Хочу в СССР!

Выход в прокат фильма Ивана Твердовского «Подбросы» показывает, что нашему искусству пока позволено ставить острые политические вопросы и решать их без оглядки на цензуру.
Героем фильма является инвалид с детства, которого родительница подкинула, узнав про его болезнь. Он прожил в интернате до юношеских лет, и тут мать о нем вспомнила, и пожелала забрать домой. Когда ей этого не позволили, сын при помощи своих товарищей совершает побег.
Мать располагает средствами; у нее роскошная квартира, где герою впервые предоставлена отдельная комната; он меняет больничную пижаму на модный прикид. Началась новая жизнь. Ему нашлась работа: мать его устраивает в мафию, занимающуюся «подставой»; инсценируются наезды роскошных «тачек» на пешеходов, после чего их владельцы – богатые бизнесмены подвергается шантажу; участниками мафии являются полицейские, врачи Скорой помощи, судьи и прокуроры. Герою фильма отведена самая опасная работа – бросаться на автомобиль. Сначала все идет, как задумано, но постепенно до парня доходит, что эта работа ему не по нутру; он начинает увиливать, и его увольняют – на его должность имеются миллионы желающих. Мать выгоняет сына из дома – она за него поручилась перед мафией, а он ее подвел. Тут же герою подворачивается одна из потенциальных жертв мафии – бизнесмен, который объясняет устройство жизни: все люди делятся на две категории – на тех, кто подбрасывает, и тех, кого подбрасывают; этих последних и называют «подбросы», и их – большинство. И тогда герой возвращается в интернат, и просит взять его обратно, и его принимают, ибо это его истинный дом.
Фильм выполнен в стилистике жесткой притчи: мафия представлена архетипическими образами и снабжена всеми символами Российской государственности вплоть до герба; интернат для умственно неполноценных содержит явные аллюзии на СССР – его обитатели от скуки подвергают друг друга испытаниям на выносливость с помощью резинового шланга, лишь имитируя опасность, тогда как работа «подброса» может закончиться реальной смертью.
С одной стороны, то, что фильм заканчивается возвращением из России в СССР, для меня – антисоветчика и антикоммуниста – представляется скандальным. С другой стороны, изображение СССР в виде интерната для умственно неполноценных мне импонирует. То, что инвалид с детства стремится в предназначенное для него заведение, - только естественно; должен же и для него найтись какой-никакой выход!
Есть он и у наших плакальщиков по совку: они могут поменять место жительства на Беларусь.
                Декабрь 2018 г


Рецензии