4. Пути Апокалипсиса

О чём же повествует нам «Апокалипсис», какова сама суть той проблематики, которая в нём затрагивается?
Апостол Иоанн, в самом первом стихе «Апокалипсиса», формулирует это такими словами - «Показать - чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1).
Обычно, в общепринятом контексте толкования, нам представляют суть повествования «Апокалипсиса» как - «символическое описание таинства исторических судеб всего мира и Церкви Христовой».
Но, давайте рассмотрим суть этих феноменов: мир, церковь и общество!
Для этого нам необходимо задаться вопросом: - Чего или кого творил Бог: мир или человека? Человек или мир главенствовал для Бога в Творении?
В зависимости от того или иного ответа на этот вопрос зависит и тот смысл, и то содержание, которое человек «видит» в «Апокалипсисе» …
Если Бог творил мир, и человека для мира, то «Апокалипсис», и правда, повествование, в первую очередь, - о «грядущих судьбах мира», и только потом, в последнюю очередь, повествование - о «судьбах человека в мире».
А если же Бог творил человека, и мир для человека, то и смысл, и содержание «Апокалипсиса» заключены, в первую очередь, именно в конечных судьбах каждого конкретного и отдельного человека, а вовсе не мира, общества или государства. Тогда и Церкви, к которым обращается Иоанн Богослов - это вовсе не какие-то социальные явления и институты, какими они обычно трактуются социологией и представляются нам обыденной экзегезой.
Здесь Церкви предстают перед нами соборами «личностей», каждой из которых Богом предписан - «путь духовного возрастания от личности к лицу», реализация личных потенций. И апостол, обращаясь к Церквам, обращается лично к каждому из тех, кто составляет это соборную церковную целостность - «тело и уды Христовы». Обращается не столько как судья, а как духовный врачеватель, вернее духовный тренер или духовник, ставящий духовный диагноз, описывающий те духовные нестроения и препятствия, которые мешают каждому из членов Церкви в осуществлении этого пути: - из «личности» в «лицо» …
Духовная уникальность посланий Иоанна Церквам как раз и заключена в том, что -обращаясь к соборному сознанию той или иной Церкви в целом, он обращается к каждому её представителю в отдельности. И, слушая это соборное обращение, каждый из членов этой Церкви, не вербально и не психологически, а пневмологически и духовно, получает совет и врачевание от апостола лично для себя.
Но более всего удивительно то, что «Апокалипсис», как и любое духовное явление, имеет вневременное значение.
Само число семь - число тех Церквей, у которым обращается Иоанн Богослов, имеет символическое значение, которое заключено в том, что эти семь Церквей являют нам всю полноту уже существующих и ещё только будущих существовать церковных общин. Он, своим духовным руководством, охватывает и освещает, исправляет и исцеляет все существующие и возможные уклонения от истинной христианской жизни, и, тем самым, выступает духовником каждого из всех христиан, и своего века, и всех грядущих веков.
С самого начала своего существования Церковь, как тело Христово, как соборный организм, усилиями каждого своего члена, должна была вступить в тяжкую борьбу каждого христианина с заблуждениями своего собственного эгоизма относительно всего своего окружения, и иудейского (то есть внутрицерковного) и языческого (внецерковного), с целью приблизиться торжеству Христовой Истины в себе, вынести из своей души духовный мусор своего эгоизма: «самолюбования» и «саможаления», и привнести в неё огонь и кровь «самопожертвования», и чрез это «даровать себя в жертву» другому человеку, и другому человеку «жертвенно подарить себя», - обрекая себя и его собою, на блаженство и жизнь вечную.
В «Апокалипсисе» изображена эта борьба «личности» с самой собой за «лицо», скрытое в глубине самой этой «личности». Борьба эта проходит в Церкви, с помощью тех людей, которые составляют, вместе с борющейся «личностью» - общину - тело Христово. Только в ходе этой борьбы рождается торжество «личности» и Церкви над всеми духовными врагами - страстями, прижившимися внутри этой «личности»; показан наглядно «конец мира» страстей в этой «личности» и преображение - гибель духов, враждебных этому человеку и общине - Церкви людей вокруг этого человека. Показано и прославление духов веры и верности, и их воцарение в борющимся со своими страстями чаде Церкви. И этим достигается духовное возрастание всей Церкви - общины.
Последние времена - это не только борьба отдельного человека со своими страстями, но и начало страшных и кровавых гонений на христиан, как на абсолютно новое качество социального явления - соборную общину!
Истиной духовной причиной гонений было то, что христианские общины, в отличие от всех предыдущих религиозных социальных явлений, стали реально влиять на общество, изменять отношение людей к миру, путём духовно-нравственного преображения внутреннего мира уверовавшего во Христа человека.
Власть, основанная на эгоистическом языческом отношении к миру, зашаталась! И, чувствуя угрозу самому своему существованию, вступала в войну с Церковью Христовой …
Чтобы дать Церкви и каждому её «члену тела христова» новое духовное оружие, утешить и ободрить веру в людях, в предстоящих им скорбях и тяжких испытаниях, и был явлен Церкви «Апокалипсис».
А поскольку Последние времена всё длятся и длятся, физическое и психологическое давление на веру усиливаются, сменяя друг друга в своих политических и экономических проявлениях, та наглядная картина брани сатаны и Бога, которую рисует «Апокалипсис», и весть о конечной победе Церкви над «древним змием» (Откр. 12:9) продолжает быть нужной и для нынешних верующих. И буден нужна во все времена, вдохновляя веру на борьбу за Истину Евангелия Иисуса Христа.
И эта борьба будет вестись постоянно, в каждом приходящем к вере в возможность победы над служителями тёмных адских сил в себе, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить Церковь, как оплот бескорыстия и призыва любви человека к человеку.
Что же касается кончины самого мира, то об этом, как сказал Сын Человеческий, не знает никто, кроме Отца, в том числе и Он сам!
Дело людей - заниматься, вместе с ангелами, кончиной мира страстей в себе!
А конечные судьбы мира оставить в руках Божиих: Отца, Сына и Святого Духа …
Тем более, что и сам Сын сказал нам, - «Умаление страстей и умножение любви отдаляют кончину мира…»


Рецензии
Здравствуйте, Сергей.
Прочёл у Вас:
"путь духовного возрастания от личности к лицу"
"пути: - из «личности» в «лицо» "
Где можно почитать об этом подробнее? Где раскрывается понятие "Лицо"?
Спасибо.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   17.12.2018 17:26     Заявить о нарушении
Христианская философия лица на Проза. Ру. Сергей Михальчук 10

Сергей Михальчук 7   17.12.2018 21:18   Заявить о нарушении