Авангардный эксперимент художника Вильямса

Картина «Автопробег» была написана в 1930 году и стала ранним авангардным экспериментом активного члена общества станковистов художника Петра Вильямса. Искусствоведы единодушны в своём мнении. Они считают, что полотно отражает романтическое видение действительности, царившее в Советском Союзе в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

     Первое, что приходит на  память, когда смотришь на полотно, так это знаменитая фраза из «Золотого телёнка»: ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! К слову, свой роман Илья Ильф и Евгений Катаев написали в этот же период. Вполне вероятно, что картина Вильямса в какой-то степени могла могла послужить авторам поводом для написания крылатой цитаты. А быть может, именно роман стал темой для полотна. Получить сегодня точный ответ вряд ли получится…

       Вообще, надо сказать, «Автопробег» в принципе обычная картина. Ничего в ней особенно нет. Ну, подумаешь, по дороге несутся автомобили непонятных моделей! Однако оторваться от неё сразу просто невозможно. Чем долше смотришь, тем больше возникает различных версий. Среди них доминирует обычно такая: мастер решил заглянуть в будущее и показать всем, какие автомобили будут выпускаться на автомобильных предприятиях лет эдак через десять-двадцать.

      Подобная версия имеет полное право на существование. Ведь именно в тридцатые годы проходила модернизация завода им. Лихачёва. Тогда он назывался АМО. В этот период  государством была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). После локализации в 1931 году и запуска первого в СССР конвейера машина была переименован в АМО-3. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5. Правда, на картине  избражены лёгковые автомобили. Однако кто мешал художнику мог помечтать! Опять же, машины изображены на фоне какого-то промышленного объекта, скорее всего цехов предприятия.

Лучшая работа Вильямса

     Перед зрителем предстаёт светлая и пыльная дорога, которая пересекает полотно наискосок. В клубах дыма и пыли по трассе мчатся вытянутые, тяжёлые автомобили. Кстати, сейчас они смотрятся довольно современно. Их форма и некоторая деформированность создают ощущение бешеной скорости, отчаянного движения вперед.

     За гонкой наблюдают сгрудившиеся на обочине дороги зрители. На переднем плане – мальчик, из последних сил удерживающий в узде брыкающегося жеребенка. Видимо, автор желает показать, что скоро лошади исчезнут из жизни, а на дорогах будут носиться стальные «кони»…

    Современники Вильямса считали «Автопробег» одной из его лучших работ. Что не говори, а это полотно выполнено очень динамично и ярко. Более того, глядя на него невольно хочется сесть за руль и погнать свой автомобиль куда-то в светлое будущее.

Американская фамилия деда

     Фамилия «Вильямс» художнику досталась от деда Роберта, американского инженера, который приехал в Россию по приглашению в середине девятнадцатого века да так и остался. Поначалу Пётр, отец которого был учёным, хотел стать медиком. Более того, на короткое время даже был студентом медицинского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Однако стремление к творчеству взяло вверх и он выбрал живопись. В 1919—1924 годах Пётр Вильямс учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как Василий Кандинский, Илья Машков, Константин Коровин, Давид Штеренберг. Затем участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры, а потом и вовсе занял пост директора Музея.

    Во время учёбы он оказался в тесной группе молодых художников, которые потом объединились в общество художников-станковистов (ОСТ), которое в своем уставе провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине». В Обществе, помимо Вильямса, состояли Александр Дейнека, Юрий Пименов, Андрей Гончаров и другие.

      В 1931 году ОСТ распался. И Пётр Вильямс вошёл в творческое объединение «Изобригада». Его члены выдвинули принцип «политического реализма» и стремились воплотить в живописи остроту и напряженность современной жизни.

Театральный художник

     Надо сказать, что Вильямса привлекали в его героях энергия, волёвой напор. Отсюда — несколько нарочито жёсткая живопись его ранних портретов, чёткие контуры, сильные краски, острая поза. Самым ярким тому примером является написанный им на фоне конструктивистских декораций профиль Всеволода Мейерхольда. К этому можно добавить спортивную стойку акробатки на картине «Акробатка» и энергичное движение гребца «Человек в лодке»…. Кстати, моделью для акробатки стала его жена, актриса Анна Соломоновна Ахманицкая.

     Несколько позже он начинает писать легче, но избавиться от почти театральной демонстративности Вильямс так никогда и не смог. Потому-то и остался известен миру как театральный художник. А всё началось в 1934 году. Именно тогда, по заказу МХАТ он сделает декорации и костюмы к инсценировке «Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса. Этот яркий спектакль стал переломным в его судьбе. С того дня его творческая жизнь прежде всего будет связана лишь с театром. Поначалу в его работах  всё же будут преобладать живописные тенденции.  Но потом он отойдёт от них стиль художника окончательно изменится. Он станет рисовать классические архитектурные декорации с портальным обрамлением.

Его «Автопробег» знают все ценители искусства

     Его декорациями был оформлены спектакли «Реклама» Майкла Уоткинса, «Тартюф» Жана-Батиста Мольера, «Травиата» Дж. Верди, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко, «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, «Дон-Кихот» по Мигелю Сервантесу в Театре им. Е. Б. Вахтангова…

     Во время Великой Отечественной войны Вильямса назначат главным художником Большого театра,. И он сумеет создать эмоциональное оформление многих интересных спектаклей. Его работы находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других. Однако для всех нас он прежде всего остался автором знаменитого «Автопробега», картины, которая и сегодня смотрится современно.


Рецензии