Милость

                И долго буду тем любезен я народу,
                Что чувства добрые я лирой пробуждал,
                Что в мой жестокой век восславил я Свободу
                И милость к падшим призывал.
                А. С. Пушкин
                «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»



Три вещи, не дают мне покоя все эти дни – они и заставили меня поговорить на эту тему.

1. Владимир Набоков, в разговоре о чеховских персонажах, написал:
«Самый благородный закон природы – выживание слабейших»

2. В своем романе «Иуда» Амос Оз изложил свою версию на проступок Иуды, которая не совсем укладывается в прежние представления о нем – более того, противоречит ей.

3. Даже не знаю, как трактовать эти мысли – как новую научную гипотезу, либо как досужий вымысел, чем сейчас полнится мир новостей. Но, тем не менее, нет-нет, да и проскальзывает мысль, что «Обезьяна произошла от человека»

Что ж, опираясь на сей «благородный закон природы», мы неминуемо, казалось бы, вступаем в противоречие с основным законом природы: «Выживает сильнейший». И природа наглядно демонстрирует нам это законом эволюции, где естественный отбор происходит именно так – именно сильнейший, а именно более здоровый побеждает в схватке за овладение самкой, а следовательно и возможность продолжить род. Есть, правда, некоторые особенности этой «силы», играющие тоже роль этой самой силы, как например, незначительные и постепенные мутации, помогающие выжить - это подчинение окраса животного месту обитания, и пр… А также резкие сбои Генома, вызывающие очень сильные отклонения от прежнего вида и позволяющие совершить значительный скачок в эволюции вида. Может в этом «милость природы»? Слилась такая пара особей с природой, или удалилась тем или иным способом – не стала участвовать в жестоких боях за обладание самкой, не находя в себе, ни сил, ни желания идти по этому пути отбора по признаку физической силы – вот вам и выживание «слабых телом, но сильных чем-то новым».

Представляется, что именно таким способом и мог возникнуть Homo sapiens – ежели учение Дарвина, все же, имело место быть. Ученые даже предположили, более того, привели как научный факт, что данная «исторически значимая» мутация гена произошла в мужской хромосоме – именно она и предопределила возникновение гена, обуславливающего РЕЧЬ. А уже благодаря речи,  эволюция человека пошла вперед семимильными шагами. Ведь, именно речь, не только выделяет человека из царства остального животного мира, но она так же говорит и о продвинутости в эволюционном развитии отдельной личности. Таким образом, уже новым качеством «силы», не являющейся в большой степени, именно физической силой, появились новые «поросли силы», которые в трудной и пока ещё не устроенной жизни, не ценились, как таковые. Большая крестьянская семья, выживающая именно за счет повседневного труда, требующего физической силы, здоровья  и выносливости, с пренебрежением относилась к этим новым проявлениям силы. Более того, не только крестьяне, но и даже люди высшего сословия считали людей искусства «порчеными». В подборе невест и женихов в большом приоритете по-прежнему высоко ценилась физическое здоровье, выносливость, трудолюбие, и пр.

Как же выживали эти «слабейшие» в XX веке? Работал ли по отношению к ним «Самый благородный закон природы»? защищал ли он их – обладающих искусством речи, поэзии, творчества, музыки и письма? Не везде и не всегда, в революционной России - особенно! Их топили в баржах, расстреливали, грабили и убивали – единственное, что могло остаться после них – память их строк, записанных образов и голосов, преданий и ……….. Даже тем, кому удалось избежать физической гибели на родине, уезжая в чужие края, не удавалось использовать эти новые ростки, уже духовной силы сразу же, - всё это могло проявиться позже – в потомстве, обретшем уже силу гражданства и нового языка. К чему я всё это!? Да к тому, что  «К ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРИМЕНИМЫ ТЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ И ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, КОТОРЫЕ ТАК УСПЕШНО РАБОТАЛИ И РАБОТАЮТ В ОСТАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ!»  Так благодаря чему же, или кому, все-таки, работает этот «Самый благородный закон природы»? БЛАГОДАРЯ ЧЕЛОВЕКУ!» Ведь он, человек – часть природы, её лучшая часть! Но, к великому сожалению, эта лучшая часть становится всё меньше и меньше. Почему, где и как – это отдельный разговор.

Что же грозит человеку вновь превратиться в обезьяну и реален ли этот переход, в принципе. В мире все относительно – некоторые, используя высокие мерки человечности и душевности, которые так стремительно падают вниз – уже, пусть не внешне, но в поведенческом и личностном плане уже на пути к этому. Что именно работает не в нашу пользу? Сила – и только она! Причем, эта сила претерпела такие «искусные» преображения и метаморфозы, что приходится раз за разом отделять и отделять «мух от котлет». Но про некоторые разновидности этой силы, которые видны даже невооруженным глазом можно сказать и вполне определенно – именно они нас гонят именно туда – в пещеры и на деревья. И вовсе не обязательно, что  это: оружие, техника и электроника, при их непомерном и неправильном применении. Сюда можно отнести и деньги, которые, для многих, особенно в интернете, давно перестали быть эквивалентом личного труда, и за которые можно приобрести всё то, что, чаще всего, служит именно той самой силой, которая в человеке уничтожает человека и человечность. Власть – это тоже сила, более того, довлеющая над другими силами, зачастую, скатывающими человечество на путь деградации и регресса, а то и вовсе - эволюционной катастрофы. Человечество стало перед явным выбором: «быть или не быть», продолжать идти назад в плане деградации человека в человеке или идти вперед, снимая с рук и ног цепи, которые не позволяют расти духовно, эмоционально и душевно, накапливать в себе то, что все больше будет взращивать и формировать то, что «создано  по образу и подобию…»

Что не так с Иудой? Ранее, в одном из своих произведений, я попытался защитить его, - ведь, судила же, толпа – это она кричала «Распни!» Он истекал жизнью на кресте, а толпа, в это время праздновала с помилованным Вараввой. А Иуда оказался «стрелочником» и вынужден был поплатиться своей смертью и позором за их решение жить так, как они привыкли, пользуясь той силой и той властью, которая была уже привычна. Амос Оз в своем романе «Иуда» высказывает несколько, на мой взгляд, иную версию тех давних, но столь судьбоносных для человечества, событий. Он настаивает на том, что Иисуса не было никакой надобности выдавать поцелуем Иуды – Его и так все знали в лицо, во всём Иерусалиме, по его проповедям. Более того. Иисус, имея возможность «исчезать» вдруг, ступать по воде, творить чудеса излечивать больных и пр., мог спокойно удалиться, даже будучи схваченным. И вот именно здесь то и возникает искушение – искушение СИЛЫ. Да, да – именно той силы, о которой я вел речь выше – силы могущей всё! Но! В конечном счете, не позволяющей человеку не отступить назад, в его человечности, справедливости и божественности по своей природе.

И именно Иуда, как утверждает, Амос Оз, предполагая это, искренне любивший Христа, и уговорил Его явиться на этот суд, который, в результате, и вылился в судилище, обнажая истинную природу человека, не желающего никаких перемен и никакого продвижения вперед, в смысле духовности и развития. Искушение Иуды было столь же велико, как и убежденность Иисуса в его наивной неправоте и тщетных надеждах. И именно Иуда, ближе всех  Апостолов, принял к сердцу решение суда и последовавшее за ним распятие Христа. Считая себя непосредственным виновником сего и понимая, что толпа ужасна, как и её решение. Но, толпа откупилась сребрениками, ставя его уговор с Иисусом заведомо предсказуемым. Так и была наглядно и беспощадно продемонстрирована трагедия человечества, в которой «старые силы и устои» оказались выше Человека и Человечности. Апостолы отреклись, как и предрекал Сын Божий, а главный «виновник» - Иуда -безосновательно и преждевременно понадеявшийся на силу и справедливую власть нового – рассчитался с собою сам. Таокова матрица трагедии Человечества, повторяющаяся в малых и больших масштабах и по сей день.

Молчит человек, уже втайне кричит – «Распни!» Ушли, канули в Лету те времена, когда чужого мальчонку хватали за руку, а своего стегали крапивой. Сейчас уже за это судят. Никто из посторонних и соседей не останавливает тебя вопросом: «Ты чей будешь?» - никому до этого нет дела. Никто не «лезет в душу» «в чужую жизнь», не задает вопросов незнакомому человеку, никто не лезет в драку, стремясь помочь и выручить. Молчание стало красноречиво – зачем говорить, если за тебя «говорит» твой внедорожник, одежда, походка, круг друзей и врагов. Говорящего и советующего без просьбы и нужды, уже считают «Лохом» и даже «Лошарой», даже если он и семи пядей во лбу – посмеются только: «Если ты такой умный – то почему такой бедный!?» Даже дети уже говорят: «Умные люди никому не интересны!». Мир замкнулся в молчании и безразличии. Неугодность обозначают одним словом – «Неформат!», не считая нужным вдаваться в разъяснения и оправдания. Так ведут себя животные в зоопарке – не обращая внимания и не выказывая никакого интереса к посетителям, играя между собой, когда в клетке молодняк, и молча вычесывая друг у друга блох, когда уже минула разудалая молодость. Может это и есть будущая судьба человека, оперевшегося неразумно и опрометчиво на «просто силу»!? 


Рецензии
Согласна, что «К ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРИМЕНИМЫ ТЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ И ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, КОТОРЫЕ ТАК УСПЕШНО РАБОТАЛИ И РАБОТАЮТ В ОСТАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ!"

Ирене Крекер   23.12.2018 23:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирене!
Вся беда в том, что первая часть человечества понимает эту неприменимость, а вторая - пользуется тем, что первая не переступает эту черту. К тому же, попутно считая первых более недостойными, несовершенными и недоразвитыми.
Я уже несколько раз приводил в своих произведениях факт устройства конюшен в помещениях имения Льва Толстого в Ясной поляне, во время войны.
Спасибо Вам за прочтение и понимание этого произведения. Желаю Счастья и Удач!!!

Анатолий Федосов   25.12.2018 19:29   Заявить о нарушении