***

-Запомни,сын, по итогу будет иметь значение только то, какого оттенка взгляд ты будешь бросать на свою молодость.
 Так сказал мне мой отец, когда мы плыли на лодке сквозь спокойную гладь озера. Я с интересом взглянул на папу, удивленный тем, как резко он изменил вектор разговора. С места в карьер, иначе и не скажешь...Тем временем он продолжал:
-Если этот взгляд будет полон темных оттенков, горечи, сожаления, значит, ты прожил свою жизнь плохо. А если, глядя в свое прошлое, ты видишь мягкие оттенки, если на лицо сразу же при теплых воспоминаниях наползает улыбка, значит, ничего не было напрасно. Значит, все хорошо. Ты победил, и можешь смело смотреть в лицо смерти, с чистой совестью. И, знаешь, это главное. Я так считаю. Ведь страшно даже предположить, что приходит в голову людям, которые жалеют о своем прошлом. О своей молодости.
-А ты не жалеешь? - поинтересовался я.
-С возрастом я стал размышлять на эту тему. И вдруг, в определенный момент, я отчетливо понял, что нет. Все мои ошибки, провалы, неудачи...Я смотрю на них с улыбкой. И вовсе не потому, что они сделали меня сильнее и опытнее. Нет. Потому, что они всегда были частью меня, частью жизни моей и дорогих мне людей. Как бы тебе это получше объяснить...
 Отец замолк, обдумывая свои слова. Но я понял все и так.
-А что, если ты ненавидишь себя? Тогда ты не сможешь любить свои провалы из-за того, что они являются частью твоей жизни.
-Совершенно верно. Таким образом, мы возвращаемся в самое начало нашей беседы, а именно в этим самым оттенкам твоего взгляда. Ежели ты ненавидишь сам себя, то я прошлое свое не полюбишь, не сможешь смотреть на него с теплотой. По итогу мы приходим к тому, что все упирается в то, как ты относишься в целом к своей жизни. К себе. К этому я тебя и веду. Что бы в твоей жизни не происходило, относись к себе с достоинством. Не терзай себя, не разрушай, не убивайся понапрасну. И не обращай внимание на тех, кто будет тебя судить.


Рецензии