Анатолий Мариенгоф и революция

   Удивительные вещи говорил поэт Фёдор Тютчев ещё в 1848 году о революции.
 
        «Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления - все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром.
       Кто этого не понимает, тот уже в течение шестидесяти лет присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя.» 

«Революция прежде всего - враг христианства.»   
                Федор Тютчев, Россия и Революция, 12 апреля 1848


     Анатолий Мариенгоф, с которым близко сошёлся молодой Сергей Есенин по приезде в Москву в 1919 году, известен как автор книги «Циники».
     "Цинизм или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям, к общепринятым нормам нравственности".
 
     Очарованный столичной компанией более взрослых, красивых, элегантных дружных поэтов, с цинизмом отзывавшихся о том, что было свято для русского парня, обладателя Божественного поэтического дара и отравляя своим цинизмом чистоту его души, имажинисты на какой-то период увлекли провинциала Есенина за собой.
   
     Мариенгоф - красавец, щегольски одет.  Его называли «Последний денди республики»; окружён друзьями, которые под стать ему. Остроумен и весело циничен.
     Но, как я уже где-то упомянула, есть в его внешности нечто притягательное, но это нечто, мягко говоря, с антиангельским оттенком.

    «Чванствовать стихами без пыли содержания» при Сталинском, да и при любом другом режиме, по крайне мере, безопасно.
     Мариенгоф и компания всё шутят, а Есенин и Клюев готовы заплатить жизнью за эту землю-родину, за её сердце – веру православную, страдают за народ этой земли.

     Юный Есенин, приехавший в столицу из провинции, попадает под влияние–обаяние  Мариенгофа. Два года они "не разлей вода". В этот же период в творчестве Поэта появляются нотки безверия и выпады в сторону Неба.
    
     Если бы этого не было в его биографии, то скажу, как верующий человек, что -  у него, мне думается, было бы больше шансов выжить в период красного террора. В смысле помощи ему Высших сил.

      Клюев желал Мариенгофу несчастий. Осознавая силу Есенинского таланта, хотел   оградить, уберечь в чистоте его бесценный дар.

      А народ упорно считал Анатолия Мариенгофа виновным в смерти Есенина, если не прямо, то косвенно.
      Мариенгоф очевидно виноват в том, что заранил на какое-то время зерно безверия и цинизма в душу избранника Русской земли.
     Оставивший мемуары без вранья, просто "не мог понять нашей славы", не на его аршин была душа Есенина.
 
      «Лучше всю жизнь быть трусом, чем один раз быть убитым»...
      Таких «чванствующих стихами» не посадят в застенки, не будут мучить, их не вынудят покончить жизнь самоубийством, не убьют.
 
      Мариенгоф дожил свой век без арестов и прочее, в Ленинградской квартире, с любимой и любящей женой.
 Остроумный, лёгкий в общении, талантливый и красивый внешне человек.
      Но и он не избежал несчастья.
      На семнадцатом году жизни по невыясненной до сего дня причине повесился его единственный сын Кирилл, Кирка.
      У Мариенгофа тогда вырвались слова: «Совсем как Серёжа».

      Записки Кирилл не оставил, не объяснил свой уход. Только смерть выбрал ту же, какой как бы, закончил свою жизнь Поэт Сергей Есенин.
     В главе "Кирка Мариенгоф", я не без оснований и с большой долей вероятности, высказываю предположение по какой причине это несчастье могло случиться.

   


Рецензии
Согласен полностью с твоими рассуждениями на религиозную тему.

Александр Лемпинин   28.01.2022 08:04     Заявить о нарушении
Вот уже почти и год прошёл, после нашей, на этот раз виртуальной, встречи. Время летит.

Наталья Алексеевна Горенко   28.12.2022 18:51   Заявить о нарушении