Надо ли крестить младенцев? Чем раньше, тем лучше?

Приведём описание Евангельского события о встрече ХРИСТА с детьми,  ибо каждое слово Евангелия имеет огромное значение.

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их». (Мк.10, 13-16).

Проанализируем это событие с житейской и духовной точки зрения. Важные моменты:
1. «детей приносили», значит, некоторые из них были совсем маленькими, вероятно, младенцами.
2. «приносили», чтобы «Он прикоснулся к ним», заметим это, и к этому ещё вернёмся.
3. «ученики же не допускали приносящих», и «увидев то, Иисус вознегодовал». Проявление чувств негодования со стороны Иисуса ХРИСТА  в Евангелии – большая  редкость. Это значит, что приход к нему детей, общение с ними  - для ХРИСТА имело большое значение не только с житейской, душевной  точки зрения, поскольку очевидно, что он любил детей, но и с духовной – ибо дети есть сонаследники Царствия Божия, ничуть не меньшие, а даже большие, чем его верные и просвещённые ученики и последователи.
4. «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им»,  - строго говорит ХРИСТОС ученикам.  Но относятся ли эти слова только к его ученикам, и только ли к этим конкретным детям и только ли в данном отдельном случае? 
Конечно, нет. Каждое Слово ХРИСТА имеет Вселенское значение и смысл. Это сказано всем и о всех детях на все времена. Запомним эти слова: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им»!

1) Но, что это значит в наше время?
В те далёкие времена ХРИСТОС, будучи Истинным человеком (и невидимо - Истинным БОГОМ),  пребывал в видимом материальном человеческом теле, и люди могли прикасаться к НЕМУ как к Пророку, Чудотворцу, но всё же человеку, а потому эти события выглядят вполне естественно.
Вот и  Ап. Иоанн говорит, что они возвещают «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что ОСЯЗАЛИ РУКИ НАШИ, о Слове жизни (ХРИСТЕ)…» (1Ин.1,1).

2) В Евангелии сказано, что после Воскресения Фома мог прикоснуться ко ХРИСТУ. Дело было так: ученики сказали  отсутствующему Фоме: «мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин.20,25-29)

3) Но после Вознесения ХРИСТА на Небеса было ли что-либо подобное, нам не известно. Конечно, можно найти, как правило,  среди католиков сотни свидетельств неких экзальтированных особ, скорей всего одержимых бесами, которые пишут трактаты, о, якобы, встречи со Христом и,  якобы, физических «контактах». Но, учитывая - кто и как об этом повествует,  можно уверенно утверждать, что эти бредовые, бесовские фантазии не заслуживают никакого доверия и внимания. 

4)Вероятно, - скажет читатель, - ХРИСТОС после Воскресения и Вознесения, будучи с БОГОМ в Царстве Небесном, на физическом, телесном уровне нам недоступен. Недоступен? Вы уверены?
А как же слова Иисуса ХРИСТА его ученикам уже после Воскресения: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 18-20)?

Здесь, ХРИСТОС прямо и ясно говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле как БОГУ. ОН может всё, в том числе и духовный, и физический контакт с человеком. Почему бы нет? Возможно, ОН не погладит дитя по головке, не возьмёт на руки, не обнимет, но благословит и сделает нечто большее для него и для всех людей, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1 Кор. 2 ,9).
Что же приготовил ХРИСТОС?  Об этом скажем позже.

5) И ещё, сказано  «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им», но что значит эти слова относительно младенцев,  маленьких детей. Ведь не могут же они сами придти! И вообще, что значит – прийти к БОГУ?
Когда человек говорит: «Я пришёл к БОГУ», это значит – он уверовал  в БОГА. Когда говорят – Я пришёл ко ХРИСТУ, это значит – я верю в БОГА, верю в Сына БОЖИЯ Иисуса ХРИСТА (БОГА и Человека), я крещён и стал членом Церкви Христовой. 

Но как «придти» к БОГУ может младенец? Ребёнок ничего не может без родителей, он может придти к БОГУ, к ХРИСТУ и крещению только в том случае, если родители не воспрепятствуют этому, помогут, принесут и приведут ребёнка к Таинству Крещения и Святого Причащения.  При этом, большая ответственность за дальнейшее духовное возрастание ребёнка возлагается на крестных, родителей, священника. Тем ни менее  участие в Таинстве Крещения родителей, крестных и даже священника  носит вспомогательный характер.

6) В самом Таинстве Крещения и Причащения главные участники – ХРИСТОС и дитя.  В Крещении младенец очищается от последствий первородного греха, от порчи и искажении человеческой природы и впервые обретает состояние святости. (Взрослые очищаются также ещё и от своих личных грехов).
В ребёнке, как и во взрослом в Святом Крещении зарождается от Духа Святого (БОГА) – Божественное Начало (Богочеловек).   Ребёнок становится членом Церкви Христовой, то есть частью Тела ХРИСТОВА, и наследником Вечной Жизни, и отныне находится под защитой ХРИСТА и Церкви. Он, живя своей земной жизнью, уже духовно пребывает  во ХРИСТЕ и со ХРИСТОМ  в Царстве БОЖЬЕМ. Это случается с некоторыми великими Святыми, которые живут одновременно и на земле, и на Небе. Почему это дано детям? Об этом скажем позже.

7)Итак, родители по воле Божией дают жизнь своему чаду, но Вечную Жизнь может дать только БОГ. И начало Её - в Таинстве Крещения. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
 
Но зависит от воли родителей – обретёт ли ребёнок, помимо земной, в будущем  - Вечную Жизнь в Царстве Небесном или нет. Когда ребёнок начнёт (и начнёт ли) свой путь БОГОподобия (оБОжения) под защитой Церкви и ХРИСТА. Если мы так боремся за физическую жизнь тела, недолгую и трудную, найдутся ли родители, которые захотят обделить, лишить своего ребёнка самого ценного для его души – блаженства Вечной Жизни?!
 
8) Не дай БОГ ребёнку умереть некрещеным, лишённым земной (не приведи ГОСПОДИ такого горя никому), но что ещё страшней – лишенным Вечной Жизни.  Это исправить, увы, не в человеческих силах. В Церкви служат отпевание, панихиды и молятся только о крещённых.  В этом году  было утверждено на заседании Священного Синода 14 июля 2018г. «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» в утешение родителям. Подробнее «Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться? http://www.patriarchia.ru/db/text/5241457.html).
Но это всё же далеко не то, как молятся о крещённых. 

Поэтому благочестивые родители стараются как можно скорей окрестить младенца. Обычно принято это делать на 40 день, но многие это делают сразу  после роддома, направляясь  в Церковь, где уже всё ими приготовлено заранее. А если ребёнок не доношен или в опасности, то приглашают священника прямо в роддом. 

Для тех, кто не знает: О некрещеных детях (и сродниках), живых и усопших, можно ставить свечки в Храме, можно и нужно молиться келейно, то есть самостоятельно и преимущественно дома.

5. ХРИСТОС  посылает  учеников учить и крестить народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что ОН повелел своим ученикам. Здесь важно, что ХРИСТОС  сказал: «крестить народы», заметьте, не отдельные категории людей – господ, рабов, не определённой национальности, не мужчин, женщин,  стариков, детей, а народы во всей своей совокупности и полноте.

Для нас важно, что все народы, то есть, и взрослые, и дети призваны креститься. И все народы  должны быть научены соблюдать то, что повелел ХРИСТОС своим ученикам, в том числе  - пускать детей приходить ко ХРИСТУ и не препятствовать детям.

6.  ХРИСТОС добавляет: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века». Да, ХРИСТОС, всегда рядом с нами. «Где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди них» (Мф.18,20) Но, всё же, куда приходить детям для встречи со ХРИСТОМ, чтобы ОН прикоснулся к ним?

И мы вспоминаем, что ХРИСТОС создал Свою Церковь, которую не победят силы зла, и что ОН – Глава Церкви, что Церковь – Дом БОЖИЙ – Тело ХРИСТОВО. И  Святое Таинство Крещение делает человека членом Церкви (Тела ХРИСТОВА) и наследником Царства БОЖИЯ.
А в Святом Таинстве  Причащения человек (взрослый или дитя) получает не только Божие благословение, но и Благодать Святого Духа, в Новом духовном теле, и дар Вечной Жизни, и силы, крепость и волю в борьбе со злом, в достижении БОГОподобия.
И здесь не только прикосновение к БОЖЕСТВУ, но соединение с НИМ духовное и физическое такое, что в человеке течёт уже  Божественная Кровь ХРИСТА, а в теле человеческом – ЕГО Божественное ТЕЛО.

И сбывается то, о чём говорил ХРИСТОС незадолго до Крестной Смерти и Своего Воскресения: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». (Ин.14,19-20)
В Церкви можем мы и наши дети  встретиться с Самим БОГОМ-ХРИСТОМ, более того, соединиться с НИМ, готовя себя к Вечной Жизни в Царстве БОЖЬЕМ.

7. Но как это происходит?
Господь говорит об этом ясно и  прямо: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?...Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». (Ин.6,48-70)

ХРИСТОС говорит открыто, ничего не скрывая, «ужасающие» для некоторых слова, их не хотят  понять и безоговорочно принять иудеи, неверующие и одержимые диаволом предатели ХРИСТА. Они пытаются выискивать в этих словах какой-то иной смысл, чем тот, который ясен и понятен  верующим  и воцерковлённым людям, имеющим духовный опыт участия в Святом Таинстве Причащения.   (О естественности и духовности этого Таинства: «Если не будете есть Плоти Сына человеческого, пить…» Къ Истине https://www.stihi.ru/2015/12/20/784)

Отдавая СЕБЯ ребёнку в Святом Таинстве Причащения, ХРИСТОС вместе со своим Божественным Телом и Божественной Кровью даёт ему Вечную Жизнь и оБОжение. «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Запомним, это сказано на все времена всем людям о всех детях – больших и младенцах. (Мк.10, 13-14).

8. Но продолжим рассмотрение этого стиха: « пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Почему тем, кто как дети принадлежит Царство БОЖИЕ? Что же такое есть в детях, что они, живя на Земле,  легко могут войти  в Царство Небесное, в отличие от многих взрослых? Первое – они безгрешны, Крещение исправляет и исцеляет их природу, повреждённую первородным грехом, и они уже в младенчестве испытывают впервые состояние Святости, которое душа не забывает никогда. Второе – доверие к верующим родителям вменяется им в веру, а послушание родителям  – в послушание БОГУ. Кроме того, дети по природе своей лишены многих недостатков и грехов, которыми обременены взрослые.

Поэтому, чем раньше крещён ребёнок, тем раньше он обретает  Ангела-Хранителя, тем больше защита его Церковью от всякого зла, тем больше у него сил, духовной крепости, а часто и физической, тем больше благодати, спокойствия, уверенности и доброты в его душе и в его поступках, тем надёжнее его связь с  Силами Небесными, тем больше он укоренен в Святости, тем раньше он начнёт путь здесь на Земле к Богоподобию и оБОжению, что и есть предназначение каждого человека.

Ибо «БОГ стал Человеком, чтобы человек стал Богом» (Святитель Афанасий Александрийский)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.