Дерева и обезьяны
Нещадно стрижём и косим травы на лужайках. Всё лето вместо щебета птиц и шума ветра слышен визг и скрежет газонокосилок. Лужайки возле домов стали похожи на однотипных бритоголовых мужчин, бритых…, бритты… Забыта их печальная судьба в истории. На их земли пришли другие племена. Убили всех мужчин. Изнасиловали женщин. Обезличили род и лишили его будущего. Обезличивание страшно своей системностью и неотвратимостью.
Может друиды правы, что наши души привязаны к определённым деревьям.
Все русские сказки учат, что всё вокруг живое: и речка, и печка, и яблонька, и огонь. Человек перестал чувствовать окружающий мир, его боль и страх, перестал считаться с его жизненными потребностями. Берёт, грабит беззастенчиво и лишь брезгливо морщит губы, когда ему расчленённую всячину - вкуснятину плохо упаковали. И как это высокомерие понимать? Привычно повторяет циничную фразу: «Ничего личного, только бизнес». Бизнес, дело, прибыль и ещё прибыль и ещё, и ещё, и ещё… Находясь в своём самомнении, мол он находится на вершине эволюции, человек забывает, что сам лишь чьё-то творение.
Значит и у него есть ТОТ или ТО, кто может также «упаковать»… Этот ОН уже не сдерживает гнева разъярённых вод, подвижек пластов земли, ураганных ветров, стен из всепоглощающего пламени... Не исключено, что кому-то открылся доступ и к этим стихиям. Так нам проще считать, потому что так понятнее. Даже согласны на инопланетян. Но только не ответ на психические волны агрессии людской, приводящие окружающий мир к полному распаду.
Любопытно, учёные пришли к выводу, что для обезьяны нормально:- не думать; - лениться; - обманывать; - изменять с чужой женой; - воровать деньги.
Да и отношение к деньгам тоже было опытно проверено и выводы опять же неутешительны. Рано или поздно обезьяны с деньгами в замкнутом коллективе начинают давать под проценты другим обезьянам. В данном эксперименте роль денег выполняли бананы. Таких качеств у деревьев не наблюдается. Видать в обозримом будущем в обезьяньих питомниках появятся новые виды приматов. Так сказать пополним ряды себе подобными. Печальная перспектива, не правда ли?
В народе говорили : «В сосновом бору - молиться, в березняке - веселиться, а в ельнике - вешаться». Ель весь год отбирает энергию из окружающей среды, чтобы зимой отдавать. Потому ель возле дома не сажали, из-за того, что большую часть года она отбирает энергию. А вот в зимнем еловом лесу бодрое самочувствие. В преддверии наступающего года хочется попросить прощение у ёлочек, чья красота - причина их безвременной гибели. Один знакомый художник из Сибири каждый год отправляется в предновогодний лес и под живой заснеженной ёлкой встречает новый год.
О соснах. Сосны - мои сестрицы по календарю друидов. В сосновом лесу любой чувствует себя хорошо. Потому, что он светлый в отличие от елового. И сосны в небо корабельными мачтами устремлены. Шумят кронами, словно имитируют шорох прибоя и приглашают в дорогу. А сосны на взморье вглядываются вдаль, не мелькнёт ли парус. Иногда путают пролетающие облака с белыми парусами и тревожатся, шушукаются, готовые оторваться от земли и улететь в дальнюю даль . В студенческие годы мы любили ездить на Рижское взморье - погулять, подышать, помечтать. Уставшими вернуться на улицу Йомас (в Юрмале), выпить чашечку кофе до отхода электрички на Ригу. И спустя годы всякий приезд сопровождали по возможности подобной процедурой.
С поездками в лес связаны разные нестандартные ситуации.. Как – то небольшой студенческой компанией мы осенью отправились за грибами. Поехали электричкой из Риги новым для нас маршрутом. Бродили долго среди сосняка ещё достаточно молодого. Набрали грибов. Одно удивляло - грибов много, а песок вокруг сосен и дюны изрыты гусеницами. Мы уже устали, проголодались. На пути встретился небольшой ручей. Через ручей переброшен мосток. Когда мы вошли на этот мосток, нам путь преградил автоматчик. Некоторые из девушек начали шутить. Но вскоре мы поняли, что незаконно проникли на территорию танкодрома. Парни начали уговаривать солдата. А мы почти в рёв пустились. Не помню как удалось разрешить данный конфликт, но мы не на шутку напуганные и притихшие поспешили на электричку.
Как-то в Щецине решили небольшой, камерной компанией отпраздновать день рождения одного из нас. Может этот день рождения был лишь мистификацией. Но всех это устраивало по умолчанию. Сели на трамвай. Доехали до « конечной» и углубились в лес. Отыскали полянку солнечную. В центре пенёк. На пеньке девушка расположилась. Пока распаковывались, произошло нечто, как в русской сказке : « Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке!» Из пенька выползла змея, а может уж. Никто не стал вникать. Сидящую красавицу с пенька ветром сдуло. Это был сигнал, что надо знать о природе больше. Беспечность чревата последствиями. Но всё обошлось в этот раз. Спасибо, что обошлось. Да и пикник состоялся.
О яблонях. Мы росли практически в саду, который окружал наш дом. Каждую весну дом окутывало бело-розовое облако из цветущих вишен, черешен, слив, груш, яблонь. Ещё живы некоторые из старых яблонь, хотя уже нет в живых тех, кто их посадил. Сад кормил, украшал нашу жизнь. Даже фантомы старых яблонь и груш словно продолжают заботливо шептаться, шелестеть уже несуществующей листвой, укрывая и убаюкивая.
У каждого свои детские воспоминания связанные с садами. Всплывает в памяти рассказ выходца с Гомельщины. Он родом из деревни Цагельня.
(По-белорусски «цэгла» - кирпич. Следовательно, название деревеньки с белорусского звучит как Кирпичная. Там достаточно красной глины, из которой можно было обжигать кирпич). Теперь этой деревни практически не существует. Она располагалась близко от границы двух районов Рогачёвского и Жлобинского Гомельской области. Он вспоминает детство, когда его дед работал сторожем в колхозном саду. Детство было послевоенное. Детишки постоянно хотели есть - в силу возраста и в силу недоедания. Но никогда не лазили воровать яблоки в сад. Брали только тогда, когда им позволяли старшие. Дети помогали взрослым собирать урожай и раскладывать по ящикам. Гомельчанин и сейчас большой любитель яблок. По воспоминанием старожилов он узнал, что когда в деревню пришёл с запада вместе с немцами «гросе Орднунг » (« большой порядок») , то его представители установили по углам колхозного сада ВИСЕЛИЦЫ. А до войны и после здесь довольствовались одним дедушкой сторожем, чтобы обеспечить порядок.
В этой связи вспоминается рассказ о немце Франце, который во время оккупации города Могилёва любил повторять о металлургическом заводе: «Мой заводик ! Мой заводик!» И говорил, что перед отправлением с «фатерлянда» на восточный фронт им был обещан кому заводик, кому колхозик. Вот и всё. Обычная колонизация и колонизаторы. А колонизаторам коренное население не нужно (пример - индейцы в Америке). Им нужны земли и её богатства. Оккупанты вывозили с наших земель всё :ценности из музеев и даже детскую кровь (детский концентрационный лагерь Красный берег на Гомельщине). А леса оккупанты боялись. Боялись партизан. А лес партизан и местное население кормил и укрывал. У деревьев, растущих рядом, идёт неизбежно срастание корней. Оно даёт деревьям возможность обмениваться между собой влагой, минеральными и органическими веществами. И когда от какого-то дерева остаётся лишь пенёк всё сообщество деревьев ещё какое-то время продолжает его снабжать всем необходимым.
Всё как у людей проживающих долго рядом. У деревьев, если заболевает одно из них, по переплетённым корням болезнь может быстро распространяться. Это так похоже на пандемию среди людей. Люди, живущие оседло бок о бок рядом поколениями срастались корнями. Теперь внушено, что люди это вечные туристы и скитальцы. Простая выкачка денег из кошельков турфирмами.
О дубе. Когда родился у наших родителей долгожданный сын после рождения четырёх дочек папе было 53 года, а маме шёл сорок пятый год. В тот год бабушка посадила в углу участка дубок. Теперь это большой дуб, которому пошёл пятьдесят третий год.
И брат не подкачал и поднялся в жизни, ни в чём родителей не подвёл
О липах. В Берлине есть улица под липами (штрассе унтер ден линден). Мне довелось побывать там. Но наша, знакомая с детства улица под липами была прямо под окнами. После ВОВ (Великой Отечественной войны) люди высаживали много деревьев. Липы, берёзы, рябины по народной традиции были почти возле каждого дома и во дворах. У соседей напротив в нашем не очень широком переулке росли липы. С годами они превратились в высокие, сильные деревья. Их кроны переплелись. Тень от деревьев ложилась на дорогу и даже у нас в доме летом стоял сумрак. А в лунную ночь в их кронах порой отдыхала полная луна. Тени от ветвей, шорох от листвы, а во время цветения незабываемый аромат липового цвета и жужжание многочисленных пчёл создавал незабываемую волшебную картину.
Потом в доме напротив, как и по всей стране пришли другие времена и другие люди. И липы ушли на дрова.
«Дерева вы мои, дерева. Не рубили бы вас на дрова…» (Бачурин Е.В.)
О вишнях. О Вишневом саде.
В 19-том веке второй слог был ударным в том случае, если имелся в виду цвет. Если же речь шла о вишне, то ударный был первый. По Станиславскому «Вишневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Константин Сергеевич Станиславский писал о том, как Антон Павлович Чехов изменил первоначальное название пьесы «Ви;шневый сад» (в котором Станиславский не увидел «ничего особенного», что говорит о соответствии этого ударения тогдашней норме) на «Вишнёвый сад»:
«“Послушайте, не Ви;шневый, а Вишнёвый сад”, — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идёт речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе».
Теперь в нашу жизнь привнесена мода с запада - евростандарт. Так все старательно убегали от советских стандартов и традиций, чтобы прийти к иным стандартом. Принесли ли эти стандарты много счастья? Вопрос риторический. Кто-то в восторге от новых стандартов. Только немного это чужое. А.П.Чехов как-то сказал :«Радио изобрели, а счастливей не стали». Так и смена стандартов - всё тот же стандарт. Загородные участки украшают туями, елями, можжевельником и прочими хвойниками. Но следует прислушиваться к мнению поколений, какие деревья можно высаживать рядом с домом, а какие лишь за оградой. Энергетика деревьев важна для гармонии со здоровьем проживающих в доме людей.
Всем здравия и процветания.
Могилёв Беларусь Декабрь 2018 г.
Фото Вишня(из личного архива).
Свидетельство о публикации №218121300963