Причины старения и последствия для живущих

Читаю STORY, 12 (119), декабрь 2018, стр. 14. Очередная статья Александра Никонова о докторе Александре Шишонине. Тема – продлении срока жизни. Возникают ассоциации, далеко выходящие за пределы поля деятельности врачей и целителей всех мастей.

Главенствующие теории старения:

1) элевационная теория Дильмана,
2) теория укорачивающихся теломер Оловникова,
3) свободнорадикальная теория,
4) теория перекрёстных сшивок.

Всего четыре. Посмотрим, о чём речь:

1) Со временем управляющие центры нашего мозга теряют чувствительность к входящим сигналам, из-за чего нарушается регуляция в организме, приводящая к общему разладу. Элевация – это когда поднимается порог чувствительности гипоталамуса к гуморальным сигналам, он эти сигналы начинает чувствовать хуже.

2) Теория Оловникова состоит в том, что свободные концы хромосом, которые называются теломерами, при каждом делении клеток укорачиваются, и в конце концов, когда они становятся совсем короткими,  клетка перестаёт делиться, а организм – обновляться.

3) В организме образуются так называемые свободные радикалы – молекулы с большой реакционной способностью, которые вступают в паразитные реакции с чем ни попадя, разрушая белки или повреждая клетки.

4) Лишние сахара в клетках вступают в реакцию с белками, попросту говоря, склеивают их, в результате образуются нетипичные для клетки молекулярные конструкции, и такие сшитые белки перестают выполнять свои функции, засоряют клетку.

«Что интересно, все эти теории работают – и чувствительность гипоталамуса к входным сигналам действительно понижается, и теломеры укорачиваются при клеточных делениях, и свободные радикалы в клетках образуются вовсю, и лишний сахар мешает работе клетки, портя её белки. Казалось бы, выхода нет, человек может только стареть и разрушаться по всем этим причинам.

Но в своей клинике я столкнулся со следующим феноменом – те люди, которые зафанатели, регулярно занимаются на тренажёрах, причём годами, не только избавляются от тех синдромов, о которых мы говорили в прежних публикациях – гипертонии, диабета, атеросклероза, – у них не только повышается иммунитет, но они и внешне молодеют. <…>

Эффект и вправду разительный, и особенно он заметен при тяжёлых патологиях. <…>

…люди, которые занимаются недолго, справляются с простыми вещами – гипертонией и сахарным диабетом. Средний срок занятий убирает атеросклероз. Фанаты получают эффект омоложения и в целом, и по отдельным органам. <…>

…до ста и больше лет можно дожить, будучи в активной форме. Надо просто дать организму реализовать свои возможности, а не загонять его в старость».

Статья понравилась. Зафанатеть мне не светит, но приятно осознавать, что можно жить долго, если заниматься собой должным образом. Удастся ли при этом ещё кем-нибудь (чем-нибудь) заниматься, не очевидно. У Шишонина и Бубновского получается, но ведь для них это дело жизни.

Человек – сложная система. Государство – сложная система. Солнечная система – сложная, пусть в ней всего пять видимых невооружённым глазом планет и два светила. Все сложные системы подобны между собой. Как выражается это подобие, понять сложно, но хочется. Можно ли указанные причины старения отнести к тому, что происходит, скажем, с деградирующим (стареющим) государством? Попробуем.

1) Элевация: система управления начинает хуже чувствовать сигналы "снизу", от организма-общества. Живут "наверху", своей жизнью, и полагают, что понимают, чем живёт население "внизу". Напряжение неизбежно возникает и последствия непредсказуемы. Так было в России в конце позапрошлого, начале прошлого века. Что было дальше – другая история, в которую попали мои родители и ровесники; досталось и следующему поколению. Что достанется нынешнему?

2) Свободные концы укорачиваются, и в конце концов, когда они становятся совсем короткими,  клетка перестаёт делиться, а организм – обновляться. Что за деление клеток? – Да ведь это же семьи! Семья – клетка общества. Если рождаемость падает, население убывает, замещается пришлым людом, что грозит сменой культурной парадигмы общества – государство становится другим, что-то уходит безвозвратно, умирает прежнее.

Семьи поддерживаются не материнскими капиталами: деньги уходят как вода в песок, а семьи не кристаллизуются; многодетность остаётся характерной для семей алкоголиков и в южной глубинке, поставляющей низкоквалифицированную рабочую силу. Не решается проблема воспитания, культивирования тех ценностей, что отличаются от оставляемых банкам в залог.

3) «Образуются свободные радикалы с большой реакционной способностью, вступают в паразитные реакции с чем ни попадя, разрушая или повреждая…». Ну, понятно: баламуты, активисты, майданщики и прочие перевозбуждённые лица, наивно полагающие, что они-то знают, как дальше жить. Хождение в народ, создание партийных ячеек, потом радикальное уничтожение лучшей части общества… а потом уничтожают тех, кто затеял бучу, как это было в начале прошлого века на пороге построения коммунизма. Прямого повтора, конечно, не бывает, но результат, в любом случае, совсем не тот, который пламенеет на знамёнах радикалов.

Пожалуй, сюда же надо отнести квасных патриотов, у которых душа горит и хочется погром устроить, или с хоругвями пройтись, умиляясь на собственную правоверность.

Когда субъект фанатеет, это его проблемы. Фанатеющее государство – это ужас и безумие (инквизиция, террор, диктатура, построение светлого будущего).

4) «Лишние сахара… перестают выполнять свои функции, засоряют…». Сладкая жизнь гениев потребления, жлобов, соревнующихся размерами яхт и количеством замков. На сахар богатства тучей мух усаживаются дамы лёгкого поведения и воры, или те, кто по воровским законам живёт. Слипается публика.

Примерно так. Ничего нового: что в организме, что в обществе – всё едино. Грустно как-то.

Когда государство теряет иммунитет, когда верх берут процессы деградации, умирания сложного организма, тогда страдают не гниющие под попсу и шансон, для них это пир во время чумы, а сохраняющие вековые традиции человеческого общежития и культуру, в которой человек становится собой истинным.

Жить хочется.


Рецензии
Интерсные паралели Вы проводите. А я вот о чем подумал, пытаясь продлить человеку жизнь, не пытаемся ли мы продлить ему старость. А хотелось бы продлить молодость. С уважением,

Сергей Корольчук   14.12.2018 19:14     Заявить о нарушении
В том-то и дело, что фанатеющие молодеют, делая из старости шаг назад, но не в молодость, что было бы ужасно, а в зрелость.
Впадать в молодость не намного лучше, чем в впадать в детство.
Впрочем, это гипотеза, поскольку ещё не впадал ни туда... ни туда.
Но уже догадываюсь, как это выглядит.
Продление молодости означало бы продление той чудесной бестолковости, отвязности, скрытой наивности, которые хороши в романтических версиях и в памяти, где молодость начинает говорить на языке зрелости и совсем не та, совсем не то.
Есть и то, от чего не отказался бы... вот она, путаница времён и смятение души.
Одно понятно - надо жить не смотря ни на что.
То есть видеть, но жить так, словно видишь иное...
Это я уже вернулся к мыслям о государстве.
Какие бы законы ни навязывались, с какой бы дрянью ни сталкивался, а жить надо вне дурных законов и в пренебрежении дрянью, с достоинством.
Достоинства, достоинства терять я не хочу... откуда это? Промелькнуло.

Владимир Каев   15.12.2018 10:24   Заявить о нарушении