Незрелые люди
К
Аватар пользователя Ника. Просто Ника
На самом деле сейчас мне любопытно рассмотреть это утверждение только на примере малого бизнеса, который за 30 лет не то чтобы не понял своего места в системе, но, как кажется, даже не приблизился к пониманию.
Ситуация в малом бизнесе до смешного похожа на бытовую ситуацию в Москве 1995-1997 годов, когда все захотели иметь домработниц. Москва буквально разделилась на домработниц и тех, кто их нанимал. Нанимали в однокомнатные квартиры, нанимали в съемные квартиры, нанимали не имея для этого финансовых возможностей. Бредовость ситуации усугублялась тем, что домработницы не собирались считать себя домработницами, с одной стороны (ну то есть они могли не прийти в назначенное время, или опоздать, или нахамить, или сделать замечание), а с другой, они ими в действительности и не были (то есть не отличали эмалированную ванну от акриловой и тд с вытекающей порчей имущества). Ну и, конечно, количество краж увеличилось. Все светские разговоры вертелись вокруг домработниц - какие они все ужасные и где их найти.
Вот примерно то же самое сейчас в малом бизнесе. До бесконечности разговоры о необходимости "кредита под 0" для развития. Сейчас скажу страшное: в малом бизнесе развития нет. Оно как функция там не предусмотрено. А если оно и есть, то у него низкий потолок.
Оттолкнусь от классического примера малого бизнеса, где всё четко видно. Азиатская семья приехала во Францию изучать виноделие. После обучения они сами разбили во Франции виноградник, сами собирали виноград, сами составляли рецепт вина, сами делали вино, сами делали эскизы бутылок и этикеток, сами продвигали вино и сами отправляли его потребителям. У них 0 наемного труда. Прошло 20 лет. У них дети лет 12-14. Они показывают большой подвал своего дома, в котором 5 бочек вина и рассказывают: сначала мы делали 1 бочку, потом две, потом три... Их спрашивают: но у вас место осталось для одной бочки, куда вы будете ставить седьмую? Ответ: мы не будем. Когда наши дети закончат учиться и смогут полностью посвятить себя делу, мы поставим последнюю бочку, а на седьмую у нас не хватит рук.
Больше всего в этой истории мне нравится то, что мозги у людей правильно устроены. Они понимают, что разница между винодельней и винным заводом колоссальна и она совсем не в уровне дохода. Для тех, кто не понимает: там все другое - иное производство, иные налоги, другой потребитель, другая логистика.
А теперь не совсем типичная, но утрапоказательная история малого бизнеса. Женщина открыла магазин белорусских продуктов в Липецке. Ну как магазин - лавочку: 3 холодных прилавка, 7 обычных, и продуктов на 100 тысяч рублей. Товары неуникальные, поэтому прибыль от опта не более 25%, аренда из-за стоимости не сильно проходная, оборачиваемость, насколько я поняла, примерно недельная. У нее был бонус - обошлась без кредита. Первый месяц ожидаемый минус. Второй месяц 0. Третий и четвертый месяц небольшой плюс. И она закрылась. Причина - малая рентабельность бизнеса.
Делать бизнес семейным (то есть обходиться без наемных работников) - не хотим. Дайте кредит на развитие.
Хотим прибыль сразу да так чтобы на 100 тысяч миллион. Чтоб купить квартиру в Черногории, чтоб детей учиться в Итон, чтоб минимум 2 раза год с семьей на острова. Мы ж не хухры-мухры, а бизнесмены.
У этой женщины в лавке был 1 наемный работник. + Она сама работала целый день. То есть 2 работника на 10 стеллажей. Азиаты бы охренели от таких чудес коммерции. Их ведь тоже было двое - на землю, виноград, вино, сбыт. При этом женщина поделилась своим сомнением, что мб все сложилось бы благополучнее, если бы она наняла 2 работников, а не одного. А сама просто была бы владелицей. Ну как тут не вспомнить про Москву 1995-97?
Участник обсуждения написал, что у него доход 50 тысяч и уборщица получает 5. Я вроде не азиат, но даже я не понимаю, зачем целая уборщица в малом бизнесе. Уберись сам, попроси жену, заплати ребенку за уборку и пусть на это купит себе комп - доход так или иначе останется в семье. Ведь в этом и есть цель малого бизнеса - создавать доход для семьи, а не отдавать его на аутсорсинг. Это не только цель, но и одно из немногочисленных его достоинств.
Скажу вторую страшную вещь, о которой уже писала в статье, на которую ссылалась выше, но мало кто меня услышал: обществу невыгодно развитие (не существование, а именно развитие отдельных предприятий) малого бизнеса. Вот типичный пример противоречия между интересами общества и малого бизнеса.
Владелец газетного киоска поставил свой бизнес, но понял, что еле сводит концы с концами, а из киоска больше не выжмешь. Он говорит обществу: дайте мне дешевый кредит на развитие, я поставлю второй киоск - буду больше зарабатывать и больше платить налогов. Но для общества лучше, чтобы второй газетный киоск поставил кто-нибудь другой: и налоги не убудут, и конкуренция - ценовая и ассортиментная - появится, и бизнес сохранит человеческое лицо. Потребитель может высказать претензии напрямую владельцу-киоскеру (что цены высокие, что журналов не хватает, что ступенька к киоску высокая) и рассчитывать на реакцию. Когда потребитель высказывает претензии наемному работнику, а тем более работнику, который в глаза владельца не видел, он общается с пустотой.
(Приведу анекдотический пример этой пустоты из жизни. Часто хожу в один магазин. Увидела симпатичные брюки на себя 46 размера. Рассмотрела - огромные. Думаю, возьму матери. Матери тоже не подошли, но в результате этой примерки выяснилось, что брюки с размером 46 на самом деле 60 размера. Представляете разницу? Сдаю. Говорю продавщице: перемаркируйте размер, они у вас в один день уйдут. Она отвечает: маркируем не мы. С тех пор я уже дважды была в этом магазине - брюки 60 размера так и висят на 46 размере.)
Скажу третью страшную вещь. Малый бизнес всегда и везде еле сводит концы с концами. Малый выхлоп - расплата за низкий вход. Это типологическая особенность малого бизнеса, поэтому я вообще не понимаю жалоб на несладкую жизнь. А она должна была быть сладкой?
https://aftershock.news/?q=node/709665
итак
Незрелые люди.
Свидетельство о публикации №218121401038