Стразы Горбачёва. Мнение дилетанта, 4

"Рассуждизмы и пароксизмы", 111.

Политолог, получивший 25 июля 1996 г. от Президента благодарность за активное участие в организации и проведении его выборной кампании, 20.09.18 высказал на одном из известных телеканалов своё мнение о том, каких авторов читать для лучшего понимания российской политики и пути прихода политиков к власти.

Библиография политолога имеет ту особенность, что указанные в ней авторы либо зарубежные, либо эмигрировавшие, что имеет своё логическое объяснение.

Ниже – о книге из списка политолога: «Седьмой секретарь. Блеск и нищета Горбачёва».  (Справедливее было бы сказать: стразы и нищета, не повторяя Бальзака).

Эта книга, как и другие из списка, по субъективному мнению (а другим мнение не бывает) политолога, даёт возможность «лучшего понимания российской политики и пути прихода политиков к власти».
Следует отметить, что в отдельном издании (август 1990, «Библиотека электронной литературы в формате fb2»): «Утопия у власти. Книга третья. Седьмой секретарь. Блеск и нищета Михаила Горбачёва» отсутствует (по очевидной причине) «Послесловие. Что было потом?» (7 июня 1992) и «Из прошлого в будущее» (август 1994), присутствующие в издании всех трёх книг «Утопии…» и в сочинении «История Российской империи. История России 1917-1995».

Все эти книги отличаются, конечно, от очерка «Вехи 70-и летия. Очерк советской политической истории» - и это понятно - большим (значительно) объёмом и беллетризованностью. «Седьмой секретарь» и другие указанные книги - мне представляется - это, как было сказано при обсуждении и отнесено издательством «Наука» книги «1941, 22 июня»: «научно;популярная серия» … Что подтверждается отсутствием во всех книгах научного аппарата: библиографии, именного и предметного указателей (на что указывалось во мнениях и ранее).
Кстати, в «Седьмом секретаре» на стр. 168 (изд. «Библиотека электронной литературы в формате fb2») автор сам сетует на: «типичный для эпохи «гласности» характер: ведется дискуссия, называются имена, но не приводятся документы,..», но в своих книгах делает ровно тоже… Там же, на стр. 208 он указывает: «Избитые истины: стиль - это человек. Или, перефразируя: скажи мне, как ты пишешь, и я скажу — кто ты такой».
Таким образом, это справедливо характеризует и автора книг.

По сравнению с очерком «Седьмой секретарь» интереснее, читается легче.
Описывая Горбачёва на фоне и параллелях: от октября 1917 до августа 1990, от Ленина (и Маркса) до седьмого секретаря, автор пишет уверенно и тенденциозно против СССР, коммунизма и КПСС. Поэтому первоначально книга была издана за рубежом (что естественно и ожидаемо).
Что касается непосредственно Горбачёва, в книге есть справедливые, на мой взгляд, указания и выводы.

Несколько выжимок из текста (без комментариев).

- История семи «секретарей» свидетельствует, что главная их забота — овладение властью. Макиавелли заметил, что только вооруженным пророкам удавалось осуществлять свои идеи.
- Горбачев следовал золотому правилу тиранов: не правят вместе с теми, кто помог захватить власть.
- сельское хозяйство, которым Горбачев, как секретарь ЦК, руководил в 1978—1983 гг., переживало в эти годы кризис, сравнимый только с катастрофой эпохи коллективизации: от нового голода спасали лишь массивные закупки зерна за границей.
- По свидетельству Незнанского и Юдовича, будущий генеральный секретарь не выделялся из массы активистов ничем, кроме, может быть, особенно развитого честолюбия.
- Самый примечательный, бесспорно самый важный факт в биографии Михаила Горбачева: никогда, ни одного дня своей сознательной жизни, он не работал нигде, кроме партии.
- Горбачев, например, смело критикует «экономические отношения на селе», «забыв», что в 1978—1985 гг. он, как секретарь ЦК, ответственный за сельское хозяйство, вполне «отношениями» удовлетворялся.
- Положение при Горбачеве не улучшилось: прирост национального дохода в 1987 г. составил 2,3% по сравнению с 4,1% в предыдущем году.
- Высказывается, в частности Горбачевым, мнение, что советские граждане слишком много едят, поэтому им не хватает еды.
- В январе 1989 г. в Москве поправили статистику. По новым расчетам в 1990 г. советский дефицит составит 162 млрд. долларов, т. е. 11 % национального дохода. Американский дефицит в 1990 г. составит 140 млрд. долларов, или примерно 4% национального дохода.
- Тацит заметил: чем коррумпированнее государство, тем больше у него законов.
- По сравнению с налоговой системой, введенной в 1988 г., налоговая шкала 1926 г. была в пять раз меньше.
- Страна с самым большим пахотным ареалом в мире обречена «всегда» покупать зерно за границей. Каждый второй кусок хлеба, съедаемый в СССР, привезен из-за границы. В марте 1989 г. — через 4 года после прихода к власти — Горбачев констатирует: «Действительность такова, что продукции сельского хозяйства нам не хватает».
- свойственное Горбачеву желание получить прежде всего рекламный эффект
- История преступности в СССР свидетельствует о том, что наиболее криминогенным сегментом общества является коммунистическая партия, прежде всего ее аппарат.
- следует, наверное, сказать: партия и мафия — близнецы-братья. Советская мафия и коммунистическая партия Советского Союза.
- В социальной системе, как и в царстве физики, естественная тенденция ведет к энтропии, нарастающему беспорядку.
- Реализуя свою политическую реформу, Горбачев остается верен себе. … организуется наспех, небрежно, без подготовки. Точно так же, как все другие реформы перестройки.
- Горбачев говорил в несколько раз больше, чем все другие советские руководители вместе взятые.
- В армии США на одного генерала приходится 3400 военнослужащих, в бундесвере — 2400, в советских вооруженных силах — 700.
- Особенностью «перестройки» является нескрываемый разрыв между словами и делами, пропагандой и реальностью.
- Советская концепция социализма всегда определялась от обратного. Ответ «армянского радио» — капитализм это эксплуатация человека человеком, а социализм — наоборот — замечательно выразил стремление идеологов марксизма-ленинизма быть всегда «наоборот», стоять на «высшей ступени».
- Советская система всегда лучше всего действовала в условиях кризиса.
- Удовлетворение плохим, но гарантированным существованием, страх перед переменами — врожденные качества советского гражданина.
- Внутренняя политика Горбачева обернулась крахом.
- Горбачев — плохой, скучный оратор. Который, к тому же, говорит очень много, несравненно больше, чем любой другой его предшественник, исключая, может быть, Ленина.
- беспредельно самоуверенный, он рассчитывает на успех. «Я оптимист, — объявил Горбачев, — на основе глубоких знаний». Кроме «глубоких знаний» в основе горбачевской риторики лежит презрение к аудитории.
- Речи Михаила Горбачева, как правило, длинные, скучные, без какой-либо внутренней структуры, с нищим словарным запасом, с типичными для партийного языка искажениями стилистики, нередко и грамматики, русского языка. Они лишены стройности сталинских текстов,..
- Шесть томов «Избранных речей и статей» Горбачева
- Цель перестройки — превращение хлева в роскошную трехкомнатную квартиру, не выселяя свиней. Чешский анекдот
- Русский историк Юрий Готье записал в своем дневнике 1 января 1919 г. частушку, увиденную на стене дома в Москве: «Что ни час, то совет, что ни день, то декрет, а хлеба все нет».
- главный вклад — невольный и бессознательный, как мне кажется, — Михаила Горбачева в процесс, ведущий к гибели советскую систему.

Дополнительно – по отсутствующему в этом издании продолжению 1992 и 1994г.г.
- Не понимая и, в результате, не придавая никакого значения национальному вопросу, он допустил развитие национальных движений, ставших основной формой выражения недовольства коммунистической властью.
- После того, как империя рухнула, стало очевидно, что ударом, потрясшим ее основы, было решение России объявить о своей суверенности.
- Приоритет внешней политики в стратегии горбачевской «перестройки» объяснялся расчетом Горбачева на получение от Запада экономической и моральной поддержки.
- Когда во главе оказался нерешительный, хитрый и не очень умный лидер, партия превратилась в толпу.
- Непонимание Горбачева оказалось смертельной ошибкой. Он похоронил свою личную власть, партию и государство.
- Горбачев наклонился к Бушу и сказал: «Теперь вы — хозяин».
- торгуется с Ельциным из-за размеров пенсии, добивается предоставления огромного здания под «Фонд Горбачева», который он решил сделать центром своей будущей деятельности.
- Два года, прошедшие со дня окончания книги, не принесли ничего нового, что могло бы изменить взгляды автора на личность Седьмого секретаря.
- Слабый и тщеславный, необыкновенно самолюбивый и постоянно колеблющийся, нерешительный и лукавый, великолепный актер и мастер политической интриги, жадный к власти — Михаил Горбачев вряд ли может служить идеальным образцом государственного деятеля.
- Важнейшим пороком Михаила Горбачева было отсутствие цели, если не считать желание обладать абсолютной властью.
- Сегодняшнее «Смутное время» напоминает годы поисков в начале 20-х гг.


Рецензии