23 февраля 1975 года

В моей памяти до мельчайших подробностей сохранилось празднования двух дней 23 февраля – в 1975 и в 1989 годах. Как известно, в советское время это был  рабочий день, в конце которого женщины обычно поздравляли мужчин. Праздник тогда назывался День Советской армии и Военно-морского флота.  За полгода до описываемых событий я уволился в запас, прослужив три года начальником медицинской службы подводной лодки Краснознаменного Тихоокеанского флота. Уволился без права ношения военной формы, но все же оставил себе на память парадную форму,  черный плащ,  фуражку, пилотку  и кортик. Последний я должен был сдать как холодного оружие, но я его «потерял». Заплатил за «утерю» двойную стоимость кортика, и стал обладателем настоящего военно-морского кортика, которому завидовали все молодые офицеры нашей лодки.  Все они заканчивали военно-морские училища, после окончания которых им выдали кортики с символикой Советской армии. Эти кортики по инициативе Министра обороны маршала Гречко наделали в большом количестве, но они не прижились в армии, и их стали выдавать выпускникам военно-морских училищ. А я получил форму и все военные атрибуты на вещевом складе КТОФ во Владивостоке, и мне выдали настоящий военно-морской кортик. 

Теперь хочу немного рассказать о форме, которую носили на флоте. Я в свое время купил справочник, в котором были рисунки всей военной формы, кокард, погонов всех родов войск в Советской армии и в ВМФ.  Этот справочник со временем стал очень популярен и моих сыновей и их друзей, которые рассматривали его от корки до корки. В те годы выпускалось немало подобных справочников. Например, у меня были альбом, в котором описывалось все вооружение  времен Великой Отечественной войны – стрелковое и артиллерийское, танки, самолеты, корабли и подводные лодки.  Были хорошие рисунки и соответствующие подписи. Для ребят это был первый этап подготовки к военной службе.

Коль я заговорил о справочниках, добавлю, что издавались справочники и по вооружениям стран НАТО и Варшавского договора.  Меня больше интересовал флот, вот я и купил такой справочник. Но в нем можно было прочитать о флотах США, Англии, Франции и других стран НАТО, о флотах Польши, Болгарии, Румынии, но ничего не было о советских кораблях и подводных лодках. Но потом мне попался справочник из Польши, где я вычитал все технические параметры кораблей нашего Военно-морского флота.

Но я отвлекся от описания формы. Я не буду касаться формы Советской армии, во всех родах войск она отличается. А опишу ту форму, которую носили офицеры военно-морского флота. Сразу скажу, что форма в ВМФ была более функциональная, чем в СА, особенно у личного состава – матросов и старшин. У них был бушлат, который можно было носить в прохладное, но еще не холодное время года. А у солдат на такое время была только шинель, и они в ней парились, если становилось чуть теплее. У офицеров была форма парадная и повседневная, а также рабочая. К парадной форме относились форма № 1 (белая парадная тужурка, белые брюки, фуражка с белым верхом и белая рубашка с черным галстуком), форма № 2 ( то же самое, только брюки черные), форма № 3 (черная тужурка с якорями и листьями на отворотах, черные брюки, белая рубашка с черным галстуком, фуражка с черным верхом. Непременным атрибутом на парадной фуражке были украшения на козырьке в виде гирлянды листьев. Парадную форму дополнял  кортик на широком парадном поясе под цвет золота.  У строевых офицеров – штурманов,  торпедистов, механиков  и т.д. шитье на  форме было желтого цвета, под золото, такими же желтыми были и погоны. Помните, как называли офицеров в гражданскую войну? Верно, золотопогонниками. Погоды вернулись в Красную Армию в 1943 году. Я не относился к строевым офицерам, поэтому шитье на парадной форме было серебристым. Такими же серебристыми были и погоны с малиновым просветом и эмблемой медслужбы (чаша со змеей) на парадной форме.

Далее по нумерации шла повседневная форма – черная тужурка (так на флоте называлась одежда по типу пиджака), кремовая рубашка, черный галстук. К рабочей форме относился китель со стоячим воротником, самая любимая мной форма одежды. На стоячий воротник строго по канту пришивалась полоска белой материи на тонкой мягкой проволоке с оплеткой, и это выглядело очень красиво и практично. На подворотнички шли старые белые простыни, их рвали на полоски, и, проходив один день, выбрасывали, не заморачиваясь со стиркой подворотничков. Позже в качестве рабочей одежды появились синие хлопчатобумажные курточки, которые одевались на кремовую рубашку, а во время выходов в море прямо на тельняшку.  Головной убор  с такой формой одежды – пилотка с белой окантовкой и кокардой, которую моряки называли крабом.   На повседневной форме погоны были черные, лишь просветы в зависимости от того, строевой офицер или нет, были золотистые или серебристые.

В первый год моей службы появился кроме шинели еще и плащ. В первое время  промышленность не успевала шить такие плащи, поэтому нам выдали отрезы материала, и мы заказывали пошив плащей в мастерских индивидуально. К этому времени у меня уже появился блат среди мичманов на складах разнообразного довольствия – вещевых, продуктовых.  Поэтому мне выдали материал, из которого шьют плащи для старших офицеров, хотя, если бы я захотел, дали бы материал,  предназначенный для высших. Но я проявил скромность. Во Владивостоке офицеры уже щеголяли в таких плащах, которые носятся с белым кашне, а в Хабаровске их еще не было. И когда я весной прилетел в таком плаще на кратковременную побывку к своей семье в Хабаровск, в аэропорту меня остановил военный патруль с базы КАФ за нарушение формы одежды. Пришлось просветить начальника патруля на счет нововведения.
 
Особым шиком считалась пошитая по заказу фуражка с большим, натянутым верхом. Обычно их шили две – с черным верхом и с белым - на лето. И к такой фуражке очень шла другая кокарда, являющаяся комбинацией кокарды гражданских моряков (она не была металлической, а  была вроде шитья на подкладке), в центр которой помещали сердцевину от военно-морской кокарды – якорь и звезду.  Через год службы такую фуражку с черным верхом пошил и я себе. А вот фуражку с белым верхом оставил себе прежнюю. Белый чехол на неё можно было простирнуть каждый день, прямо мокрый натянуть на  фуражку.

Всякая офицерская фуражка состоит из нескольких частей. Самая верхняя часть – тулья, по краю которого идет белая полоска, которая называется выпушка тульи. Затем охватывает голову околыш, к которому прикреплен козырек, у младших офицеров он совершенно чистый,  у старших офицеров, начиная с капитана 3 ранг,  на козырьке появляется  полоска листьев, как на парадной фуражке.  К околышу на пуговичках крепится подбородный ремешок. У младших и средних офицеров он сделан из кожзаменителя, у высших, начиная с капитана 1 ранга – витой.  Над козырьком крепится кокарда. Она обычно чуть больше, чем высота околыша, и заходит на тулью.

Черную форму носят не только офицеры военно-морского флота. Различить можно по галунам на рукавах форменных тужурок или кителей.  Одна средней ширины полоска – младший лейтенант. Одна средняя и одна узкая – лейтенант. У старшего лейтенанта – две средней ширины полоски, у капитан-лейтенанта добавляется еще одна узкая полоска. Далее идут старшие офицеры, у которых только средней ширины полоски на рукавах – капитан 3 ранга – 3 полоски, капитан 2 ранга – четыре. А капитан первого ранга относится к высшем офицерам и у него одна широкая полоска. У адмиралов к широкой полоске добавляются средней ширины полоски и звезды. Но увидеть сейчас живого адмирала – большая редкость, так что не будем о них говорить.

По галунам можно отличить офицера в черной форме, относится ли он к плавсоставу, или нет. Ведь всякие интенданты, финансисты  юристы, доктора, другие специалисты на флоте тоже одеты в военно-морскую форму, но у них нет галунов на рукавах.  И звания у них, как у военнослужащих Советской армии. Например, вместо капитан-лейтенанта – просто капитан, вместо капитанов 3, 2 и 1 ранга – майор, подполковник и полковник. Высшие чины тоже не являются адмиралами, а генералами, у которых есть на брюках красная полоса, которой нет у адмиралов.

Вообще в Хабаровске военно-морские офицеры не являлись большой редкостью, но и не встречались на каждом шагу. Разве что в Краснофлотском районе города, на базе КАФ их было много. Так что когда я во время отпуска ходил в форме по улицам центральной части города, на меня обращали внимание прохожие. А вот Владивостоке военных как моряков, так и офицеров пруд пруди, не успеваешь честь отдавать.

Рассказав вкратце о форме одежды у военно-морских офицеров, лишь добавляю, что парадную форму офицер может одевать считанное число раз – на Новый год, на 23 февраля, 1 мая, 9 мая, день ВМФ в последнее воскресенье июля, и на 7 ноября. Ну и на торжества с гарнизоне, т.е. на береговой базе. Так что истрепать парадную форму при такой носке невозможно.  Любая форма украшает мужчину, недаром все русские цари старались появляться на людях в военной форме. Так что, когда я попал работать в стены городской больницы № 11 города Хабаровска, я решил появиться на работе 23 февраля в своей парадной форме. Скрыть до времени свою парадную тужурку под верхним пальто не составило труда, кортик лежал у меня в портфеле, а в белой рубашке и черном галстуке я уже не раз приходил.  Тем более что на работе ходил в белом халате.  Когда закончился рабочий день, часть персонала ушла домой, остались лишь врачи и дежурный рентгенолаборант. Моя заведующая отделением Людмила Станиславовна Лазаркевич и мой коллега Станислав Богданович Янишевский пошли в актовый зал, который располагался в подвале, куда собирали персонал больницы поздравить мужчин. Я специально замешкался, пообещав подойти попозже. На глазах дежурного лаборанта, у которой глаза вылезли на лоб, облачился в парадную форму, нацепил кортик к поясу, и пошел в подвал.
 
Попадающиеся мне сотрудники больницы с удивлением смотрели на меня. Я не был в то время широко известен в больнице. Хотя я работал уже почти полгода, но в этот срок вошла четырехмесячная первичная специализация по рентгенологии, да и работал я в основном в темном кабинете. Вот и удивлял персонал больницы своим появлением в черной парадной форме.

Когда я вошел в актовый зал, присутствующие удивленно загалдели. Моя заведующая, которая знала, что я служил на флоте, тоже никогда не видела меня в таком обличье, и когда я сел рядом с ней, промолвила: «Ну, Константиныч, удивил».  Когда профсоюзный лидер нашей больницы Роза Александровна Хан поздравила всех мужчин больницы с праздником, а потом стала вручать подарки тем их них, кто реально служил в Советской армии и на флоте. Мы выходили к столу президиума, чтобы получить сувениры, и на фоне мужчин в белых халатах или без оных, в цивильной одежде, я в парадной форме военно-морского офицера выглядел очень выигрышно.

Когда мероприятие закончилось,  и мы возвращались в рентгенкабинет, многие хотели посмотреть мой кортик. Но он имеет секрет, и без нажатия на кнопку вытащить кортик из ножен невозможно.  Все удивлялись острию кончика этого колющего оружия, и сетовали, что разрезать рыбу кортиком невозможно. На следующий день молодые сестрички под разными предлогами приходили посмотреть на молодого врача-рентгенолога, которого они не увидели в парадной форме, но о котором им прожужжали все уши те, кто был накануне на торжественном мероприятии в честь 23 февраля – Дня Советской армии и Военно-морского флота. Так я стал известен всей больнице как врач, реально служивший на подводной лодке.

Потом я снова надевал парадный мундир на 23 февраля и День Военно-Морского флота, который отмечался в последнее воскресенье июля. Но если на 23 февраля меня могли в такой форме увидеть только сотрудники больницы, то летом я в парадной форме ходил на набережную Амура, где этот праздник отмечался весьма широко. Об этом можно почитать в этом рассказе. http://www.proza.ru/2018/07/28/390. 

Потом была работа в краевой клинической больнице главным рентгенологом края, но не долго, всего полтора года, но на это время пришелся один день 23 февраля, и я снова появился в парадной форме.  А как я пришел в такой же форме в этот праздничный день в краевой отдел здравоохранения, есть отдельное повествование. http://www.proza.ru/2017/03/17/529


Рецензии
Я в восторге! Молодец, Александр! Надо всегда помнить, где был, что делал, как служил и кто был твоим другом! Представляю ситуацию, когда ты заходишь в зал и все разом ахнули! Ну, как в такого не влюбится? Тебе бы ещё приобрести одно увлечение, по изготовлению ретро формы военных моряков. С руками бы отрывали себе на память. А если тебе всё одеть на 23 февраля 2019 года и выйти в люди, какой бы фурор произвёл на окружающих! А почему мне кортик не показал? Но, зато твою фуражку я держала в руках и видела, как ты её надевал! Всего тебе хорошего, мой друг!

Галина Егорова Коршунова   15.12.2018 07:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.