Картография счастья

Как-то так сложилось в современной психологической науке, что все ее внимание занимает пространство, условно называемое «как не должно быть». Психология и психотерапия картографировали все возможные уходы от нормы, а за саму норму взяли условно удовлетворительное состояние человека где-то на границе между «хорошо и плохо». При этом, как бывает «плохо» разобрано до мельчайших деталей, а как бывает «хорошо» почему-то списано со счетов.

Я сейчас задаю вопрос науке, как абсолютный обыватель, который каким-то чудом в свое время выбрался из чувственного пространства «как же плохо» и ступил на малоизученную почву «как же хорошо». Я сейчас поясню, о чем я. Дело в том, что в нашем эмоциональном спектре есть состояния крайне полярные – от катастрофически невыносимо ужасающих до блаженно непередаваемо прекрасных. Так вот, если человеку невыносимо плохо, то наука предоставляет огромное количество классификаций этого «плохо», с тем, чтобы человек был осведомлен о том, что его состояние изучено и подконтрольно, а значит, есть способы ему помочь, подвести к удовлетворительному пределу нормы.

Те же, кто рискнул из состояния нормы отправиться дальше, в безбрежные высоты счастья, вынужден столкнуться с тем, что наука совершенно ничего не знает о том, куда здесь ступать, как двигаться и какие ямы обходить. Счастье не изучается психологией ни экспериментально, ни физиологически и почему-то не представляет ее интерес, как объект не случайный, достижимый посредством тренировок. Возможно, считается, что вопреки высказыванию Толстого, несчастливы как раз все одинаково, а счастливы по-разному, излишне субъективно, а потому зачем тратить время на счастливых – с ними и так все ясно.

Тем не менее, такая однобокость играет злую шутку, ведь приводя человека к относительной норме, ему не дают никаких знаний о том, куда двигаться дальше, как подниматься выше к вибрациям блаженства и глубочайшего внутреннего экстаза. А это, между прочим, могло бы мотивировать людей не зависать в состоянии «без патологии» и двигаться дальше в мир наслаждения и гармонии.

Я ни за что не поверю, что господа психологи и психотерапевты не переживали состояний экстаза, вызванного естественным путем, а не применением каких-либо химических соединений. Почему же не возникает желания изучить его научно? Ведь если этот феномен существует, значит, его можно воспроизводить, находить методологические пути к нему и обучать этим методам массы. Общество людей, знающих возможности своей психики не только в негативном диапазоне, но и в позитивной стороне – способно на удивительные прорывы. Ведь человек, который знает естественный путь к состоянию внутреннего блаженства, все свое внимание будет направлять на созидание такой реальности, которая это блаженство будет поддерживать. Уйдут в небытие войны, бедность, деградация.

Наслаждающийся человек не испытывает внутреннего конфликта, он удовлетворен и полностью принимает себя. Невозможно охватить воображением, какие горизонты открываются обществу, в котором каждый действует не из слепого стремления заполнить внутреннюю пустоту, а из естественного желания делиться своей наполненностью.

Почему, собственно, у меня возник такой запрос к науке. Казалось бы, счастлива и наслаждайся, к чему тебе всякие классификации. Дело в том, что в одной из медитаций со мной произошел некоторый опыт, который наука могла бы изучить, что помогло бы миллиону людей входить в него, а заодно и в тысячи других блаженных опытов, которые открываются людям на духовном пути. Я уверена, что это состояние случается с каждым, кто хоть сколько-нибудь прилежен в медитации и остановке внутреннего монолога.
 
Если описать вкратце – это был неконтролируемый спонтанный столб блаженства, исходящий откуда-то изнутри вверх к голове, заполняющий меня с такой силой, что невозможно было в этот момент ни сопротивляться, ни соображать, ни что-либо контролировать. Разумеется, в силу абсолютной неподготовленности к происходящему, я смогла вынести этот взрыв рая не более 10 секунд, прекратив медитацию, вскочив и переключившись на внешний мир, в каком-то совершенном ошеломлении пытаясь осмыслить произошедшее. И даже если бы наука имела четкий ответ, что произошло на уровне химии тела, то я бы спросила у нее другое – как вновь туда вернуться?

За ответами я отправилась туда, откуда и был взят метод медитации – к духовному учению адвайты, которая, разумеется, дала сверхточные ответы. Вот только, конечно, ответы эти выходили за рамки научного понимания мира, потому что постулировали наличие тонких тел, к которым наука только начинает прикасаться в своих исследованиях по методу Кирлиан. И все же, если бы наука занималась картографией позитивных состояний сознания, человек имел бы более четкий прицел, входя на территорию счастья и доверяя науке. Я склонна думать, что большинство людей игнорируют медитацию, так как просто не доверяют словам духовных учителей о целой палитре состояний, которые открываются человеку в этом глубоко личном процессе.

Конечно, я немного лукавлю. Есть ветвь трансперсональной психологии, где совершенно безбашенные ученые изучают пространство сознания, лично практикуя все методы его расширения, и согласно собственному опыту выстраивают карту местности. Беда в том, что об этой ветви психологии знают лишь те, кто уже сам изрядно напрактиковался в том, что касается выходов за пределы нормы. А простым людям, мечтающим о чем-то более приятном, чем средняя удовлетворенность, сделать самостоятельный прыжок от бытового зависимого от внешних стимулов удовольствия к глубинам внутреннего космоса, доверившись непопулярным и пока официально так и непризнанным методам, крайне сложно.

Современные технологии позволяют изучать медитирующих монахов, людей, находящихся в состоянии влюбленности, мастеров, переживающих самадхи. Ученые могут исследовать состояние безусловной любви и беспричинного счастья и находить способы воспроизводить этот опыт путем определенных техник – ведь отдельные направления индуизма и буддизма занимаются этими практиками уже многие тысячелетия. Вопрос в том, почему этого не происходит на общепринятой научной базе, когда современный человек так в этом нуждается. На моей памяти только питерский ученый Константин Коротков занят подобными вопросами и выдает действительно ошеломляющие результаты, подтверждающие постулаты древних учений (не хочу детально останавливаться на этом, так как это совершенно отдельная обширная тема, материалы по которой можно найти в интернете).

Я не верю, что дело в каких-то этических аспектах, вроде тех убеждений, что счастливые часов не наблюдают, плохо поддаются контролю и своей внутренней свободой подрывают всякие основы государственного строя. Этим может руководствоваться политик, но не ученый. Вероятно, вопрос в банальной неосведомленности, что по другую, положительную сторону эмоционального нуля есть такое же безграничное пространство состояний, как и со стороны «минуса». И эти состояния требует детального изучения, ведь недостаточно просто научить утопающего дрейфовать на волнах, нужно подвести его к берегу и показать, что по земле можно ходить и даже взбираться на горы. А где горы – там и полет.


Рецензии