О гормонах счастья

               
Деда, поспешай, а то все места в зале займут, и снова придется весь концерт стоять в проходе и стену подпирать. Внучата правы.  Нужно спешить. У нас в селе не просто уважают, а любят  смотреть и слушать своих артистов, и здесь афиша больше для порядка, чем для приглашения.

Многие работники учхоза, школы, сельсовета и их дети считают  сельский Дом культуры своим намоленным храмом -  вторым домом, куда они сами пришли или куда их привели, где они многие годы раскрывают свои таланты в художественных кружках и ансамблях и радуют всех жителей села выступлениями, особенно своих родных и близких.

Поэтому гул громких аплодисментов и возгласов одобрения долго не смолкают  и сопровождают все номера, а присутствующие в зале прямо-таки заряжаются  «гормонами счастья» - доброй чувственной энергией, которая волшебным водопадом изливается со сцены.  Как это облегчает душу и как это придает новые силы и мобилизует энергию на добрые дела!   

Вы спрашиваете, почему у самодеятельных артистов  все хорошо   получается и почему их хочется видеть и слушать?

Да потому, что они искренне раскрывают свою душу навстречу людям.  И они действительно  талантливо выступают, потому что  с ними работают профессиональные наставники.

В Рамзайском Доме культуры уже много лет  работает талантливый художественный руководитель Малюгина Любовь Ивановна. Уверен, что  к ее челу прикоснулся сам Всевысший, поэтому она пишет душевные стихи, песни, и как композитор создает красивые мелодии, а как режиссер и худрук ставит песенно-танцевальные постановки концертных программ, идущие на «бис».   

Стихи Малюгиной Л.И. заставляют задуматься о нашей жизни, а так же и о том, как сделать ее лучше.  Ее стихи хочется читать и читать. Они наполнены душевной лиричностью, патриотическими чувствами и от них льется родниковая свежесть мысли. 

Поэтому наши дети и взрослые труженики села после рабочих смен и учебы в школе и даже из детского садика спешат в клуб на репетиции, чтобы  развивать свой артистический дар и радовать своих поклонников, а после концертов счастливыми и окрыленными возвращаться домой.  А в нас, зрителях,  еще  долго звучат слова и музыка на стихи нашей Рамзайской поэтессы Малюгиной Любовь Ивановны. 

 Любовь Ивановна, несмотря на свой уже весьма почтенный возраст и сегодня продолжает всех заряжать своей задорной энергией и является художественным руководителем сразу нескольких творческих коллективов: «Родничок»,  «Степ», «Родные напевы», «Казачка», «Очарование», «Сударушка,  «Рамзайские девчата».

Многие годы в клубе кипит работа,  и  помимо хора и танцевальных групп работали театральная студия и агитбригада «Юность». В ДК проводились интересные мероприятия:  «А ну-ка, девушки»,  «А ну-ка, парни»,  «Давайте познакомимся»,
«За чашкой чая» и другие.

Солистами были и являются Татьяна Хлевная,  Ольга Ларина, Елена Тетеркина, Александра Ротанина, Татьяна Артемьева, Татьяна Рыжова, Алина Артемьева,  Светлана Малюгина, Наталья Мурашкина, Владимир Алексеев со своей гитарой и Александр Фролов со своей гармонью, которые продолжают петь и радовать зрителей. 

Дорогие внучата, а сейчас несколько добрых слов признательности и любви к творчеству Малюгиной Любовь Ивановны.  Сама Любовь Ивановна  считает, что  стихи и пение -  это ее страсть, как и игра на баяне, который в ее руках звучит, как целый оркестр и своим звучанием заполняет весь зал! 

Поверьте на слово, у хороших людей так бывает.  Они объединяют вокруг себя творческих людей разных возрастов, которым очень хотелось петь,  профессионально танцевать и радоваться жизни!

Как худрук, она со своими коллегами талантливо организует в Доме культуры  проведение тематических встреч и вечеров, концертов и участие в фестивалях и конкурсах самого разного уровня, где  рамзайские артисты с гордостью воспевают Отчизну и свою малую родину село Рамзай -  в стихах, песнях и танцах.

У меня давно возникло желание поближе познакомить  своих внучат с Любовь Ивановной в обычной обстановке. Поэтому в один из дней недели я повел внучат в Дом культуры и там мы неожиданно столкнулись с главой Мокшанского района Тихомировым Н.Н, который специально приехал, чтобы проверить ход проведения ремонтных работ на строительном объекте (а я, как председатель Совета общественности села Рамзай, также в «руководящей обойме» сельсовета).  Это была прекрасная экскурсия  для моих внучат, где они  увидели, как обновляются объекты по программе капитального ремонта на селе.

На тот момент в Доме культуры капитально отремонтированы были кровля, наружные стены утеплены минплитой и произведена их покраска фасадной краской, заменены все деревянные оконные блоки на современные пластиковые окна, заменена вся электропроводка, пусковая аппаратура в электрических шкафах и произведен монтаж новых потолочных светильников и  на 90%  проведены отделочные работы (все стены внутри здания выкрашены и произведен ремонт сцены) ,   осталось установить новые двери. По периметру здания уложен на отмостку новый асфальт и ведутся работы по созданию красивого входа в ДК с лестничной площадкой и надежным навесом.

При  обходе всех помещений культурного центра мы неожиданно столкнулись и с «легендой Рамзая», запорошенной строительной пылью, которая натруженно тащила (не несла, а именно, тащила) носилки с мусором вместе с руководителем танцевальных групп Мурашкиной Натальей.  Увидев нас,  Любовь Ивановна, улыбнулась и сказала, что весь творческий коллектив ДК вместе с директором Суховой Н.А. уже пятый месяц помогает строителям, чтобы быстрее завершить ремонт и приступить к репетициям по подготовке к новогодним праздникам  в обновленном Доме культуре.

Так состоялось личное  знакомство моих  внучат с легендой  Рамзая.
И, как они отметили после встречи, какая Любовь Ивановна милая и приветливая, как наша бабушка!

Помимо работы в ДК, Любовь Ивановна, имея профессиональное музыкальное и хореографическое образование, много лет была учителем музыки в Рамзайской средней школе (с 1983 года), руководила хором,  детскими ансамблями и танцевальными группами. Разработала и написала учебную программу «Музыкальный фольклор в школе», которая стала  методическим пособием для учреждений образования всей Пензенской области.

Работая в школе с детьми, Малюгина Л.И, состоялась не только как профессиональный педагог, но и  как поэт и композитор. Она является  автором  Гимна  Рамзайской  школы   им. М.Н. Загоскина.

Школьный Гимн Малюгиной объединяет и сплачивает учащихся. Разве могут кого-то оставить равнодушными прекрасная мелодия и такие душевные слова, которые переносят нас в школьные годы:

Звучи, наш гимн, в честь нашей милой школы!
Живи и здравствуй долгие года!
Звучи всегда, как наш звонок веселый,
Сроднил он нас со школой навсегда!

Отныне наша школа именная,
Ей звание Загоскина дано!
И радости своей мы не скрываем,
Что этого мы ждали так давно!

Ведь здесь нам счастье выпало учиться!
И здесь впервые стали мы читать!
Рамзайской школой можем мы гордиться,
И лучше нашей школы не сыскать!

Учителей своих мы прославляем,
Путевку в жизнь ведь нам они дают!
И перед ними голову склоняем:
Родные наши! Мы ваш ценим труд!

Как быстро годы школьные проходят,
Пусть эти годы вовсе не легки!
Родная школа! Из тебя выходят
Прекрасные твои выпускники!

Куда бы нас судьба ни забросала,
Любовь к тебе в сердцах мы сохраним!
Хотим, чтоб ты, родная школа, знала:
Мы все гордимся именем твоим!

Дорогие внучата, вы спрашиваете:
- Почему наш народ так любит песни  и праздники?  Отвечаю, не только наш народ, все люди мира любят песни и праздники. Не случайно бытует как афоризм выражение, что «народу требуется больше хлеба и зрелищ».

Ученые доказали, что пение усиливает у людей выработку гормонов счастья (эндорфинов), которые улучшают настроение, повышают жизненный тонус, помогают избавляться от стресса и продлевают жизнь человека.

А гортань человека нередко называют вторым сердцем, потому как при пении вибрации голоса благотворно влияют на все внутренние органы. Различные колебания голоса стимулируют кровообращение: низкие частоты увеличивают циркуляцию в венах и артериях, а высокие – в капиллярах.

Когда я был в таком же возрасте, как и вы, то даже не подозревал о научных исследованиях влияния пения на самочувствие человека. Я тогда просто любил петь и декларировать запавшие в душу песни и стихи, а точнее «горланил»  их во всю мощь своих легких. Как говорили соседи родителям, чудил на всю деревню, чтобы слышали все, как мне на душе хорошо, когда шел в школу или по другим делам, меня  не смущало, что шумлю не по делу.  Это было естественное природное состояние ребенка, который ищет общения и по-пацански сообщает всем, что открыт для всевозможных контактов.

Возможно, поэтому, когда исполнилось 11 лет, отец подарил мне гармонь. И  я с друзьями, у которых уже были гармони на улице,  часто соревновались в красоте и скорости клавишных переборов и задорно играли «цыганочку», «барыню», а дети прыгали вокруг нас, изображая задорный танец после коллективной игры в лапту.

Мы всей улицей росли, как единая семья.  Вот за это чувство общности при любых обстоятельствах я и люблю село, где все мы соседи. Как водится на Руси, соседи -  это самая близкая родня!  Поэтому  все мы почтительно здороваемся и желаем всем доброго здравия, даже порою и не зная близко друг друга.

Сегодня у Любовь Ивановны в ДК  пением и танцами  занимаются и стар и  млад.
И, слава Богу, молодежь начинает понимать, что танцы и пение намного интереснее переписки в соцсетях, а пожилые, благодаря пению продлевают свою активную и интересную жизнь. А ее стихи – это лекарство от всех болезней, это поэтический бальзам, укрепляющий душу человека! 

Давайте и мы всей своей душой окунемся в ее поэтические грезы, в которых как в калейдоскопе увидим наши российские просторы, свершения и подвиги поколений, читая «Поэму о Рамзае»:

Край мой песенный,
Край соловьиный,
Край березовых рощ, тополей!
Пусть звенят вечно песни любимые
На просторах рамзайских полей.

Здесь такая вода родниковая,
А какой здесь простор голубой!
Ты сторонка моя васильковая,
Я навеки сроднилась с тобой!

Как после этих поэтических слов не заглянуть в Атлас Мира и не зайти в Интернет и узнать, что село Рамзай, как сторожевой острог был основан в 1678 году под названием Рамзай от набегов кочевников финно-угорских племен (меря, мурома, мордва) тюрские (татары, печенеги, половцы).

Само слово Рамзай происходит от угро-финского, где «ра» - вода, «мза» - родниковая. Геологи утверждают, что практически через каждые 300 метров бьют на поверхность «жилы», выбивая из земных глубин  массу воды, которые питают речки Рамзайку и Пензятку. Геологи так же разведали, что  глубоко под Рамзаем имеется огромная «линза», заполненная артезианской водой и по объему она, как «Сурское море»,  а по питьевой ценности, как наш священный Байкал!

В интернете и другие мнения ученых, что топоним Рамзай все-таки происходит от тюрского имени Рамзи, что в переводе с арабского означает "имеющий метку, знак, символ". Вторая часть от тюрского имени "ай" имеет значение: "красивый, ценный, святой, чистый, счастливый и др." У фино-угров вода и родник звучат: вода - это "ведь", родник - "лисьмапря".

Ученые продолжают спорить, а нам, жителям приятно осознавать, что имя Рамзай вошло в анналы всемирной истории, как "позывной" и как "псевдоним" легендарного советского разведчика Рихорда Зорге! Как легко и вольно здесь дышится, читаем дальше:

Взгляни на эту красоту:
Забьется радостно сердечко.
Деревья, чуть качаясь на ветру,
Склоняются над Старой Речкой.

Природа девственно чиста,
Здесь дышится легко и вольно!
О, как же я люблю родные места,
Их так люблю, что сердцу больно!

Как мы видим, Рамзай расположен в самом центре России, в Среднем Поволжье, территориально он находится в 15 км от областного центра города Пензы и в 2 км от железнодорожной станции Рамзай, на автотрассе М5 (Москва-Самара - Челябинск). 

Земная поверхность, где расположен Рамзай,  представляет  собой сказочно красивую холмистую равнину: с многочисленными оврагами, балками, пригорками, холмами, горами и лесными дубравами. Здесь климат умеренно-континентальный, где зима умеренно -  холодная со средней температурой минус 12,2 градуса, а лето умеренно – жаркое со средней температурой плюс 19,8 градуса.  Поэтому с такой душевной теплотой и звучат эти строки в поэме:
 
Край этот буду вечно воспевать,
Милей земли я в жизни не встречала!
Мне хочется потомкам рассказать,
Откуда наш Рамзай берет начало!

Рамзай возник давно. Как острожочек малый
И царский был указ: «Должны здесь люди жить!»
Они в районе Заградного вала
Границы русские помогут сторожить!

Никто не смел ослушатся указа:
России все на верность присягали,
Не дожидаясь царского приказа,
Сюда съезжаться люди стали.

Для защиты съезжающихся людей и юго-восточных границ русского государства от набегов кочевников здесь строились крепости, валы и засеки. С этой целью и был воздвигнут сторожевой вал, который протянулся от Пензы через Рамзай, Мокшан и дальше до Тамбова. Так метр за метром  строили  наши  предки  защитную  «стену» - вал, как "противотанковый" ров с закопанными и заостренными концами бревен, чтобы не могла пройти вражеская конница. О родниковом крае звучат замечательные слова поэмы:

Природа девственного края
Свои объятья всем раскрыла.
Ну, а водица ключевая,
Людей с дороги напоила!

Здесь было столько родников,
Такого чуда люди не видали!
И по совету мудрых стариков
Рамзаем этот  край назвали!

Федеральная дорога М5, как бы рассекает Рамзай на две части.  Всех путников Рамзай гостеприимно встречает огромным «Чайником», из которого журчащим потоком истекает родниковая вода -  это знаменитый на всю Россию родник «Чайник» своей вкусной и холодной водой.

Наиболее старым родником в Рамзае ,  «мудрецом», считается родник «Песочный». Он также дает множество воды и питает речки Рамзайку и Пензятку. Есть и такие в Рамзае родники, как «Под горой», «Под лункой», «Под березами» «Холодные родники». Всего в Рамзае и его окрестностях  десятки  родников, у которых своя история, своя участь и своя судьба.  Все они являются удивительным природным явлением, украшением нашего родного края, его природным богатством. Поэтому и говорят:  Рамзай – это наш родниковый край! (эти сведения  я позаимствовал из газеты «Школьные вести» №8 2004 год школьного музея). А поэтесса в поэме пишет о трогательно-трудной истории  рождения Рамзая:

И застучали топоры,
Нарушив тишину природы.
И вот с далекой той поры
Рамзай отсчитывает годы!

И день и ночь пришлось трудиться –
Вал строить люди поспешали,
А как надежней защититься,
Всем миром, сообща решили.

А рядом строили избушки,
Которые соломой крылись.
И печки русские, теплушки
Построить люди торопились!

Убранство: стол, топчан и печка,
И в красном уголке иконка.
Горит в лампадке, тая свечка,
Да еще зыбка для ребенка.

И как говорится и водится: «Глаза боятся, а руки делают», поэтому село Рамзай, возникнув на пустом и безлюдном месте, стало постепенно развиваться и расширяться. И за 340 лет обрело свой облик, свое лицо, индивидуальность, свои обычаи, традиции и свою историю, как поэтически вещает нам Любовь Ивановна в поэме:

Вздохнула матушка – земля!
И до нее коснулись люди.
Ведь, наконец, теперь она
Для них кормилицею будет!

К земле лишь руки приложить, -
На урожай не поскупится.
И будет вечно всем служить,
Чтоб ей могли всегда гордиться!

Из материала интернета и школьного музея мы узнаем, что в те давние времена  рамзайские крестьяне на пахотных угодьях возделывали рожь, овес, просо, гречиху, коноплю, картофель, а пшеницу не производили. Узнаем, что уровень сельского хозяйства был чрезвычайно низок, потому что техника обработки земли была убогой: соха, мотыга, деревянные бороны. Урожаи получали низкие, крестьяне разорялись и с трудом выживали. 

На заре становления Рамзая, также создавались и мелкие примитивные предприятия по переработке сырья: винокуренные, кирпичные заводы, мельницы, пуховые артели, скорняжные промыслы, производители деревянной посуды и грубой мебели. Это было трудное существование, но люди жили, строили, обрабатывали землю и с Божьей помощью выживали. Во что люди верили и что для этого делали, так же читаем в поэме:

А Божий Храм! Как без него?
Где можно душу успокоить?
Ради спасенья ради своего
Здесь стали люди церкви строить!

Работали и стар, и мал,
Трудились, рук не покладая!
А Бог в труде им помогал,
Сердца людские согревая!

Разнесся колокольный звон
И озарились светом лица.
Теперь сюда со всех сторон
Шли люди Богу помолиться!

Первая   церковь  в   Рамзайском  остроге   появилась  почти  вместе  с  крепостью. 
Тогда, по Указу святого патриарха, была построена деревянная церковь Богоявления на территории крепости в 1689 году. Во время обороны крепости  в августе 1717 года крепость была разрушена,  многие защитники погибли, а  церковь сожжена.

В 1817 году в Рамзае была построена красивая каменная церковь  и снова названа Богоявленской, а в 1853 году была построена вторая  каменная Троицкая церковь, которая находилась в Роще – усадьбе губернатора Панчулидзева, практически в центре села, и считалась именной и обслуживала главным образом зажиточных людей. Третья церковь в Рамзае была построена на территории кладбища  в 1877 году и была деревянной с названием Казанской Божьей Матери.

Более 200 лет церкви  служили верой и правдой всему населению села, но в 1937-38 годах  намоленные людьми храмы в революционном невежестве были варварски  разрушены и прекратили  свое  существование.

Прошли годы и фанатичный угар, как заразная пена, был смыт на свалку истории, и в 2002 году по инициативе схода жителей в Рамзае появился Богоявленский молитвенный дом, который вначале разместили в  строительном  вагончике.
А далее инициативная группа верующих  провела работу по организации сбора средств на строительство церкви в селе Рамзай. На пожертвования людей  с 2005 по 2007 год выстроен и открыт небольшой одноглавый деревянный храм, снова названный Богоявленским.

Многие жители села приняли самое активное участие в строительстве и возрождении православного храма. Нет ничего приятнее, чем  видеть одухотворенные и  восторженные лица многих верующих селян и среди них  своих друзей-строителей Машковых Раисы Ивановны и Виктора Александровича,  учителя-краеведа Филатову Валентину Николаевну, активных прихожан, которые много сделали, чтобы сельский храм снова открыл свои двери… 

В сегодняшнем Рамзайском божьем храме скромно устроено все так, чтобы помогать людям молиться и  побуждать  духовные  возвышенные  чувства.
А православная вера  дает людям радость жизни и силы для перенесения невзгод, помогая сохранить истинно нравственные человеческие ценности, чтобы люди радовались жизни и чаще песни дивные звучали, поэтому читаем дальше, о чем  так душевно написано  в поэме:

А вечерами над селом
Здесь песни дивные звучали.
И замирало все кругом,
Забыв про беды и печали!

О, песня русская моя!
Ничто с тобою не сравнится!
И как же я люблю тебя!
К тебе душа моя стремится!

А как гармошка зазвенит,
Все про усталость забывают.
Теперь никто не усидит –
Лихую песню запевают.

И запевала, как всегда,
Пройдет по кругу для порядку.
И, кажется, сама земля
Под эту песнь пошла вприсядку!

И завертелась, понеслась
Над полем песня лиховая!
Зеркальной речкой разлилась,
И нету ей конца и края!

Эта часть поэмы о зарождении культурных традиций, как водили в старину хороводы,  как пели на селе старинные русские народные песни. И  «Барыня» была любимой пляской крестьян , «когда сама земля под эту песнь пошла вприсядку!» А  Любовь Ивановна в поэме, как пазлы,  продолжает складывать  дальше картину исторических событий:

А годы шли, Рамзай наш рос!
Уже и школы появились!
И вот теперь уже всерьез
Рамзайцы к знаниям стремились!

Тут и революция пришла,
Объединились все народы!
И свергли батюшку-царя,
И стала вся земля свободней.

И снова историческая справка. Рамзайская школа была основана  в 1872 году как образцовое одноклассное училище и ее рождение связано с именем семьи Загоскиных – родственников писателя-земляка М.Н. Загоскина. Они были просителями и организаторами училища в селе Рамзай, которое стало одним из лучших сельских училищ в Пензенском уезде. Оно могло  вместить  300  человек.
В 1902 году училище преобразовалось в двухклассное. В 1922 году открылась еще одна одноклассная образцовая школа – училище, а потом двухклассное. Кроме них были созданы 2 начальные школы с большим числом учащихся. К 1922 году в Рамзайской волости было 4 начальных школы, а в 1926 году – 6 начальных школ.

Статистические данные говорят, что в 1926 – 1928 годах на территории нынешнего Рамзайского сельсовета  было 11 поселков и деревень с общим числом домохозяйств более тысячи, в которых проживало более десяти тысяч человек! 

Поэтому и было шесть начальных школ.  С 1931 года было введено обязательное четырехлетнее образование, а с 1934 года – обязательное восьмилетнее образование. С 1938 года Рамзайская школа становится средней, а в 1941 году был первый ее выпуск со средним образованием. С 2000 года школа носит имя писателя-земляка М.Н. Загоскина. А мы дальше читаем поэму о Рамзае:

Колхозы стали создавать,
На смену им пришли совхозы!
И стал Рамзай наш расцветать,
Забыв обиды, горечь, слезы.

Но вдруг в село пришла беда:
Кому-то церкви помешали!
И сколько ж было слез тогда,
Когда их варварски ломали!

Но веру в Бога не убить!
Родился с верой человек!
С ней он живет и будет жить,
И не расстанется вовек!

В трудах, заботах жил Рамзай,
Все успевали люди наши!
И хорошел родимый край,
И нет его милей и краше!

Действительно пришла беда, кому-то в правящей элите православная вера  стала смертельно опасной и стала мешать управлять государством. И тогда невежественные и жестокие правители разных уровней власти, чтобы уничтожить и растоптать веру, «под нож» пустили тысячи культовых сооружений. И их не остановило, что многие из них являются бесценными памятниками архитектуры.

Не меньшая беда пришла, когда стали рушить многовековой крестьянский уклад аграрной страны, приняв решение о превращении России в индустриальную державу,  в 30-е годы вздыбили всю страну,  проводя политику «добровольно-принудительной коллективизации» и индустриализации.

По этому вопросу до сих пор много споров, правы были большевики или нет, которые приняли это непопулярное решение и твердейшим образом провели его в жизнь, чтобы раз и навсегда покончить с причинами голодомора в России. (так считали на 15 съезде ВКП (б), принимая решение о проведении коллективизации в стране).   

Для справки: после голода 1891 г, охватившего 29 губерний, Нижнее Поволжье постоянно страдает от голода: в течение 20 века, так Самарская губерния голодала 8 раз, Саратовская 9 раз. За последние тридцать лет наиболее крупные голодовки относятся к 1880 г. (Нижнее Поволжье, Санкт-Петербургская, Псковская, Новгородская и Олонецкая губернии) и к 1885 г. (Новороссия и часть нечерноземных губерний от Калуги до Пскова). 

Затем вслед за голодом 1891 г. наступил голод 1892 г. в центральных и юго-восточных губерниях. И голодовки 1897 - 1898 гг. приблизительно  в том же районе.  В 20 веке голод 1901 г. в 17 губерниях центра, юга и востока, голодовка 1905 г. (22 губернии, в том числе четыре нечерноземных, Псковская, Новгородская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907. 1908, и 1911 гг. (по преимуществу восточные, центральные губернии, Новороссия). Данные взяты в официальном энциклопедическом словаре Брогкауза и Эфрона. 

Возможно и поэтому, чтобы прекратить это стихийное и системное бедствие, как голод, и возникла объективная необходимость миллионы мелких частных производителей сельхозпродукции  волевым порядком укрупнить в колхозы, совхозы и агрохолдинги, где в разы выше урожайность при меньших физических затратах, благодаря механизации и автоматизации трудоемких процессов.

Время так же подтвердило, что веру в Бога у нас не убить, потому что с верой рождается человек. Все мы видим и знаем, что не успел человек родиться, а уже говорит:  Слава Богу!  Поэтому читаем поэму дальше, которая заставляет задуматься, как сделать нашу жизнь лучше, нравственнее и богаче:

И вдруг! Как страшно вспоминать!
На время замерла страна.
И как же боль в сердцах унять?
Над миром вспыхнула война!

Наш долг – Россию защитить,
Громить врага, быть крепче стали!
А если надо – жизнь отдать!
Рамзайцы твердо это знали!

Ушли рамзайцы на войну,
Оставив жен и матерей,
Чтоб защитить свою страну,
Громить всех недругов на ней!

Шли защищать свой край родной.
Чтобы спасти детей своих!
И чтоб с победою домой
Все непременно ждали их!

Вся страна поднялась на защиту родного Отечества, и почти все мужское население Рамзая так же ушло защищать Родину от врага.  Наши земляки воевали героически,  отважно и 481 из них  не вернулись с кровавых полей сражений.

В 1967 году в сельском Парке Победы установлен Памятник погибшим воинам-землякам.  Жители Рамзая и всей округи ежегодно в День Победы – 9 Мая приходят к Памятнику – мемориалу, чтобы отдать дань глубокого уважения и памяти всем погибшим и живым участникам Великой Отечественной Войны. Вся  душевная боль за этот период фронтовой жизни в поэме:

И защищали Русь свою,
И защищали край родимый!
А сколько полегло в бою:
Всех перечесть невыносимо!

Но нам их подвиг не забыть,
Их имена мы помним свято!
За то, что продолжаем жить,
Спасибо русскому солдату!

За то, что солнце светит нам,
Шумят хлеба и колосятся!
И за детей спасибо вам,
Они по-прежнему резвятся!

Историческая справка: в школьном музее на стенде «Вековечна лишь память святая» находится  Книга Памяти -  «Эхо войны» в четырех томах, которую издали к 55-летию Великой Победы. В эту  книгу вошли сочинения всех учащихся школы, рассказывающие о своих родных и близких в годы войны. Рамзайские школьники тем самым увековечили память о тех, кому обязаны жизнью и счастьем.

Невозможно без волнения читать эти детские воспоминания о том трагичном и голодном времени, когда в село приходили страшные голубые весточки – похоронки. Погибших оплакивали всей улицей, ведь у каждого на фронте кто-то был из близких.    Отгремело  жестокое  лихолетье,  но  боль утрат  не заживает 
«и ранам в сердце не зажить», поэтесса плачет вместе со страной, и, засучив рукава, трудится не жалея себя  и сердцем пишет  поэму о нашем милом родниковом крае:

И одеваются леса
В свои прекрасные наряды.
Щебечут птичьи голоса:
«Мы миру рады, солнцу рады!»

Лишь боль утрат не зажила,
И ранам в сердце не зажить!
Но Русь спасли, она жива!
И будет долго, вечно жить!

И снова строился Рамзай,
Преображался с каждым днем!
Наш родниковый милый край!
Слагаем песни мы о нем!

Хоть ты объедешь целый свет,
Нигде так сердце не забьется.
Чудесней в мире места нет,
Чем край, что Родиной зовется.

Пусть зазвонят колокола!
И пусть мы все добрее будем,
Чтоб вера в Бога ожила,
Давайте Храм построим, люди!

Всевышний сохранит наш край,
Сбережет от всех напастей.
Пусть процветает наш Рамзай
Во имя мира и согласья!
 
Рамзайцы, как и весь советский народ, дружно приступили к залечиванию тяжелых ран, нанесенных войной. К сожалению, годы коллективизации, индустриализации и войны привели к масштабной миграции населения по всей России, в том числе и в Рамзае. 

Как я писал выше, в 1928 году на территории нынешнего Рамзайского сельсовета было 11 поселков и деревень,  с общим числом домохозяйств более тысяч домов, в которых проживало более десяти тысяч человек.  Весной 1960 года осталось 5 селений и до 500 домов с общей численностью населения до 2800 человек.  Создание  Рамзайского учебно-опытного  хозяйства  приостановило  миграцию  населения.
 
В Рамзае в 1954 году было проведено укрупнение колхозов, когда из трех образовали один колхоз «Путь к коммунизму».  В 1958 году этот колхоз переходит в учебно-опытное хозяйство Пензенского сельскохозяйственного института. Где специализацией хозяйства стало производство семян зерновых культур высших репродукций, выращивание и продажа племенного скота.

Это были годы послевоенного подъема, когда высочайшими темпами шло не только восстановление всего порушенного, но и развитие производительных сил страны. Рамзайское учебно-опытное хозяйство обрело статус градообразующего предприятия.

В Рамзае была создана необходимая производственная база: построены два коровника, телятник, свинарник, гараж, машинотракторные мастерские, стройцех, три зерносклада, мельница, столовая и другие производственные объекты, а также были запроектированы и построены жилые дома для работающего персонала по всем улицам поселка.   

Поэтому из захолустной дореволюционной деревни, Рамзай стал превращаться в поселок городского типа. Где были построены двухэтажные жилые здания (вместо хижин под соломенной крышей), построили кирпичное здание школы на 400 учеников, детский сад на 90 мест,  столовую, амбулаторию, почту, магазины и другие культурно-бытовые здания.  В асфальт «одели» центральные улицы и тротуары,  цветочные клумбы украсили дворовые территории.

В год своего 300-летия (1978 год) в учхозе трудилось  522 человека, и  были механизированы многие трудоемкие процессы. Так автомобильный парк был доведен до 120 автомобилей разных марок, тракторный парк до 100 тракторов, а уборочная техника насчитывала 30 комбайнов разных модификаций.  В сфере  вспомогательного производства работали швейный цех, пекарня, цех по производству макарон и колбасных изделий.

В центре Рамзая разбили большой парк с аттракционами и красивым фонтаном, где посадили сотни деревьев и кустарников для отдыха взрослых и рамзайской детворы. А на улице Большая Дорога,  которая проходит через Рамзай -  автострада Москва-Самара-Челябинск,  к услугам путников и гостей, как я писал выше, во всю мощь заработал родник «Чайник» и была открыта база отдыха «Чистые пруды».

На эти перемены Любовь Ивановна поэтически откликнулась благодарными словами  в  песнях о  Рамзае:

«Наш Рамзай зажигает Огни»

Все рамзайцы по праву гордятся
Дивной прелестью Чистых Прудов.
Хорошо по утрам прогуляться,
Затеряться средь спелых хлебов!

Перекличку ведут хлеборобы,
Соревнуясь до самой зари.
И над рощей, встречая заходы,
Наш Рамзай зажигает огни!

В Рамзае есть и площади,
И парки, и сады!
Они нам с детства дороги,
И мы в них влюблены!

Заря встает над Рощею,
Поселок весь ожил»
И солнцу улыбается
Рамзай – наш сторожил!

«Рамзай особой красотой живет»

Среди берез и тополей могучих
Рамзай особой красотой живет.
Тебя, мой край, роднее нет и лучше,
И о тебе всегда душа поет.

Мы в честь твою поем, Рамзай, и славу!
Желаем здравствовать тебе мы много лет,
Ты – малая частичка всей Державы,
Для нас милее в мире места нет!

Гордимся мы, Рамзай, всегда тобою,
Людьми хорошими земля твоя щедра.
И мы все связаны одной судьбою,
Желаем тебе мира и добра!

Многие годы мы посещаем волшебный Маркеловский лес, который  находится всего-то в сотне метров  от родительской усадьбы на улице Загоскина, это окраина села. Всего-то и делов, чтобы выйдя из дома перейти глубокий залуженный овраг, который перегорожен широкой дамбой. 

Искусственная водная акватория получила название Маркеловский пруд. Маркеловский пруд – это не просто прекрасный уголок природы,  а это  украшение Рамзая, где уже более двухсот лет отдыхают жители, плавая и купаясь в прозрачной родниковой воде. 

Высокий берег пруда, как бы является пригорком, поднявшись на который  сразу входишь в лесную чащу. И в этой лесной чаще чувствуешь себя как в глухом лесу, когда над головой ветвями шумят высоченные деревья, а внизу тишина и благодать.

Когда дети и внучата были совсем маленькими, то в этом лесу они все воспринимали как настоящее чудо. Они смотрели и удивлялись, почему я обнимаю и здороваюсь с деревьями и разговариваю с травой, как с близкими друзьями.   

Я их убеждал, что это мои  друзья, которых я очень люблю, и они, когда  обнимаю березку или ствол дуба, передают мне свою силу, и насыщают меня своей энергией. И до сих пор объясняю детям, что в природе все взаимосвязано.  Поэтому, когда они  обнимают нас с мамой,  то мы также передаем энергию своих сил им - своим детям.

Также их убеждаю, что  деревья и лесные травы при этом волшебным образом доверительно сообщают, где нас ждут полянки с грибами. И дети приходили в восторг, когда вдруг в траве под деревьями начинали находить боровичков, подосиновиков, полянки с маслятами или опятами.

Вот такое чудо Маркеловский лес, который с западной стороны на целые километры прикрывает Рамзай от холодных зимних ветров, а летом сохраняет прохладу и чистый целебный воздух.

Своим детям и внучатам объясняю, что не только я один разговариваю с лесной флорой и  фауной, как с  волшебными созданиями природы, но и рассказываю им каким нежным поэтическим языком выражает свою любовь к Природе и Родине наша Любовь Ивановна Малюгина, а мы восхищаемся  ее стихами:

«К травинке каждой прикоснуться»

Люблю одна по лесу я ходить,
В природу с головою окунуться!
Здесь я могу с цветами говорить,
К травинке каждой прикоснуться!

Кивают мне березки в тишине,
Что может быть на свете их чудесней?!
Вдруг, будто хор, раздался в вышине,
И зазвенят по лесу птичьи песни?
Словами чувства все не передать,
Которые в душе моей роятся,
И хочется стихи скорей писать
Здесь совершенно некого стесняться!

И я пишу, а мысли все больней!
Пусть рифмы некрасивые ложатся!
Люблю тебя, мой край, еще сильней,
И в этом я спешу тебе признаться!

«За жизнь свою тебя благодарю»

Россия – Родина моя любимая!
Люблю тебя всем сердцем, всей душой!
Люблю твои поля необозримые
И голубое небо над тобой.
Люблю за родники звенящие,
За пенье птиц, за светлую зарю,
Люблю и прошлое твое,  и настоящее,
За жизнь свою тебя благодарю!
Люблю за каждую травиночку,
За каждый кустик и вечерний звон!
Ты – моя радость и моя грустиночка!
Тебе, Россия, мой земной поклон!

Вот пишу и думаю о Любовь Ивановне, и невольно вспоминаю и свою историю, которая  изменила ход событий и мировосприятие в  моем  детском  сознании  после выпускного вечера, по случаю окончания вечерней школы в 1962 году.  Я сдал на отлично  все выпускные экзамены, но для меня тогда это было не главным событием в жизни, а главным событием стало то, что учитель математики  задал вопрос о моих планах на будущее и силой своего убеждения переориентировал все мои ближайшие планы!

А мои планы были весьма  приземленные: окончить техническое училище, обрести рабочую профессию и отслужить в армии, а дальше видно будет, что делать. Тогда, «за рюмкой чая»,  впервые в жизни услышал приятные слова признания, что я «штучный товар» (а не «разгильдяй и хулиган», которого выставили из дневной школы) и, что мне нельзя терять время на продолжение учебы в училище и на службу в армии, а нужно немедленно поступать в институт и становиться инженером!

Мой учитель настойчиво рекомендовал поступать на факультет гидротехнического строительства для дальнейшей интересной жизни, чтобы строить плотины, мосты, дороги, промышленные и жилые объекты. Я послушался и стал инженером – строителем.  Спасибо школьному учителю, который вовремя увидел во мне «дар» думающего Производственника!

Так и история судьбы Малюгиной Любовь Ивановны, которая благодаря учителям-наставникам развила свой поэтический и певческий дар, получила музыкальное и хореографическое образование, и многие годы реализует свой дар, как талантливый педагог, поэтесса, композитор, худрук, и как человек, обладающий огромной работоспособностью. И я очень хочу, чтобы об этом удивительном  самородке  многие знали и читали ее стихи не только в Рамзае, а по всей стране и по всему миру.

Лично мне приятно и волнительно, когда получаю рецензии – отзывы от коллег по «Прозе»  из разных уголков страны и мира: из Венгрии, Израиля, Канады, Австралии, Украины.  Может, мы сообща придумаем, как издать сборник стихов  Малюгиной Л.И. в полном объеме? 

Ее стихи, образно говоря, -  это поэтический бальзам, укрепляющий душу человека, придающий новые силы и мобилизующий нашу энергию на добрые дела! Любовь Ивановна  активно откликается на все события, которые  проходят в родном селе:

Пускай Рамзай считают и не броским,
Пусть испытал он много тяжких бед.
Но мы все знаем, что здесь жил Загоскин,
И этим мы гордимся с юных лет!

Мы действительно гордимся своим земляком Загоскиным Михаилом Николаевичем, героем Отечественной войны 1812 года, автором 29 томов романов, повестей, комедий, рассказов, стихов, либретто к опере. 

В 1978 году в Рамзае был открыт памятник писателю на месте бывшей усадьбы Загоскиных. Позднее этот памятник был перенесен к зданию школы, где и находится сейчас. Рамзайская средняя школа с 2000 года стала именной и носит имя Загоскина Михаила Николаевича.  Мы стараемся своими делами  соответствовать великому земляку, и яркий пример – Любовь Ивановна Малюгина, герой нашего времени!

В Рамзайской школе рядом с памятником Загоскину М.Н. на мраморной плите написаны пророческие слова писателя: «Человек, который не любит свое отечество, жалок, а который осмеливается поносить его, заслуживает всеобщее презрение» .

Эти слова нужно крупным шрифтом обозначить во всех телевизионных студиях страны, чтобы «либеральные эксперты»  не чувствовали себя «хозяевами положения» и не позорили себя и нашу страну лакейским пресмыканием перед Западом.

На проводимых «ток-шоу» и театрализованных представлениях человека нужно заряжать позитивной  и созидательной энергией, как это многие годы делает уважаемая Любовь Ивановна Малюгина и ее коллеги со сцены Рамзайского Дома культуры. И за это им низкий поклон!


Рецензии
Благодарю, Олег, за впечатление, что получила я при чтении Ваших записей. Так много общего нашла. Понятно, ведь история одна: и боль, и радость с нами. Смогли и мы книгу создать, о милом крае много фактов записать, о людях рассказать, что строили и защищали.
Ваш труд велик, Вы очень сильный Автор! Произведение будет жить, я верю. Сколько талантов у героев Ваших. А сколько же они создать сумели!
С признательностью к ВАМ от всей души!

Нина Радостная   03.07.2021 18:17     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за внимание, поддержку и добрые слова. Не раз ловил себя на мысли, какое счастье жить и совершенствоваться в кругу российского талантливого народа-труженика и быть членом нашей большой многонациональной семьи! Поэтому я так же с признательностью к Вам от всей души! Берегите себя. С уважением,

Олег Намаконов   04.07.2021 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.