Про Димыча

(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

«Говорят, что плывем мы за длинным рублём, – 
Кстати, длинных рублей просто так не добыть, –   
Но мы в море – за морем плывём, 
И ещё - за единственным днём, 
О котором потом не забыть». 
      Владимир Высоцкий. «В день, когда мы,  поддержкой земли заручась...»

Этот «единственный день» из песни Высоцкого лично я понимаю как день, когда ты на море избежал неминуемой смерти, или спас жизнь других людей. Об этом и будет моя следующая история.

С Димычем, так мы звали Диму Захарова, я не виделся целую вечность. Как это часто бывает в наши дни, нашли случайно друг друга в одноклассниках. Или как бы случайно, допускаю, что сайт услужливо подсовывает возможных знакомых для возобновления давних связей.
Действительно обрадовались, тогда это было ещё в диковинку. Приятно было, что можно вот так запросто опять пересечься и возобновить старое знакомство.
Первую встречу совершили на катке, есть такой закрытый каток на бывшем Варшавском вокзале. Каталась, естественно, только моя жена. Мы же с Димычем пили коньяк, как и полагается в таких случаях бывшим выпускникам мореходки. Стыдливо выходя на воздух, «за встречу»… ещё порция воспоминаний, и затем «на закуску» наблюдение за скользящими по льду конькобежцами. « А вот помнишь …» и далее опять выходим на улицу и новый восторженный обмен событиями из жизни друг друга и обсуждение ситуации на текущий момент.
Ещё не успела супруга накататься на своих новых коньках, как мы уже приговорили одну бутылочку и понимали, что это только начало. А предстояло ещё многое обсудить.
Рядом была «Лента», поэтому я смог без проблем войти и прикупить закуски для продолжения «банкета». Жену оставил сторожить Димыча, он не прошёл «фэйс-контроль» и в Ленту его не пустили.  Охрана утверждала, что покупателей в состоянии «не вяжет лыка» пускать в магазин запрещено. Но это не беда – меня-то пустили. Я шустро набрал закуси, но на выходе обнаружил лишь супругу - Димыч куда-то испарился. Прочесав окрестности, мы всё же нашли его, потерянно бредущего к метро.  В результате просто как весёлая компания, «под руки» и маскируя своё опьянение, мы просочились в метрополитен.
Дома сели уже серьёзно и основательно, под мясо, французский бренди и душевный разговор. Надо было детально обсудить горькую историю, в которой Димыч принимал самое непосредственное участие. Речь идёт о спасении экипажа и самой подлодки К-219.
Вслед за Чернобылем это была вторая серьёзная трагедия в 1986 году. Обе они произошли после посещения нашей солнечной системы кометой Галлея (я  писал уже ранее о поверьях касательно комет). Это была тяжёлая утрата подводного стратегического крейсера на боевом дежурстве, вместе с ракетами на борту, с ядерными боеголовками, несколько загубленных человеческих жизней …
Не возьмусь пересказывать или анализировать гибель К-219. Слишком тяжёлая и неоднозначная тема. Есть вина конкретных лиц, есть героизм несчастного матроса Сергея Преминина, вручную заглушившего реактор ценой собственной жизни. Эту историю можно даже в американском фильме «Враждебные воды» увидеть или в нашем документальном «К-219. Последний поход (2006)». В конце концов, почитать в Интернете. Кто только не писал об этом.
Мы же с Димычем возмущенно обсуждали неблагодарное отношение к морякам торгового флота, на которых легла основная часть спасательных работ, работ по буксировке аварийной подлодки, лечению отравленных бойцов и охране района затопления лодки от американцев.
Димыч тогда работал радистом на сухогрузе «Красногвардейск». Вместе со своим начальником радиостанции они вели просто дикий по объему трафик связи. У ребят из ВМФ из-за этой аварии «горела земля», нормальной связи у них не получалось, поэтому легче было спихнуть все проблемы со связью на гражданских. А они уже обеспечивали надёжную и круглосуточную связь с командованием флота и руководством страны.
Но моряки БМП не стали героями: в ленинградском порту их тогда встречали, как обычно. Об аварии на атомной подводной лодке было приказано не говорить даже родным и близким.
С той поры прошли десятки лет.
Активисты из Российского профсоюза моряков и Совета ветеранов БМП направили в адрес тогдашнего президента Медведева обращение с просьбой наградить  отличившихся в октябре 1986 года из числа работников бывшего Балтийского морского пароходства. К списку на награждение к этому обращению был приложен и список моряков-подводников. Однако из Управления наград президента РФ сообщили, что Морской профсоюз и Совет ветеранов не имеют полномочий кого-либо представлять к награждению, а Балтийского морского пароходства вообще больше не существует.
А ответ Министерства обороны и вовсе всех удивил: «Главное командование ВМФ сведениями о действиях (отличиях) экипажей судов Балтийского морского пароходства «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев» по спасению моряков АПЛ «К-219» не располагает»!
За этими возмущениями и обсуждениями мы приговорили и бренди. Потом ностальгически вспоминали, как будучи ещё курсантами, монтировали музыкальную запись для спектакля «Мореходка миллион лет до нашей эры». Тогда отличилась Димина техника звукозаписи. Именно на ней мы и делали этот наш мюзикл. Фонограммы писали на магнитофон "Орбита" с проигрывателя "Вега". Димин папа тогда увлекался дисками, и мы их использовали в своих режиссерских целях, выбирая всё самое подходящее.  Оставить гостя ночевать у себя нам так и не удалось. Герой балтиец в результате был усажен в троллейбус и отправлен домой.
Восстановление справедливости, как следствие тех наших возмущений в окружающее пространство, всё же произошло. Через несколько лет после нашей первой встречи, состоялось-таки награждение и моему товарищу Диме Захарову, вместе с остальными отличившимися, дали заслуженную медаль за вклад в спасение терпящих бедствие наших советских военных моряков. Он ведь не гордый, он согласен на медаль…
Вручение наград состоялось в Морском корпусе Петра Великого. Присутствовавшие на торжестве военные моряки и подводники приветствовали экипаж теплохода «Красногвардейск» стоя.


Рецензии