История одной песни-2

 Тридцать пять* лет минуло с того прекрасного выпускного летнего вечера, когда мы, семнадцатилетние мальчишки и девчонки окружив  нашу любимую историчку слушали её последние напутствия перед взрослой жизнью. Я навсегда останусь  благодарным этому замечательному педагогу и, в первую очередь, добросердечному человеку, обладавшему удивительной способностью превращать каждый  урок в настоящее увлекательное путешествие во времени и в  пространстве. Помимо неиссякаемого интереса к истории она  смогла привить  тягу к разносторонним  знаниям. В частности, её  постоянное использование латинских крылатых фраз и выражений подтолкнуло меня к их изучению. Во-первых, это занятие само по себе было развивающим, а во-вторых, служило отличным тренингом для памяти. Одно изречение постоянно всплывает, когда я слушаю песню Ивана Кучина "Хрустальная ваза":

Non bis in idem (лат.)

 Выражение означает один из принципов права - не наказывать дважды за одно и тоже преступление (нарушение). Собственно об этом говорит и действующая Конституция РФ. А именно часть первая в статье 50, в которой недвусмысленно говорится следующее:

"никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление"
Это правило отражено и в Уголовном кодексе РФ. В части 2, статьи 6.

 Сам же принцип non bis in idem, известен еще с античных времен. Он закреплен в международном праве: в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.:

 ("никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны").

 У американцев есть пятая поправка к Конституции, говорящая о недопустимости двойной или повторной ответственности за одно и то же совершённое преступление. Однако, известный в мировой практике и в российском дореволюционном законодательстве, этот принцип не был официально признан в советском уголовном праве. Он не упоминался ни в нормативных актах, и даже отсутствовал в юридической доктрине. Похоже, всему виной являлась  политика советского государства и особенно период широкомасштабных репрессий тридцатых годов прошлого века. Приведу несколько цифр:

 …По подсчетам «Мемориала», с 1918 г. по 1987 г. органы госбезопасности СССР арестовали 7 млн 50 тыс. человек (?), из них арестованные по политическим мотивам, т.е. по ст. 58 в ее разных подпунктах — 5,6 млн (?). Учитывая, что некоторые были арестованы ПОВТОРНО (!!) (фактически за ОДНО И ТОЖЕ преступление) исследователи «Мемориала» считают, что политических было около 5 млн человек. Из них не менее 1 млн (?)** были приговорены к высшей мере наказания…

 Напомню что 25 февраля 1927 года вступила в силу знаменитая 58-я статья УК РСФСР* — «контрреволюционные преступления», по которой в последующие три с лишним десятилетия людей отправляли в тюрьмы и лагеря, а сколько из них расстреляны? Точных данных нет и по сей день.

 Я не знаю доподлинно, чем руководствовался Иван Кучин при написании не оставляющей равнодушным песни, но смею предположить ,что не в последнюю очередь сюжет оказался заимствованным из нашей суровой жизни. Чтобы была ясна суть, я приведу выдержки из текста песни "Хрустальная ваза":
 
…Хрустальная ваза, кайма золотая
Разбитая вдребезг, застывшая кровь
И в комнате муж, что случилось не знает,
Стоял не дыша, и нахмуревши бровь
Прошёлся он взглядом по шкафу пустому
В ЧК позвонил, закурил у окна
Потом ни себе, не майору седому
Не мог объяснить где родная жена.
Его увезли, а квартиру закрыли
Согласно закону ещё до войны
Её не нашли, а его посадили
На двадцать годков, за убийство жены…
Шёл тридцать седьмой, смерть гуляла по зонам
Его ж горемыку прошла стороной …

…Он вышел из дома и вдруг постаревшую встретил жену
Та встреча была холодна как могила
Она лишь сказала: "Прости я ушла
А вазочку жалко, её я разбила,
Поранила руку в дорогу спеша..."
И вдруг она вскрикнула, и застонала
В руке хладнокровно сверкнул острый нож.
Он вновь позвонил, сообщил что случилось
Он верил, что смерть-справедливый виток,
Но снова над ним небо клеткой накрылось…
 
…"Ведь я же за это сполна расплатился
За это убийство уже отсидел..."
На совещание суд удалился
И приговор вынес-убийце расстрел... (орфография сохранена)


 Наверное, не будет излишним, если я вкратце расскажу об Иване Кучине.

...Родился в 1959 году в городе Петровск-Забайкальск. Учился на художественно графическом отделении Улан-Удэнского педагогического училища, затем служил в армии, в Забайкальском военном округе. Начал увлекаться музыкой... Первый срок получил за кражу музыкальной аппаратуры. Затем последовало еще три судимости, провел в местах лишения свободы двенадцать лет. Освободившись в последний раз в 1993 году  начал записывать песни. Как автор-исполнитель выступает с 1994 года, выпустил два магнитофонных альбома, которые имели хождение по стране... (их, кстати,  путали с альбомами А. Новикова).

  Иван Кучин награжден орденом "За службу на Кавказе" Северо-кавказским военным округом. Награждал Ивана лично генерал Трошин Г.Н.  Сам Кучин говорит о себе следующее:

"…Я попал за решетку.. не знаю, как долго это бы продолжалось. Но  когда у меня умерла мама, а я не смог ее похоронить, у меня проснулась душа, и я начал понимать, что мне не на кого больше опереться, со мной нет больше любимого человека…Каждый человек делает ошибки,  вот и  я их наделал на 12 лет. Я сидел  по глупости. Никого не убивал, а вот аппаратуру в доме культуры свистнул: Статья одна - 144-я (кража), все 4 раза. У меня была мечта - сделать собственную студию, записать музыку…
…Каждый человек, попадающий в места не столь отдаленные, встает перед выбором: либо идти вверх, либо вниз. Среднего там не дано. Конечно, немало людей уходят вниз, но многие - вверх!  Один идет в библиотеку, другой  рисует картины, третий поёт и сочиняет…"
(Иван Кучин).

Уверен, что многие знакомы с творчеством Ивана Кучина. Они по настоящему берут за душу. В них есть боль, пережитые страдания и самое главное, надежда и вера. Перечислю некоторые мои любимые:

«Человек в телогрейке»
«Пройдут года»
«В таверне»
«Цветёт сирень»
«Хрустальная ваза»

 Вероятно, кто-то надменно усмехнётся, мол «что может нести людям исполнитель шансона…». Ну…и ладно. Пусть так считают. Что тут скажешь…  На мой взгляд,  такие высококультурные  товарищи несколько оторваны от жизни! Многое испытал наш народ, чтобы пренебрегать подобными песнями и смотреть на них свысока…

*Увы, уже сорок..Написал я этот текст пять лет назад. Почему, увы? Так время же летит...Со страшной силой летит.


** Цифры конечно же, вряд ли когда-то станут на сто процентов точными, исчерпывающими, неоспоримыми наконец.


Рецензии