Нур-ун-Ниса Инайят Хан принцесса-разведчица

Она родилась в семье потомственного принца, суфийского мистика и проповедника Ислама в Москве в год начала Первой Мировой войны. Во Вторую Мировую войну ее не стало, не дожила до победы каких-то 9 месяцев.
Ее отец, Хазрат Инайят Хан происходил из рода Типпу Султана, знаменитого правителя Майсура XVIII в., который во времена британской оккупации своего княжества предпочел сопротивление и смерть. Инайят обучался и поэзии, в девять лет при дворе махараджи Гаэквада Бародского (Maharaja Sayajirao Gaekwad III) и получил в награду драгоценное ожерелье и стипендию за исполнение религиозных гимнов. Также занимался он и классической индийской музыкой. Мальчик прилежно учился, обнаруживая при этом глубокое понимание мира, особенно его привлекали философия и религия. Инайят Хана принимает в свои мюриды Шейх Саид Мохамед Мадани. Успехи его в обучении были значительны, и в юные годы он уже имел посвящение в четыре Ордена, а именно: Чишти, Накшбанди, Кадири и Сухравардия. Однажды, после нескольких лет обучения и дружбы, Шейх Мадани призвал его к себе и во время уединённой беседы произнёс такие слова: «Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй мудрость суфизма, ибо ты одарён Богом Всемилостивейшим, Милосердным». Отныне, выполняя волю своего Муршида, Инайят Хан становится носителем «Суфийского Послания» — послания о свободе Духа. С 1910 года он путешествовал, покинув Индию, с лекциями и концертами по Америке, Европе, посещал и Россию. В Америке он женился на американке, которая приняла ислам и сменила имя с английского Ора Рей Беккер на Амина бегам. Первый их ребенок – дочь, которая получила имя Нур-ун-Ниса родилась уже в Москве в России, где ее родители жили уже более 7 месяцев. В России среди интеллигенции формируется кружок суфиев и здесь же Инайят Хан издает свою первую книгу «Суфийское Послание о Свободе Духа». Впрочем, уже в мае 1914 года он навсегда покидает Россию, хотя суфийский кружок вел с ним активную переписку вплоть до 1921 года, когда всякое инакомыслие в СССР стало активно подавляться. Сам же Инайят Хан живет в это время во Франции и только перед смертью возвращается в Индию. В 1927 году он умирает, его гробница расположена в Дели, однако – его дети остаются жить в Париже.
В это время Нур едва исполнилось 13 лет. Начиная лет с 5 она осваивала языки, училась играть на музыкальных инструментах, в том числе и на старинных индийских, участвовала в драматических постановках. После отъезда и смерти отца ее мать погрузилась в глубочайшую депрессию и все домашние дела и обязанности по уходу за младшими братьями и сестрами взяла на себя Нур. Денег, оставшихся от отца хватало, но необходимо было следить, чтобы малыши были накормлены, чтобы у них имелась необходимая одежда и обувь, чтобы они получали необходимое образование. Свалившиеся на девочку взрослые заботы поспособствовали тому, что она так и не вышла замуж.
Тем не менее, после школы она дополнительно обучалась медицине и музыке. В Собонне она заканчивает отделение по детской психологии, в Парижской консерватории – классы по фортепиано, арфе и индийским инструментам. В 1939 году Le Figaro опубликовала серию индийских сказок в ее пересказе. Потом появился сборник «20 историй из Джатака», который сумел снискать европейскую известность. Его даже перевели в Англии и Германии. Однако, над Европой уже навис призрак нацистского террора.
В 1939 году, после начала войны, она поступила на курсы для медсестер при Красном Кресте Франции. Вместе с матерью она бежала в Англию через Ла-Манш незадолго до того, как в ноябре 1940 года Франция капитулировала, поскольку для человека ее происхождения в нацистской Германии было только одно место – концлагерь. Впрочем, ее младший брат остался во Франции, его смогли прикрыть родственники его жены-француженки.
В Англии, чтобы свести интерес к себе к минимуму она меняет свое имя, взяв фамилию из рода матери и именуется теперь как Нора Беккер. Здесь она вскоре вступает в Женскую вспомогательную службу ВВС Британии (WAAF), где работает радистом. Именно там на нее обратило внимание Управление специальных операций SOE.
Так Нур стала радисткой секретного отдела «F», которым руководил известный шифровальщик и радист мистер Бакмастер. Сложно сказать, знала ли Нур о том, что нашла себе самую опасную военную профессию: на войне средний срок жизни радистов исчислялся одним месяцем. Крепкие, здоровые мужчины, сидящие в штабе на Бейкер-стрит, отослали хрупкую девушку на континент – во Францию. Она стала крошечным звеном группы женщин-радисток, которые передавали из оккупированной страны сведения, добытые бойцами французского Сопротивления. Ее мать не знала о назначении дочери и считала, что та уехала по делам на север Англии. В записке, которую матери должны были передать в случае ее гибели, Нур написала о своей борьбе с «Великим Злом».
17 июня 1943 года ее ночью с парашютом и рацией тайно сбросили близ столицы Франции. Отправляясь в Париж, Нур получила еще одно имя – Анна-Мари Ренье, тайный позывной – «медсестра» и код – «Мадлен». Она должна была стать связной Анри Гарри – француза, завербованного английской разведкой. В столице ее встретил агент Анри Дерикур, сообщил, что она станет входить в группу «Проспер». Ей изначально несказанно повезло. Вместо явки в условленное место девушка решила навестить брата – у того все было хорошо, но она, устав проспала у него дома два дня. За это время гитлеровцы выловили всю группу Проспер, которую сдал Анри Гарри, оказавшийся двойным агентом. В течении некоторого времени Нур удалось выйти на неизвестное немцам крыло французского Сопротивления. О ней знали и ее искали, но она раз за разом ловко уходила от погони, скрываясь на фермах и в разрушенных домах и передавая необходимую информацию в Англию. В течении 2 месяцев она кропотливо собирала информацию и передавала ее. Ее босс из отдела «F» предлагал вывезти ее обратно в Англию, но Нур отказалась. Кроме нее у Сопротивления больше не было радистов.
Гестапо постоянно висело у нее на хвосте, однако донесения в Лондон шли регулярно. Фашистам так и не удалось бы вычислить ее, но – предательство!.. Ужасное, бессмысленное предательство со стороны сестры одного из участников Сопротивления, связного Нур. Гестапо взяло всех: Нур, связного и его сестру. О расстреле обоих французов стало известно сразу. Информация о Нур не всплывала, но – поскольку Гестапо не сумело найти остальных агентов и не перекрыло связи Сопротивления было понятно, что Нур не выдала ни кусочка известной ей информации, она молчала до конца.
Уже потом, после войны по обрывкам документов и личных рассказов удалось восстановить ее историю. Она была арестована 13 сентября 1943 года, почти три месяца она продержалась в качестве радистки – достижение, повторить которое не удалось никому (через месяц, а то и меньше отдел «F» или вывозил своих или их находило Гестапо). Она дважды пыталась бежать. Во время воздушного налёта на Париж 25 ноября 1943 года Нур бежала из места заключения по крышам домов, но была настигнута погоней. На отказ подписать документ о том, что она больше не повторит подобного, её депортировали 27 ноября в немецкий Пфорцхайм и поместили в одиночную камеру. Девять месяцев её содержали в наручниках и пытались склонить к сотрудничеству, но Нур оставалась непреклонной. В 1947 году ее брат в Париже получил записку, подписанную Норой Беккер, в которой говорилось о том, что в сентябре 1944 года ее привезли в тюрьму Форт-Хэйм и снова пытали. Передавшая записку узница приписала, что Нора «кричала нечеловечески», после же пыток ее повезли в Дахау.
В архивах Дахау, одного из самых ужасных фашистских концлагерей, обнаружилась запись: 13 сентября 1944 года во дворе Дахау были расстреляны три француженки и одна англичанка. Когда их вывели, они взялись за руки. Им выстрелили в затылок, тела сразу же были отправлены на сожжение. Как выяснилось, этой англичанкой и была Нур-ун-Ниса Инайят Хан.
В архивах Дахау было обнаружено письмо, где один из охранников описывал, как прошел день. В то утро один из самых больших фашистских чинов лагеря – Фридрих Вильгельм Руперт – решил размяться. Привели темнокожую заключенную. Руперт избил ее до полусмерти. Устав, вышел покурить. Тело девушки представляло собой месиво кровоподтеков. Но все избиение она молчала. Садист Руперт вернулся и сказал: «Если не расскажешь кодов, убью!» Девушка разлепила кровавые губы и прошептала только одно слово: «Свобода!» В письме был номер заключенной – это была Нур.
Нур-ун-Ниса Инайят Хан была награждена посмертно не только орденом Святого Георгия, но и французским крестом ордена Почетного легиона.
На площади Гродон Сквер Гарденс старшая дочь королевы Елизаветы II принцесса Анна 8 сентября 2012 года открыла бюст Нур Инайят Хан, которую называют "принцессой-шпионкой".
Книга Джин Фуллер «Двойные сети» о подвиге и трагической судьбе Нур вышла в 1958 году.
Сказки Нур Инайят Хан печатаются по всему миру до сих пор, есть они и в переводе на русский язык.


Рецензии