Смелый поэт скорости. Харитон Славороссов
Подвиги во Франции
Его имя гремело в России, Польше, Италии, Франции, всюду, где он демонстрировал свое высочайшее искусство управления самолетом. Уже до войны Харитон Славороссов считался летчиком мирового класса. Входил в узкий круг авиаторов, летавших «вниз головой», то есть исполняющих «петлю Нестерова». Он первым в мире сделал трюк с пролетом под мостом (тот, что спустя годы прославил Чкалова). Это было в 1912 году в Польше, на Висле. Неоднократно побеждал на популярных в те годы летных соревнованиях в различных европейских городах, участвовал в публичных выставочных полетах, установил несколько рекордов.
Когда началась война, Харитон Славороссов добровольцем вступил во французскую армию. В октябре 1914 года он совершил подвиг, о котором говорила вся Франция. Выполняя очередное боевое задание, русский летчик заметил, что из вражеского тыла к линии фронта приближается французский самолет «Блерио». Аэроплан был явно поврежден – клевал носом, кренился, терял высоту. В конце концов, он сел, но на нейтральной полосе, рядом с позициями немцев. Славороссов, не колеблясь ни на секунду, садит свой самолет на поле боя, под шквальным огнем вытаскивает из разрушенной машины раненого летчика и вместе с ним успевает взлететь до того момента, когда ринувшийся неприятель успел достичь места крушения.
Раненым летчиком оказался известный во Франции человек – сенатор Реймон, возвращавшийся с ценными разведывательными сведениями. Позже французские газеты написали: «Военная Медаль русскому летчику Славороссову. Благодаря его мужеству сенатор был спасен и доставлен в госпиталь. Командующий армией благодарил русского летчика Славороссова и наградил его высшей наградой – Военной Медалью, которую снял со своей груди…»
Сохранилась выписка из приказа по французской армии: «Славороссов, русский пилот, вступивший добровольцем во время войны, отличается своим стремлением всегда принимать участие во всех самых сложных заданиях. Начиная с августа 1914 года выполнил в интересах армии несколько очень важных разведывательных полетов в глубокий тыл противника. Непрестанно подает наилучшие примеры храбрости, энергичности, хладнокровия, беззаветной преданности. Награды: Военная Медаль за боевые подвиги, Военный Крест».
За одной партой с Камовым
Спустя почти четыре года, когда Первая мировая война была на исходе, а Россия, захваченная революционными бурями, в ней уже не участвовала, Харитон Славороссов оказался в Томске и стал студентом механического отделения Томского технологического института. Как это произошло – об этом отдельная история.
О том, что знаменитый русский летчик учился в ТТИ, можно узнать из книги писателя Юрия Гальперина «Воздушный казак Вердена», вышедшей в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия». В ней об этом отрезке времени, правда, сказано чуть-чуть. В 1915 году Славороссов вернулся в Россию, в Петербург, для помощи русским боевым авиаторам. Вскоре женился. Его избранницей оказалась девушка из Томска Татьяна Грацианова, дочь известного томского врача и общественного деятеля Александра Алексеевича Грацианова (того самого, в чьей усадьбе, расположенной рядом с корпусами ТПУ, размещается сегодня Дом приемов Томской области). В 1916 году родился сын Алексей. Тесть еще до революционных событий настойчиво звал семью Славороссовых к себе в Томск, где было спокойнее, получше с продуктами, а главное – Харитону можно было, наконец, получить хорошее образование, он ведь даже ремесленного училища не закончил. В начале 1918 года служба у Славороссова в связи с революцией завершилась и он выехал в Сибирь.
Подробностей об учебе Славороссова в Томском технологическом институте Гальперин в своей книге не сообщает. Пишет только: «Его (Славороссова) соседом по аудитории оказался весьма толковый юноша — Николай Камов, увлекавшийся авиацией. Он с готовностью помогал Харитону, понятно, имевшему много серьезных пробелов в образовании. Славороссов же «платит» ему посвящением в тайны воздушной стихии. Может быть, не без его влияния утвердился Камов на авиационной стезе, став впоследствии известным советским конструктором вертолетов».
Когда в конце 1919 года Томск занимают красные, Харитон вступает добровольцем в 5-ю армию. Но служит там недолго. Вскоре в штаб армии поступает телеграмма: «Красвоенлета Славороссова откомандировать в распоряжение Главвоздухофлота...». Харитон уезжает в Москву и получает направление на продолжение учебы в только что организованном институте Красного воздушного флота (ставшим впоследствии Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е.Жуковского).
Дальнейшая судьба Харитона Славороссова сложилась и ярко, и трагически. После окончания академии он работал в гражданской авиации, занимался изысканиями новых линий для гражданских самолетов, строительством аэродромов. Был одним из организаторов Добролета (предшественника Аэрофлота), преподавал в Московском авиационном институте. В декабре 1930 года его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу… французской разведки. Приговор – десять лет лагерей. В 1941 году семье пришло извещение о его смерти, обстоятельства которой остаются неизвестными до сих пор.
Подробности от внучки
Хотелось бы, конечно, узнать больше подробностей о жизни Харитона Славороссова в период его учебы в Томском технологическом институте. В открытых источниках – только пересказ истории Гальперина. Но Интернет – великая штука. Отыскивая материалы о жизни летчика, я обнаружил, что в Подмосковье живет и работает в детской библиотеке внучка знаменитого авиатора Евгения Алексеевна Славороссова. Связался с ней по телефону. Попросил прояснить томские фрагменты биографии деда и тотчас же получил ответы на многие вопросы.
Ну вот, например, про обстоятельства женитьбы Харитона. Оказывается, его жена Татьяна – дочь Александра Алексеевича Грацианова и его первой супруги Марии Петровны. Мария Петровна рано увлеклась революционной деятельностью, дружила с Сергеем Костриковым (более известным по партийному псевдониму Киров). Другой революционер, Викентий Гутовский (псевдоним: Евгений Маевский), увел ее от мужа и вскоре они вместе уехали в Париж, любимое место русских бунтарей. Дочка осталась на попечении отца. В Россию Мария Петровна вернулась в годы Первой мировой войны и Татьяна, окончившая в Томске гимназию, переехала к матери. В доме, где они жили, поселился приехавший из Франции Славороссов. Время от времени он заходил в квартиру Маевских позвонить по телефону. Там он и познакомился с Татьяной…
«В Томске, - сообщает далее Евгения Славороссова, - Харитон сдал экзамены за реальное училище и поступил на мехмат Томского технологического института. Чтобы кормить семью, он поступил на службу в городское управление в качестве управляющего домом Болотовой. В институте Харитон сидел на одной скамье с Николаем Камовым, работая с ним на пару. Общался со студенткой Надеждой Леонидовной Неслуховской. Был председателем авиакружка при технологическом институте. Делал общие доклады об авиации как в технологическом институте, так и в университете. Общался Харитон с профессором университета Алексеем Александровичем Гвоздевым, бывал у профессора физики Бориса Петровича Вейнберга. Общался с четой студентов университета Константином и Марией Варшавскими и Павлом Евгеньевичем Генерозовым. Потом Славороссов был переведён в институт Красного Воздушного флота, преобразованного в академию».
Эти сведения Евгения Алексеевна почерпнула из хранящейся у нее автобиографии Харитона Славороссова.
Несколько слов о судьбе семьи авиатора. Татьяна Александровна после ареста мужа была выслана из Москвы и после скитаний по разным городам обосновалась в Пятигорске. Умерла в 1982 году. Их сын, Алексей Харитонович, окончив Ленинградский горный институт, стал известным специалистом в маркшейдерском деле. Работал на золотых приисках Колымы и в Средней Азии. Во время Великой Отечественной войны был направлен на восстановление и строительство шахт Донбасса, где трудился главным маркшейдером. Много лет работал научным редактором в издательстве «Недра», затем главным редактором журнала «Основания, фундаменты и механика грунтов, перепечатываемого в США. Автор многих книг и учебных пособий по маркшейдерии, в том числе научно-популярной книги «Штурманы подземных горизонтов» и книги об основателе «геометрии недр» П.К.Соболевском (профессоре Томского технологического института, между прочим). Литераторами стали внуки Харитона Славороссова – Аркадий и Евгения Славоросовы. Аркадий – известный российский поэт, автор текстов многих эстрадных шлягеров, которые исполняли известные наши певцы и певицы, в числе которых А. Пугачева, Т. Буланова, А. Апина, Н. Ветлицкая, И. Салтыкова, К. Орбакайте, А. Барыкин, Ф. Киркоров, Валерия. Его перу принадлежат, например, тексты известных песен «Ясный мой свет», «Электричка», «Серые глаза», «Джамайка», «Обычные дела», «Все, что им нужно — любовь» и др. Евгения - автор книги стихов «Утренний поезд», публиковалась в «Новом мире» и других «толстых» журналах, написала несколько сказочных повестей для детей.
Отрывком из ее стихотворения, посвященного деду, завершаю рассказ о герое Первой мировой.
Мой незнакомый дед,
Мой предок легендарный,
Завидую судьбе
Твоей неблагодарной.
Не отыскать морщин
На пожелтевшем фото.
О, лучший из мужчин, —
Икар — дитя полета.
И ахала толпа,
Крестился люд, толкуя,
И капал пот со лба.
И рвался крик, ликуя.
Бесстрашный ангел мой,
В бензине и мазуте,
От пошлости земной
Ты поднялся до сути.
Молитву сотвори
За дерзостного брата.
Живой метеорит,
Душа огнем объята…
Ты в небесах пари,
Будь в вечности как дома,
Мой Сент-Экзюпери,
Мой предок незнакомый…
Свидетельство о публикации №218121400475