба этим названием не оправдаешь. Но по отношению к нескончаемым локальным войнам это название прижилось. И настолько ласкает слух, что народ готов и воевать, и положить свои жизни ради установления попранной врагами справедливости.

И возникает у людей иллюзия, что победа в такой войне действительно принесет им справедливый мир. Хотя достаточно уже исторических фактов, указывающих на их ошибку. А превратить  в глазах народа любую войну в справедливую – это сегодня под силу  каждому искусному политику.

И это лицемерие становится нормой. Ведь люди наделены обостренным чувством справедливости. То есть, если предстает перед нашими глазами картина, что кто-то владеет большими богатствами, чем мы, что живет на территории с лучшими природными условиями, обладает совершенными технологиями, то это несправедливо.

И внутренне мы уже готовы воевать за то, чтобы не страдать от своей ущербности. А чтобы не прослыть захватчиками, мы готовим почву постепенно. Начинаем с экономической войны за природные богатства, за финансовый диктат, рынки сбыта. А там уже недалеко и до вооруженного конфликта.

И возникает опасение, что войны за справедливый мир скоро захлестнут всю планету. Ведь каждая воюющая сторона ощущает свою правоту, даже если развязала войну первой. И не может никто доказать агрессивной стране обратное, и это то, что сегодня происходит в мире.

И вместе с тем, невозможно предъявить претензии самому человеку, как за его неудачи, так и за успехи. Ведь не сам он выбирал место своего рождения, будущие способности, национальную принадлежность.

Иными словами – если бы природа изначально создала всех людей совершенно одинаковыми, поместила бы всех в одинаковые условия, то не за что было бы и воевать.

И отсюда становится понятно, что основа для любого вида конфликтов между людьми создана изначально самой природой. И возникает вопрос – Для чего ей это надо?

Вопрос этот выходит за рамки компетенции ученых. И поэтому счел я необходимым обратиться к мудрецам, которым дано видеть  причинную связь между природой и  человеком. Надеюсь, у них мы найдем исчерпывающий ответ на вопрос для чего дано людям от природы стремление к миру и справедливости, если сама природа несправедливо поступает с людьми.

В статье "Мир в мире", величайший ученый-каббалист двадцатого века Бааль Сулам пишет:
"Категории «мир» и «справедливость» противоречат друг другу. Ведь для того чтобы установить мир, в обществе должны соблюдаться определенные условия, которые позволят разбогатеть умным и энергичным, затрачивающим усилия и применяющим свои способности, а лентяям и непрактичным людям – быть неимущими…

Разумеется, несправедливо так тяжело наказывать ленивых и непрактичных. В чем заключается прегрешение и преступление этих несчастных, если Высшее управление не наделило их проворством и умом? За что наказывать их страданиями, которые тяжелее смерти? Получается, что если справедливость является условием установления мира, то категория «мир» противоречит категории «справедливость»".

И, возвращаясь к сакраментальному вопросу о смысле изначального создания в человеке предпосылок для будущей вражды, попробуем взглянуть на это со стороны цели творения.

Сегодня становится предельно ясным, что вся история человечества медленно, но уверенно двигалась в сторону глобализации. Постоянно растущие потребности человека заставляли его строить все более сложные и тесные социально-экономические отношения, развивая параллельно науку, технологии и средства связи. В итоге, как пишет Бааль Сулам:

"В нашем поколении благосостояние каждого человека обеспечивается людьми всего мира. В той же мере человек непременно зависит от всего мира, подобно шестеренке в машине. Поэтому немыслимо прийти к идеальному общественному устройству и счастливой жизни в одной стране, если это не будет сделано во всех странах мира.
 
Нужно искать справедливые пути, обещающие мир для всего мира. Ведь мера получаемого блага или зла любым человеком в мире зависит от меры блага или зла каждого индивидуума во всем мире и определяется ею".

Все становится на свои места, если согласиться с тем, что природа создала и поддерживает неравенство между людьми с одной целью. Чтобы сделать их нуждающимися друг в друге.

Только ощущая, что твоя жизнь, твое счастье зависят полностью от каждого человека в мире, согласится человек считаться в равной мере со своими ближними, как с самим собой. И это произойдет  даже вопреки своей эгоистической природе, которая делает расчет только с собой и своими родными.

Каким образом это повлияет на прекращение войн и установление прочного мира? Согласитесь, что человек подсознательно ощущает себя властелином природы, что тождественно быть властелином своей судьбы. И дано нам это неспроста. Мы действительно можем по-настоящему управлять своей судьбой.

Но только при одном условии. Мы должны будем согласиться с тем, что нет у каждого из нас своей отдельной судьбы. У единого глобального человечества есть одна общая судьба. И чтобы она дала каждому ощущение счастья, мы должны принять нашу общую судьбу как свою собственную.

Иными словами, мы должны научиться использовать условия глобального мира для пользы всего человечества. Не отнимать у слабых на правах сильных, а использовать данные от природы преимущества для  удовлетворения всего человечества всем необходимым.

И не потому, что мы так вдруг захотели – мы не можем хотеть этого – а потому что осознанно приняли условия природы, поставленные перед нами – Хотите жить в мире – станьте одной глобальной семьей, где каждый заботиться обо всех, и все о каждом.
 
А до тех пор, все наши надежды установить мир через войны, пусть даже "справедливые", остаются неоправданной фантазией.


Рецензии
Если бы знали за что... утопились бы в ложке... чайной...

Ан Леере   20.12.2018 16:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.